Войти в почту

Василий Мотуз: реализация всех нацпроектов зависит от состояния дорог

По протяженности автомобильных дорог Алтайский край занимает одно из первых мест в России. Из 55,5 тыс. км дорог протяженность региональных и федеральных трасс в крае составляет более 16 тыс. км. Среди них - 1027 км федеральных автодорог. В 2022 году на дорожную отрасль региона было выделено около 22 млрд рублей, из них два ушло на приобретение техники. Начальник "Алтайавтодора" Василий Мотуз в интервью ТАСС рассказал об итогах пятилетней реализации нацпроекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" и достижениях дорожной отрасли, с которыми в этом году в регионе встречают 85-летний юбилей.

Василий Мотуз: реализация всех нацпроектов зависит от состояния дорог
© ТАСС

— Василий Орестович, в этом году Алтайский край празднует свой 85-летний юбилей со дня образования. С какими итогами к этой дате подошла дорожно-строительная отрасль?

— Я положительно оценивают результат работы отрасли. С 2019 регион вошел в реализацию нацпроекта "Безопасные и качественные дороги". В рамках нацпроекта мы начали улучшать состояние дорог региональных, межмуниципальных и городских. У нас в нацпроекте участвует три агломерации — барнаульская, бийская и новоалтайская. К 2024 году 85% дорог городских агломераций и 50% дорог регионального значения мы должны довести до нормативных показателей. Вся эта работа контролируется проектным офисом, который возглавляет лично губернатор региона Виктор Томенко. Нацпроект призван не только улучшить качество дорог с точки зрения физических характеристик, таких, как ровность и прочности, но и увеличить безопасность дорожного движения. Все эти моменты в нацпроекте учтены. Кроме того, правительство края дополнительно выделяет резервы, чтобы увеличить количество финансовых средств на строительство и ремонт дорог.

— Почему этому вопросу уделяется такое большое внимание?

— В свое время избиратели ставили губернатору этот вопрос как самый острый. Это волновало людей даже больше чем проблемы в здравоохранении, медицине, уровне зарплат. Теперь этому направлению выделяется мощное финансирование, благодаря которому в крае ежегодно прирастает около 800 км отремонтированных дорог. Нельзя забывать и о дорогах, которые были ранее в нормативном состоянии — за ними тоже надо следить. К тому же, у нас в крае в аварийном и предаварийном состоянии около 60 муниципальных и 30 региональных мостов. Мы помогаем муниципалитетам в работах по этим мостам. Что касается больших мостов, то их в целом все капитально отремонтировали. Теперь их нужно содержать.

— Но есть и территории, которые не вошли в нацпроект...

— Да, такие есть. Например, рубцовская агломерация не вошла в нацпроект, но правительство края уделяет большое внимание и Рубцовску, и Заринску, так как там работают системообразующие предприятия. Для решения задач в этих территориях выделяются субсидии из дорожного фонда. Кроме того, мы стараемся применять современные технологии и новые проектные решения, чтобы за те средства, которые нам выделяют, сделать больше дорог.

— О каких решениях идет речь?

— При помощи правительства были выделены средства на приобретение новой дорожной техники. В частности, речь идет о машинах для переработки старых покрытий. Мы с их помощью старые покрытия используем в основании дороги, а сверху покрываем новым асфальтом, тем самым удешевляем строительство и увеличиваем протяженность дорог для ремонта. Для обеспечения работы этой технологии нужны также цементовозы, набор катков. Такая техника есть у нас на каждом предприятии.

— Кстати, о технике. Хватает в регионе снегоуборочной и дорожной техники?

— За последние пять лет мы здорово приросли новой техникой. Дополнительно нам поручено приобрести дорожно-строительную и снегоуборочную технику для муниципалитетов. Поэтому мы в это направлении двигаемся и каждый год прирастем техникой. Так или иначе реализация всех нацпроектов (Образование, Здравоохранение, Демография и другие) в той или иной степени зависят от состояния дорог — будь то образование или медицина, туризм. Здесь никак без дорог не обойтись.

— А как обстоят дела с дорогами на селе?

— Сегодня мы благоустраиваем многие села в рамках так называемой программы "Устойчивое развитие сельских территорий". В целом по краю мы все большие села уже соединили с трассами. Остались только отдаленные населенные пункты и маленькие села с населением до 50 человек. В этих селах идет оптимизация образовательных и медицинских учреждений, соответственно организован подвоз в другие учреждения. Мы занимаемся строительством и реконструкцией трасс, чтобы сделать этот процесс комфортным.

— Как максимально обеспечить сохранность дорог?

