Войти в почту

Купить иномарку за рубежом: в каких странах искать автомобиль и как доставить его в Россию

Купить новый автомобиль в России стало крайне сложной задачей: из-за санкций и ухода зарубежных автоконцернов цены на привычные модели взлетели, а ассортимент резко сократился. Найти выгодный вариант на вторичном рынке теперь тоже считается большой удачей, так как автовладельцы не спешат избавляться от хороших машин, способных прослужить еще много лет. Альтернатива для российского покупателя — зарубежный авторынок. Ко всеобщему удивлению, даже с учетом затрат на доставку и расходов на легализацию машины в России такая цена зачастую оказывается привлекательнее, чем в отечественных дилерских центрах. Где за границей купить автомобиль и на чем получится сэкономить при доставке — разбиралась «Лента.ру».

Купить иномарку за рубежом: в каких странах искать автомобиль и как доставить его в Россию
© Lenta.ru

В 2022 году в России резко упали продажи новых автомобилей — с января по октябрь показатель рухнул на 60 процентов, подсчитали в Комитете автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Причины стремительного падения спроса кроются в дефиците автомобилей у дилеров и резком росте цен на оставшийся ассортимент.

на 60% снизились продажи новых автомобилей в России с января по октябрь 2022 года

С конца февраля большинство зарубежных автоконцернов, не считая китайских, прекратили поставки в Россию и приостановили выпуск машин на местных заводах. Дополнительным фактором, ограничивающим поток иномарок в РФ, стало европейское эмбарго на поставки предметов роскоши: компаниям из ЕС теперь запрещено экспортировать в страну транспортные средства дороже 50 тысяч евро. Аналогичные санкции ввели США и Япония.

В связи с резким сокращением запасов на складах уже к началу лета дилеры взвинтили цены: с середины февраля по конец мая средняя стоимость 30 популярных зарубежных моделей выросла на четверть — до 2,6 миллиона рублей; в отдельных случаях рост в денежном выражении достигал 5,4 миллиона рублей. К октябрю цены по большей части остались на том же уровне: с января по октябрь средняя стоимость нового автомобиля в России выросла на 19 процентов — до 2,29 миллиона рублей.

Фото: Эмин Джафаров / Коммерсантъ

Однако еще больше цены росли на вторичном рынке. Во-первых, во время кризиса финансовое положение россиян ухудшилось, и спрос на подержанные иномарки увеличился. Во-вторых, в сложившейся ситуации автовладельцы не спешат расставаться с машинами в хорошем состоянии, и поиск выгодных предложений на рынке стал очень непростым.

Эксперты называют положение на российском авторынке парадоксальным: цены у автодилеров стали столь высоки, что даже в Европе привычные россиянам модели оказываются в среднем в полтора раза дешевле, не говоря уже про Азию. Однако везти из-за границы новый автомобиль чаще всего трудно и невыгодно. Многие страны имеют законодательные ограничения на продажу новых машин иностранцам, а таможенные ставки на них могут доходить до половины стоимости автомобиля. В связи с этим эксперты советуют покупать за рубежом именно подержанные иномарки — с учетом расходов на перегон, комиссии и «растаможку».

Как купить автомобиль в Европе

Часто выбор россиян, желающих купить авто за границей, падает именно на Европу — там производят знакомые российскому покупателю модели, которые хорошо адаптированы к российскому климату (в отличие, например, от моделей из ОАЭ). Сергей Новиков, владелец компании Carsberi, которая запустила поставки авто из ЕС летом 2022 года, рассказал, что в России пользуются наибольшим спросом машины премиум-класса и массовые модели ценой от двух миллионов рублей — в частности, BMW 3 Series и 5 Series, Volkswagen, Audi.

По его словам, оптимальный вариант для покупки в Европе — автомобили стоимостью от двух до четырех миллионов рублей. «За эти деньги можно купить автомобиль 2018-2019 годов, в основном немецких брендов. У меня заказывают в основном BMW», — рассказал эксперт. Дешевые модели до миллиона рублей покупать невыгодно, так как за доставку придется заплатить 250-300 тысяч рублей — существенную долю от стоимости самой машины. В компании Mobil Expert советуют привозить из Европы автомобили, которые не производились в России, — например, минивэны Volkswagen Multivan или Renault Grand Scenic.

Обычно подержанные автомобили, привезенные из Европы, отличаются от российских лучшим техническим состоянием — в ЕС выше качество дорог, смазочных материалов и топлива, подчеркнул Антон Лобов из компании-поставщика АвтоDE. Он добавил, что самой выгодной покупкой для россиян считает немецкие автомобили, так как цены на них существенно ниже российских.

