Войти в почту

Техосмотр по-новому: какой теперь будет процедура для российских водителей?

С 1 сентября в России вступили в силу новые правила техосмотра автомобилей. Какой теперь будет процедура ТО? Об этом телеканал «МИР 24» спросил руководителя экспертного центра «Движение без опасности» Вадима Мельникова.

Техосмотр по-новому: какой теперь будет процедура для российских водителей?
© Мир24

- Главное нововведение заключается в значительном сокращении обязательных пунктов проверки – с 82 до 55. Для чего это было сделано?

Вадим Мельников: Реформа техосмотра как таковая обсуждалась достаточно интенсивно. Я тоже принимал участие во встречах, которые проходили, в том числе, с руководством госавтоинспекции. И на всех этих совещаниях один из тезисов был о том, что набор того, что проверяется, немного излишен. Потому что ряд вещей, которые ранее были включены в список, условно говоря, по мнению экспертного сообщества, не сильно влияли на безопасность дорожного движения. Поэтому, проведя более тщательный анализ, с целью снижения экономической нагрузки, потому что это все всегда понимают, список был оптимизирован. И ряд вещей, которые можно было исключить, которые не прямым образом влияют исключительно на безопасность, был исключен. При этом здесь важно понимать, что это движение навстречу автомобилистам. Потому что в идеальном случае, конечно, лучше сохранять весь список. Потому что автомобиль в целом должен быть исправен, каждый его агрегат, каждый узел.

- Отмена каких прежних проверок особенно обрадует автовладельцев?

Вадим Мельников: Знаете, убраны, скорее, такие мелочи, связанные с состоянием лакокрасочного покрытия элементов, определенных световых элементов, установленного дополнительного оборудования. Я бы, на самом деле, здесь акцент не делал. Потому что, на мой взгляд, вся эта реформа с точки зрения изменения и упрощения процедуры контроля – это все-таки такое, скорее, нормативное движение. И вы, как владелец автомобиля, должны в любом случае держать его в исправном состоянии, чтобы он отвечал всем требованиям. Причем идеальным образом, это раз в полгода – год, как требует регламент завода автомобилей, отправлять его в технический сервис, если вы не хотите его сами в гараже чинить и все в таком роде, и просить проверить по самому полному чек-листу, который только возможен.

В этом плане, на мой взгляд, это гораздо более правильный подход с точки зрения отношения к этим изменениям. Потому что, мне кажется, что нельзя говорить, что что-то порадует. Потому что, опять-таки, те вещи, которые упростились, они в итоге все-таки в полном комплекте должны быть, они обеспечивают требования безопасности. Так что я бы таким образом ответил на этот вопрос.

- Но, тем не менее, в пунктах техосмотра больше не будут требовать огнетушитель, аптечку, знак аварийной остановки и светоотражающий жилет. Разве это не противоречит правилам дорожного движения?

Вадим Мельников: Это, скорее, вопрос того, что, с точки зрения наличия при техническом осмотре как такового автомобиля это элементы, которые не являются элементами конструкции. То есть, если у вас автомобиль с токи зрения техосмотра, как самой идеологии, находится в технически исправном состоянии, вы можете на нем двигаться. Потому что, опять-таки, мы с вами прекрасно понимаем и знаем, что тот же огнетушитель можно было взять у друга и положить на время техосмотра в машину и потом опять отдать другу. Если ты по какой-то причине допускаешь у себя отсутствие этого элемента, обеспечивающего безопасность дорожного движения, точнее, последствия с точки зрения безопасности автомобиля. Опять–таки, тот же жилет. Ты можешь его выложить или положить в машину, но при этом, если ты его не используешь при покидании автомобиля в темное время суток, ты автоматически нарушаешь правила дорожного движения, тебя могут оштрафовать.

То есть в данном случае здесь упрощение, которое с другой стороны обязано быть регламентировано другими нормами. То есть наличие жилета в автомобиле обязательно. Но при прохождении техосмотра на этот элемент не будут обращать внимание. Вот, собственно говоря, и все. Хотя еще раз повторю: в случае, если вам необходимо будет им воспользоваться при движении на дорогах, он у вас должен быть. То есть вы должны его надеть. Он не обязательно должен быть у вас в автомобиле, может, вы его где-то волшебной палочкой достанете или что-то в этом роде. Но смысл ровно в этом.

Я бы к этим упрощениям, как я говорил в начале, относился немножко творчески. Взять тот же огнетушитель. Да, на станции техосмотра могут сейчас не обратить на него внимание как на обязательный элемент. Но, опять-таки, не дай бог, если происходит какая-то внештатная ситуация с вашим же автомобилем, вы где будете искать этот огнетушитель? Это, вы понимаете, перекладывание этих вещей на здравый смысл и на ответственность автомобилиста.

- Контроль за тормозной системой и подтеканием тормозной жидкости в особенности сохраняется в полном объеме. Насколько это важно?

Вадим Мельников: На мой взгляд, это один из самых значимых элементов в техосмотре. И, наверное, идеологически, еще в советское время он был придуман не зря. Потому что все-таки, согласитесь, тормозная система – это одна из критически важных систем, как и система управления автомобилем, которая позволяет избежать тех или иных последствий. То есть важно понимать, что «на глазок» проверить состояние тормозной системы, даже при, допустим, ежедневном осмотре с внешней стороны, по сути, нет возможности. Так как реакцию тормозной системы, состояние дисков и так далее можно увидеть только при технической диагностике.

Поэтому очень правильно, что регулятор оставил этот элемент, и мне кажется, что это очень здорово. Потому что, опять-таки, у нас, у владельцев транспорта, появляются определенные обязанности время от времени заезжать и проверять свой транспорт. Ничего плохого в этом нет. Если у вас какие-то проблемы с тормозами, я думаю, любой здравомыслящий человек, увидев эту проблему, первым делом ее исправляет.

- На ваш взгляд, новая процедура повлияет на безопасность? Стоит об этом беспокоиться?

Вадим Мельников: Знаете, анализируя данные статистики с точки зрения состояния транспортных средств и вообще причин возникновения аварий, можно увидеть, что все-таки есть определенная доля процентов, связанных с техническим состоянием. Ее увеличение недопустимо.

При этом, как вы знаете, вся эта процедура техосмотра для коммерческого транспорта осталась в той же мере, что и была. Потому что этот транспорт эксплуатируется очень интенсивно, и здесь важно понимать, что каких-либо послаблений допустить просто невозможно. Что касается обычных автолюбителей, то, в принципе, все это делается для определенного упрощения экономической нагрузки на автомобилистов, снижение в целом стоимости, периодичности прохождения и так далее. Но при этом важно понимать, что для новых автомобилей особенно сделаны все поблажки. Они же очень часто находятся либо в кредитных условиях, либо на гарантии. И здесь автомобилисты очень часто заезжают в авторизованные сервисы.

В данном случае, на мой взгляд, в целом с точки зрения ситуации регулятор пошел на это крайне осознанно, понимая, что для того транспорта, у кого проблема не должна возникнуть, сделано допущение. Там, где есть какие-то риски, допущение не делалось, и это правильно.

- Обязательный техосмотр личных легковых автомобилей отменили еще в начале года. Давайте напомним, в каких случаях его необходимо делать?

Вадим Мельников: Это необходимо при перепродаже автомобиля. Если они старше трех лет, то определенная процедура происходит раз в год. И дальше, чем старше автомобиль, тем более периодично ты должен проводить этот осмотр. То есть, в данном случае, эта процедура упрощена для сравнительно нового транспорта.