— В этом поможет весогабаритный контроль. Мы должны ввести в эксплуатацию 15 устройств, которые измеряют вес в движении. Сегодня мы обустроили уже 13. Что это дает? У нас нет цели зарабатывать деньги на том, чтобы штрафовать людей, которые идут с перевесом. Наша задача — сохранить дорогу. Те, кто везут больше, чем положено на одну ось (а это 11,5 тонн) тем самым рушат дорогу. Чтобы исключить человеческий фактор, мы построили устройства с датчиками измерения веса в движении. К сожалению, перевозчики пытаются обмануть, замазывают номера, чтобы не соблюдать закон. Но наша задача — сохранить дороги. Кроме того, у нас есть передвижные пункты весогабаритного контроля.

— По каким показателям оценивается безопасность трасс?

— В нацпроекте есть такой показатель как число погибших на 100 тыс. населения. К сожалению, наши дороги, становясь лучше, не становятся безопаснее. Какой русский не любит быстрой езды? К сожалению, это оборачивается трагедиями. Основные нарушения — это съезд с дороги, лобовое столкновение, въезд на стоящий транспорт, наезд на пешеходов. Очень много нарушений, связанных с вождением в нетрезвом состоянии и без прав. К сожалению, в ГИБДД произошла оптимизация, инспекторов стало меньше. Мы принимаем усилия по фотовидеофиксации. Но когда на дороге стоит инспектор, люди более ответственно относятся к своему поведению.

— Какие инженерные решения принимаются для того, чтобы бороться с нарушениями?

— Это дорожная разметка, знаки, освещение населенных пунктов. "Алтайавтодор" ежегодно проводит 40-50 км освещения в населенных пунктах. Также есть шумовые полосы. Много внимания уделяем пропаганде соблюдения правил дорожного движения, проведению открытых уроков в садах и школах.

— Сказалась ли ситуация с антироссийскими санкциями на реализации проектов в дорожной отрасли края?

— В целом все наши планы будут выполнены. Да, немного сказался кризис, связанный с ведением спецоперации. Мы сместили сроки проведения торгов из-за того, что сложилась непонятная ситуация на рынке инертных и битумных материалов. Потом все стабилизировалось и цены откатились назад. Все работает в штатном режиме, есть небольшие удорожания в пределах существующей инфляции. Проекты, которые понесли существенное увеличение затрат из-за удорожания, получат компенсации из бюджетов. Инертные материалы есть на территории края, хотя мы не отказываемся и от поставщиков из соседних регионов. Железобетон и цемент у нас тоже частично свои.

— А применяются ли в дорожном строительстве новые технологии?

— Конечно! Все, что есть нового в России, мы применяем — начиная от асфальтобетона, модификаторов битума, заканчивая укреплением щебеночных смесей, эмульсий до различных щебеночных смесей с разными добавками... Ну и что касается техники, то ее мы приобретали ранее в Германии. Это касается асфальтоукладчиков и асфальтобетонных заводов. Но, тем не менее, мы и в этом году приобрели два завода. Один уже смонтирован, другой в пути. Оба отечественного производства.

— В Алтайском крае часть проектов дорожного строительства реализуется за счет средств инфраструктурных кредитов. Расскажите о них?

— Да, действительно, Алтайский край получил инфраструктурный кредит на реализацию проектов, в том числе в сфере дорожного строительства. Благодаря ему мы ремонтируем дорогу от Заринска в сторону села Яново, где планируется строительство крупной молочно-товарной фермы. Работаем на обходе Сузопа и в Тогульском районе. Там есть угольный разрез Мунайский, край берет оттуда уголь. Грузовики с углем людям не дают покоя, поэтому мы выведем транспорт из села. Также реализуем два больших проекта ремонта участков дороги между селами Алтайское и Ая. Хорошие дороги нужны к "Бирюзовой Катуни", где планируется строительство горнолыжных трасс. Важнейший проект — строительство транспортной развязки на выезде из шоссе Ленточный бор на Южный тракт. В 2020 году мы расширили трассу Ленточный бор до четырех полос. Но с точки зрения интенсивности заторы сместились к Южному тракту и Северо-Власихинской улице. Объект непростой, его стоимость оценивается в более 3 млрд рублей.

Кроме того, в рамках программы по развитию туризма у нас ведется строительство дороги к горе Глухариная, где откроются горнолыжные трассы. Наша задача — обеспечить транспортный проезд и построить развязку с небольшим мостом. В ноябре планируем ввести ее в эксплуатацию.

— Готовы ли дорожные службы к началу зимнего сезона?

— Мы заканчиваем строительный сезон и переходим к зимнему. Уже идет заготовка пескосоляных смесей, проведены тендерные процедуры, более 50% материалов заготовлено.

— Какие планы у дорожных служб края на 2023 год?

— Планы на 2023 год — сделать больше и дешевле. Мы продолжим работы на опорной сети дорог. В планах строительство обхода села Троицкое. Продолжим ремонтировать аварийные и предаварийные мосты, так как от этого зависит безопасность движения. Необходимо обновить все знаки и барьерные ограждения, организовать освещение улиц и дорог к населенным пунктам, школам и садикам. По сути работы остаются прежние — меняются адреса.