Войти в почту

Не больше 25 километров в час: в России ограничили скорость электросамокатов

Правительство России утвердило поправки к Правилам дорожного движения. Они вступают в силу 1 марта 2023 года и ограничивают скорость электросамокатов, электроскейтбордов, гироскутеров, моноколес и других средств индивидуальной мобильности. Это основное, но не единственное новшество.

Не больше 25 километров в час: в России ограничили скорость электросамокатов
© BFM.RU

Так, на элeктросамокатах любой массы можно ездить по правому краю проезжей части дорог, но только людям старше 14 лет и на тех участках, где максимальная скорость ограничена 60 километрами в час, а также есть велосипедное движение. Электросамокат при этом должен иметь, помимо тормозов, фары белого и красного цвета. На электротранспорте массой меньше 35 килограммов разрешается передвигаться по тротуарам, вело- и пешеходным дорожкам. При этом у пешеходов всегда приоритет — им нужно уступать дорогу. При пересечении проезжей части по пешеходному переходу водитель электротранспорта должен спешиться.

Поправки хорошие, только вряд ли они будут работать, считает житель Люберец Илья:

«Я положительно отношусь к такой инициативе, потому что я как пешеход и пользователь электросамоката регулярно вижу людей, которые лихачат, ездят непонятно как, непонятно, на какой скорости. Это давно бы стоило систематизировать. Но мне кажется, что никто не будет соблюдать эту инициативу, потому что не очень понятно, как ее отслеживать. Официально и дорогу перебегать в неположенном месте нельзя, но все это делают — и вряд ли кого-то штрафовали за это. Инициатива хорошая, но вряд ли она возымеет какой-то эффект, и от того, что люди ездят во дворах как умалишенные, это не спасет».

Автовладельцы тоже приветствуют принятые поправки, но с оговорками. Продолжает координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов:

Петр Шкуматов координатор движения «Общество синих ведерок» «Раньше те, кто ездил на моноколесе, электроскейтборде, электросамокате, гироскутере, были формально, юридически пешеходами. Если человек на моноколесе, допустим, проезжал, не спешившись, на зебре и водитель его сбивал просто из-за того, что не хватало скорости реакции, в этом случае виноватым становился водитель. Сейчас же эта ситуация урегулирована. Думаю, что эти нововведения скорее хорошие. Что касается скорости движения, здесь все сложнее. Дело в том, что у электрогаджетов нет номерных знаков, то есть идентифицировать их нельзя, они не подлежат регистрации в ГИБДД. Никто с радаром стоять и ловить электросамокатчиков, очевидно, не будет».

Теоретически можно попробовать настроить дорожные камеры на распознавание лиц водителей электросамокатов и прочего двух- и одноколесного электротранспорта. Но, во-первых, не всяким камерам хватит для этого производительности, а значит, их придется менять на более мощные. Во-вторых, нужно будет переделывать программную часть комплексов видеонаблюдения. А самое главное, это никак не поможет выявлению лихачей. Продолжает эксперт по системам фиксации нарушений Григорий Шухман:

Григорий Шухман эксперт по системам фиксации нарушений «Человек должен сдать свои биометрические данные, чтобы камера могла с этой базой сравнивать. Большинство людей по-прежнему свои данные не предоставляют, по этой причине большинство материала просто будет уходить в корзину — система не сможет распознать личность, нет базы».

И еще один момент, на который стоит обратить внимание. Специальных наказаний за нарушение Правил дорожного движения пользователями средств индивидуальной мобильности пока нет. Максимум, что может им грозить, — не слишком большой штраф. Комментирует автоюрист Сергей Радько:

Сергей Радько автоюрист «Наказание предусматривается Кодексом об административных правонарушениях, а там нет такой категории, как владельцы СИМ. Там есть пешеходы, водители, пассажиры, а также иные участники дорожного движения. Пока эти граждане попадают под категорию иных участников дорожного движения. И наказание, которое для них предусмотрено частью 2 статьи 12.29, это штраф в размере 800 рублей. То есть за любое нарушение, которое они допустят, может быть именно такой штраф».

Движение элeктросамокатов и других средств индивидуальной мобильности будет регулироваться специальными дорожными знаками. Правда, какими они будут, пока непонятно. Решения об установке знаков будут принимать местные власти в зависимости от наличия соответствующей дорожной инфраструктуры. Которая даже в Москве есть далеко не везде, не говоря уже о других российских городах.