Войти в почту

Мышечная память: спорткары Америки, о которых несправедливо забыли

Произнесите одно только слово «маслкар», и в голове мгновенно возникнет образ могучего Ford Mustang 350GT, неудержимого Chevrolet Camaro Z-28, брутального Pontiac GTO. А ведь реальная популяция замечательных американцев 60-70-х годов куда обширнее, чем принято считать. Сегодня мы воздаем должное мощи, стати и не в последнюю очередь доступности мускулистых янки золотой эпохи Детройта. От всемирной славы этих красавцев отделила лишь слабая пиар-поддержка…

Мышечная память: спорткары Америки, о которых несправедливо забыли
© Motor.ru

С помощью индекса потребительских цен мы пересчитали стоимость всех моделей в нашей статье, чтобы примерно представить, сколько эти автомобили могли бы стоить в сегодняшних долларах США.

AMC Javelin SST Mark Donohue (1970)

Мощность: 290 л.с.

Цена в год выпуска: $2848

Цена в 2022-м с учетом инфляции: $20 825

Младшенькая в большой детройтской четверке компания American Motors знаменита прежде всего стилягой-неформалом Gremlin и массовым «Рэмблером» — первым успешным американским компактом. Впрочем, и AMC в свое время поигрывала мускулами.

Стоковый «Джэвлин» — просто стильный и недорогой двухдверный хардтоп. В версии SST — Super Sonic Transport, то есть «Сверхзвуковой транспорт» — вполне годный спорткар!

Конечно, до скорости звука 5,9-литровый V8 не стрелял. Но любой из трех вариантов форсировки (от 265 аж до 325 л.с.) гарантировал отличную динамику. Скажем, AMC Javelin SST Mark Donohue Edition 1970 модельного года мощностью 290 л.с. набирал 60 миль в час, то есть 96 км/ч, за 6,1 секунды. Поди плохо полвека назад…

Buick GSX Stage 1 (1970)

Мощность: 360 л.с.

Цена в год выпуска: $4479

Цена в 2022-м с учетом инфляции: $32 751

В пищевой цепочке General Motors «Бьюик» всегда считался премиальным брендом — выше по престижу только Cadillac. Но спортивных «Кадиллаков» тогда не существовало, поэтому Buick GSX претендует на звание самого спортивного из премиальных и самого премиального из спортивных.

По сути GSX — топ-исполнение и без того достаточно мощного среднеразмерного хардтопа Skylark Gran Sport 455. «Джи-Эс-Икс» легко опознать по тахометру, расположенному на… капоте! Очень необычное и классное решение. Жару добавляли антикрыло на крышке багажника, спортивные приборы и руль, переключатель 4-ступенчатой механики фирмы Hurst.

Buick GSX предлагался только в двух цветах: «Белый Аполло» и «Желтый Сатурн». Но главное блюдо, конечно, скрывалось под капотом — 7,4-литровый V8 мощностью 360 л.с. Даже для машины сухой массой почти 1,8 тонны это было достаточно. Внушительный GSX Stage 1 набирал 60 миль/ч за 6,3 секунды.

Chevrolet Nova SS 396 (1969)

Мощность: 375 л.с.

Цена в год выпуска: $2684

Цена в 2022-м с учетом инфляции: $20 749

В спортивной роли проще представить Camaro или Corvette. Но компактную и дешевую «Нову»? Почти невозможно… На самом деле все зависит от набора букв и цифр в индексе.

Опция SS, то есть Super Sport, по умолчанию означала 5,7-литровый V8. Но если нужно было не просто погорячее, если нужен был кипяток — пожалуйста… В скромницу «Нову» ставили даже 6,5-литровый V8 с говорящим названием Turbo Jet. В реальности никакого турбонаддува там не было и в помине. Да и зачем — свои 375 лошадей «джет» запросто выдавал и в атмосферном варианте.

В сухом остатке — шесть секунд до сотни и дистанция четверть мили, которую Nova SS 396 проглатывала за 14 секунд. И все это по такой смешной цене…

Chrysler C-300 (1955)

Мощность: 300 л.с.