По словам представителей Mobil Expert, автомобиль из Европы доставляют в срок от десяти дней — небольшой по сравнению с доставкой из других стран. «Если говорить о Южной Корее или Китае, то доставка займет два месяца, из ОАЭ — два-три месяца», — сказали в компании. Тем не менее еще около месяца может занять легализация машины в России, отметил Лобов. Новому владельцу нужно будет получить свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства (СБКТС), но лаборатории, занимающиеся их оформлением, сейчас крайне загружены.

Отраслевой портал Autonews.ru утверждает при этом, что доставить автомобиль из Европы в Россию напрямую сейчас нельзя: машины перегоняют с оформлением в дружественных странах. Из-за санкций, в числе которых ограничения денежных переводов, автомобили часто оформляют на физлиц и доставляют самостоятельно или через российского посредника, потому что транспортные компании фактически не работают. Однако в компании Mobil Expert рассказывают, что перегон машины из Европы и прохождение границы можно осуществить при посредничестве граждан Германии и Литвы.

Если рассматривать доставку из западных стран, до сих пор доступен вариант покупки авто в США. Однако эксперт портала Колеса.ru Михаил Гзовский отмечает, что на российский рынок могут попадать машины после стихийных бедствий и наводнений, битые или восстановленные. Кроме того, из-за долгой перевозки на корабле автомобили часто покрываются солевым налетом. Но даже если вам повезет и машина приедет в хорошем состоянии, ждать ее придется долго — от 50 до 60 дней.

Как купить автомобиль в Японии

К лету среди россиян также вырос спрос на подержанные иномарки из Японии: по словам аналитика автомобильного портала «Дром» Алексея Гришина, к середине июня спрос на них вырос на треть по сравнению с началом февраля. В Японии распространены аукционные сервисы, где можно выгодно купить б/у автомобиль, механизм покупки прозрачный и надежный, говорят эксперты.

Фото: Toyota

По словам автомобильного эксперта Петра Баканова, «японцы» с пробегом 80 тысяч километров выглядят как новые благодаря качественным ровным дорогам и мягкому климату, из-за которого нет необходимости посыпать их солью. Баканов оценивает среднюю доставку автомобиля из Японии в среднем в 30-40 дней.

Эксперт отметил, что чаще всего россияне заказывают в Японии недорогие кей-кары, которые можно купить за 600 тысяч рублей, и крупные кроссоверы. Алексей Гришин подтвердил, что даже с учетом доставки стоимость машин из Японии гораздо привлекательнее тех, что предлагают российские дилеры. Он привел пример с праворульным Toyota Land Cruiser Prado — цена отличается почти в два раза: 7 миллионов рублей у дилера в России по сравнению с 3,5-4 миллиона с минимальным пробегом из Японии.

Эксперт по подбору автомобилей и автор Telegram-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов рассказал, что к осени из Японии в Россию стали возить много автомобилей европейских автоконцернов (с правым расположением руля), хотя раньше основную долю поставок составляли модели для местного рынка. Чернов объясняет эту тенденцию соотношением цен на рынке.

«Гибридная Toyota Corolla там стоит примерно столько же, сколько BMW третьей серии. И понятно, что люди выбирают второй вариант. Из Японии теперь почти не везут японское, зато все резко полюбили, например, Volkswagen Golf — таких машин к нам едет очень много. Да и в принципе почти все "немцы": BMW, Audi и так далее», — рассказал эксперт.

Как купить автомобиль в ОАЭ

Еще один популярный канал поставок подержанных иномарок в Россию — Арабские Эмираты. Специалист по подбору автомобилей и автор блога Carintrade Павел Карин рассказал, что в окончательную стоимость заказа из ОАЭ, кроме цены самой машины, входят таможенные платежи на границе и сопутствующие траты — на логистику, установку автоматизированной информационной системой экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» и комиссии посредников. По его подсчетам, на все перечисленное придется потратить от 260 до 500 тысяч рублей.

Фото: Виталий Невар / ТАСС

Отраслевой портал Autonews.ru пишет, что из ОАЭ выгодно везти дорогие автомобили и внедорожники, на которые приходится большинство заказов из России. Показательным является пример Toyota Land Cruiser 300 с 309-сильным дизелем: в России официальная стоимость этой машины начинается от 7,2 миллиона рублей, дилеры предлагают цены от 9,5 миллиона, а в Дубае такая модель стоит от 4,7 миллиона рублей. По оценке Autonews.ru, растаможка такого внедорожника обойдется в 2 миллиона рублей. Если прибавить к получившейся сумме еще 500 тысяч рублей на остальные расходы, получится официально заявленная в российском прайс-листе цена — 7,2 млн рублей.

