Войти в почту

Парк трамваев в Петербурге обновят к 115-летнему юбилею электротранспорта

День рождения трамвая празднуют в Санкт-Петербурге. 115 лет назад по рельсам города пустили первую машину на электротяге. Корреспондент «МИР 24» Андрей Захаров рассказал о прошлом и будущем этого вида транспорта.

Парк трамваев в Петербурге обновят к 115-летнему юбилею электротранспорта
© Мир24

«В транспорте было холодно. Кроме того, водитель должен был открывать лобовое стекло зимой, чтобы оно не запотевало и у него не ухудшалась видимость», – объясняет представитель Экспозиционно-выставочного комплекса городского электрического транспорта Павел Ялышев.

В таких непростых условиях трудились вагоновожатые больше века назад. Зато с управлением было максимально просто – на все три рычага.

В трамвае главным был кондуктор, он распределял билеты по транспортным зонам, пассажиров – по классам. С помощью метровой мерки решал, кого из детей можно, а кого нельзя провозить бесплатно.

Первые трамваи в дореволюционный Петербург поставила известная английская фирма, правда, меньше, чем требовалось. Но городские власти быстро нашли замену импорту – стали заказывать электротранспорт у российских заводов.

Самые первые трамваи разгонялись в среднем до скорости в 40 километров в час, могли и быстрее, вот только встречный ветер срывал бугель с проводов, пантографов тогда еще не было, и обесточивал машину В ХХ веке ленинградские трамваи становились все более комфортабельными и, порой, вездеходными.

«Увеличивалось число районов, где трамвай появлялся раньше, чем нормальные дороги. То есть на трамвае домой можно было доехать, а на автобусе, наверное, не всегда», – продолжает Павел Ялышев.

Маршрутов долгое время было всего пять. Но их организовали так, что с одной пересадкой ленинградцы добирались в любую часть города. В блокаду трамваи запустили, как только появилось электричество.

Эти маленькие вагончики стали в некотором смысле одним из символов стойкости блокадного города. Несмотря на то, что их перестали выпускать еще в 1933-м, пара таких машин до сих пор используются как служебные.

К концу ХХ века общая протяженность трамвайных путей в Петербурге составляла почти 700 километров – мировой рекорд! Сегодня город лишь четвертый на планете по этому показателю. Но в юбилейный для электротранспорта год Смольный запустил масштабную программу обновления подвижного состава и инфраструктуры на 123 млрд рублей.

До 2028 года Петербург получит 596 трамваев последнего поколения. Их технологическая начинка сильно переработана. В «умную» технику встроена система активной безопасности и бодрствования водителя.