У этой схемы есть несколько существенных минусов, добавляют специалисты, — главный из них в том, что машины адаптированы для местного климата и эксплуатировать их в российских погодных условиях может быть некомфортно. В частности, в автомобиле может отсутствовать функция обогрева сидений и зеркал, а еще сразу после покупки нужно будет заменить все технические жидкости, чтобы подготовить ее к морозам. В некоторых моделях для восточного рынка снижена коррозионная стойкость кузова. Во-вторых, машину придется ждать около двух месяцев, а в-третьих, при покупке не стоит рассчитывать на полноценную гарантию.

Как купить автомобиль в странах ЕАЭС

При доставке автомобиля из стран Таможенного союза ЕАЭС (Евразийского экономического союза), куда кроме России входят Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия, пошлин на границе с Россией не взимают. Из административных трат остаются только обязательные платежи за регистрацию в РФ автомобиля, ввезенного из стран ЕАЭС. По словам экспертов, они составляют от 10 до 30 тысяч рублей за машину с электронным паспортом транспортного средства (ЭПТС) и от 42 до 90 тысяч рублей — без ЭПТС.

Это обстоятельство делает покупку авто в сопредельных странах особенно выгодной. Однако следует помнить, что в отношении Белоруссии, так же как и в отношении России, действует ряд санкционных ограничений, а нехватка машин может быть и в других государствах ЕАЭС по ряду причин, говорят эксперты. Прежде всего, некоторые зарубежные бренды поставляют автомобили в «дружественные» страны через Россию, — представительство одно на несколько государств и находится в РФ.

Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

Специалисты также указывают на тот факт, что у производителей есть квоты на каждую страну-импортера — из-за резкого наплыва покупателей из России автомобили заканчиваются гораздо быстрее. По этой причине, например, уже опустел рынок Казахстана, который был одним из самых востребованных направлений для доставки иномарок, заявил автор Telegram-канала AvtoRevizorro Кирилл Чернов.

В качестве перевалочного пункта при отправке машин из других стран Казахстан не привлекателен — сэкономить на доставке не получится, добавил эксперт. Для транзита россияне все чаще выбирают Грузию, в особенности при покупке автомобилей, попавших под санкции, — например, люксовых машин из США дороже 50 тысяч евро. Чернов объяснил, что в таком случае машины премиум-класса оформляют на гражданина Грузии, а затем перегоняют в Россию на грузинских транзитных номерах и платят таможенные пошлины «в лоб» (размер сбора рассчитывается исходя из объема двигателя, стоимость автомобиля при таком методе расчета не учитывается).

Как доставить автомобиль — самостоятельно или через посредника?

Автомобиль можно привезти самостоятельно или через компанию-посредника, которая возьмет за свои услуги комиссию. Самостоятельная перегонка и оформления машины потребует от покупателя много времени и терпения, объясняет автоэксперт Петр Баканов. Нужно будет самостоятельно вести переговоры с продавцом, решать вопрос с выездом за границу, оплатой и таможенным оформлением. После доставки автомобиля в Россию покупателя ждет ряд бюрократических процедур — оформление СБКТС и установка системы «ЭРА-ГЛОНАСС».

При самостоятельной покупке автомобиля за рубежом главной проблемой станет вывоз валюты — безналичный перевод зарубежному продавцу невозможен из-за санкций, а на выдачу и вывоз наличных в России установлены свои ограничения, напоминают эксперты. Наличную валюту можно снять с банковского счета только в том в случае, если вы положили ее на счет до 9 марта 2022 года, а максимальная сумма, которую может выдать банк, равна 10 тысячам долларов или евро. Можно попробовать завести карту зарубежного банка, однако такая опция доступна не во всех странах. Кроме того, покупателя ждут потери на всевозможных комиссиях.

Фото: Bilderbox / chromorange / Globallookpress.com

Вывозя наличную валюту для оплаты автомобиля, россиянину придется взять с собой компанию из нескольких человек и раздать каждому сумму до 10 тысяч долларов или евро, или несколько раз пересекать границу, оставляя часть денег на другой стороне у знакомых или партнеров. Кроме того, можно воспользоваться услугами челноков. В каждом из этих случаев сделка держится исключительно на доверии, и есть риск столкнуться с мошенничеством.

Российские компании-посредники (их еще называют перегонщиками) предоставляют целый спектр услуг тем, кто не хочет заниматься доставкой самостоятельно, рассказывает Петр Баканов. Среди них:

1. подбор автомобиля под потребности покупателя, 2. доставка машины из другой страны,3. продажа подержанных иномарок под ключ,4. выкуп автомобиля на аукционе (например, в Японии),5. заключение договора с транспортной компанией, 6. доставка машины до таможенного склада.

Некоторые компании специализируются на помощи в прохождении таможни и последующей легализацией авто в России. Они заполняют за покупателя таможенные декларации, собирают и предъявляют пакеты документов, устанавливают «ЭРА-ГЛОНАСС» и проходят «растаможку» (сюда входит оплата сбора за таможенное оформление, пошлины и утилизационного сбора). «Некоторые большие торговые площадки, торгующие поддержанными автомобилями, тоже начинают привозить автомобили из Европы, но покупка машины у них может обойтись сильно дороже, а качество будет такое же, как у посредника», — пояснил Баканов.

По словам специалиста по продаже электромобилей Басана Морчукова из компании «Рольф Волгоградский», перегонщики авто из Китая берут за свои услуги 8-10 процентов от стоимости машины. За доставку машины из ОАЭ посредники берут 2,7 тысячи долларов (около 160 тысяч рублей), за брокерские услуги при прохождении таможни для ускорения процесса (порядка трех дней) — еще от 300 до 600 долларов (17–34 тысячи рублей), рассказал руководитель автосалона DubiCar Станислав Котов. За уплату таможенных платежей придется выложить около 10 тысяч рублей.

Фото: Марк Боярский / Коммерсантъ

Перегонкой начали промышлять и российские автомобильные блогеры. Например, блогер и автомобильная журналистка Елена Лисовская (канал «Лиса рулит» с 1,6 миллиона подписчиков на YouTube) до 24 февраля продавала поддержанные машины из России, а сейчас наладила поставки из-за рубежа под ключ. «Мы привозим из США, Европы, Казахстана, Грузии, Азербайджана, ОАЭ. Самые популярные направления — Эмираты, Казахстан и Европа», — рассказала Лисовская в разговоре с «Лентой.ру». Недавно она даже анонсировала новую опцию: возможность взять автокредит и оформить лизинг.

Аналогичные услуги стал предлагать YouTube-блогер Михаил Кульдяев (канал Clickoncar, 637 тысяч подписчиков). В отдельном Telegram-канале он размещает предложения по продаже уже ввезенных в Россию поддержанных иномарок, помогает подобрать автомобиль за рубежом, а также публикует собственную аналитику зарубежных вторичных авторынков. Для удобства пользователей Кульдяев запустил чат-бот, который считает индикативную стоимость привоза автомобиля, включающую цену машины за рубежом, растаможку, оформление СБКТС, ЭПТС, утилизационный сбор и оплату его собственных услуг.

Стоимость услуг посредника зависит от многих факторов: по данным компании «МосАвтоДилер», она варьируется от 50 до 250 тысяч рублей. Гендиректор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль рассказал, почему покупка подержанного авто за рубежом выгодна даже с учетом оплаты услуг перегонщиков. По его словам, за границей автомобиль BMW 530d 2019 года стоит около 2,5 миллиона рублей, расходы на оплату услуг посредника за растаможку и оснащение авто «ЭРА-ГЛОНАСС» увеличат ценник до 3,7 миллиона рублей — и все равно финальная сумма будет ниже дилерской цены в России, которая составляет от 4,2 до 5,5 миллиона рублей.

С какими рисками связана покупка автомобиля в другой стране?

Покупая б/у иномарку за рубежом самостоятельно или через посредника, следует помнить, что риски будут сопровождать вас на каждом этапе сделки.

1. Волатильность рубля

Эксперты напоминают, что таможенная пошлина при ввозе машины в РФ оплачивается в валюте; за время доставки курс рубля может упасть, и конечная стоимость авто станет больше, чем вы рассчитывали.

2. Мошенничество

Рынок услуг перегонщиков пока плохо регулируется и крайне привлекателен для мошенников. Специалисты советуют обращаться в компании, которые уже заработали хорошую репутацию на рынке и активно ведут соцсети, или искать посредника по советам знакомых.

Кроме того, для покупателя из России всегда остается риск получить автомобиль в ненадлежащем состоянии или с поддельной историей, подчеркивают эксперты. Уголовная или административная ответственность за продажу битой машины или скручивание пробега действует в большинстве развитых стран, но полностью искоренить это явление у властей не получится.

Фото: Janne Aspegren / Unsplash

В этом плане наиболее рискованной будет покупка под ключ иномарки, которую российская компания уже ввезла в Россию для продажи. Отечественные сервисы для проверки истории автомобиля не располагают данными о такой машине, и сведения о том, в каком состоянии она приехала из-за границы — узнать не получится. Если вы не доверяете перекупщику, можно попросить у него ссылку на сайт аукциона с архивом лотов, если автомобиль приобретался таким способом.

3. Поиск запчастей

Наконец, будет сложно найти и купить запчасти для автомобилей, произведенных для зарубежного рынка. В общедоступных каталогах может не быть нужной модификации, возрастает риск ошибки с номером детали, напоминают специалисты. Какие-то детали придется покупать по сильно завышенным ценам, а некоторые и вовсе достать не получится. По словам эксперта, эта проблема была актуальна и раньше, но с февраля ее усугубили проблемы с логистикой и платежами.