Цена в год выпуска: $4109

Цена в 2022-м с учетом инфляции: $43 500

Одна из самых больших несправедливостей в истории американского автопрома. Мы про тот факт, что родоначальником всех «маслкаров» считается Pontiac GTO 1963 года. Хотя еще за восемь лет до этого инженеры «Крайслера» поставили 5,4-литровый Fire Power Hemi V8 мощностью 300 л.с. в шасси двухдверного «Нью-Йоркера».

Спрашивается, что же такое Chrysler С-300 1955 года если не родоначальник всех «мускульных» машин в истории Америки?!

Кстати, не считая полугоночного Mercedes-Benz 300 SL (W198) этот «Крайслер» в год дебюта считался еще и самым быстрым серийным автомобилем мира. Даже с «автоматом» он набирал 205 км/ч.

Dodge Hemi Coronet 500 (1966)

Мощность: 425 л.с.

Цена в год выпуска: $3613

Цена в 2022-м с учетом инфляции: $31 638

По эту сторону Атлантики про Coronet в принципе мало кто слышал. В штатах же Dodge в середине 60-х продавал свыше 200 тысяч экземпляров этой среднеразмерной модели ежегодно!

В модельном миксе «Коронета» находилось что-то на любой вкус. Простенький четырехдверный седан с рядной шестеркой в 145 л.с. идеально подходил для неспешных поездок за покупками. Фокус в том, что внешне пенсионерский Dodge почти не отличался от заряженного.

В подкапотном пространстве топового Coronet 500 поселился мотор Hemi (от Hemispheric — полусферические камеры сгорания) со степенью сжатия 10,5:1, рабочим объемом 6,9 литра и мощностью 425 л.с. По динамике такой Coronet превосходил стоковый более чем вдвое — разгон до 60 миль/ч падал с 12,4 до 6,1 секунды. У-у-ух!

Ford Galaxie Lightweight 427 (1963)

Мощность: 425 л.с.

Цена в год выпуска: $4197

Цена в 2022-м с учетом инфляции: $38 914

Еще когда Mustang был только проектом, главным спортивным Фордом считался гигант Galaxie с добавленной на заводе… легкостью. Внешне не скажешь, но Galaxie Lightweight 427 и правда легкий, по крайней мере в сравнению со стоковой версией себя.

Алюминиевые бамперы вместо стальных, стеклопластиковые панели кузова, отсутствие дверных обшивок, как и предметов комфорта вроде печки, вентиляции и радиоприемника. Все это помогло гиганту сбросить пару центнеров. Ну а 7-литровый V8 в 425 лошадей делал остальную работу.

Супер-Ford из шестидесятых по имени «удар молнии»

Редкость для 1960-х — Galaxie Lightweight 427 развивал скорость до 250 км/ч! Разгон до сотни за 6,3 секунды тоже восхищает. А цена такой груды мощности и железа — пардон стеклопластика! — кажется бросовой.

Mercury Cougar Eliminator 428 CJ (1970)

Мощность: 335 л.с.

Цена в год выпуска: $3932

Цена в 2022-м с учетом инфляции: $28 752

Если в двух словах, то «Кугар» это более престижная, лощеная и дорогая версия «Мустанга». Точно также, как и фордовская двухдверка, дикая кошка Mercury могла быть очень разной: от пенсионерской до пушечно-гоночной.

Сразу понятно, к какой из двух крайностей отнести Cougar Eliminator 428 CJ. Тут даже имя говорящее — «Устранитель».

Соперников Cougar устранял с помощью 7-литровой «восьмерки» Super Cobra Jet мощностью 355 л.с. До 60 миль в час за 5,6 секунды. Вопросы?! Ну и дизайн, конечно, бомба. На наш взгляд, круче любой дикой лошади.

Oldsmobile F-85/Cutlass 4-4-2 (1964)

Мощность: 315 л.с.

Цена в год выпуска: $2551

Цена в 2022-м с учетом инфляции: $23 347

Самый удивительный факт из личного дела этого «Олдсмобиля» — его происхождение. Маслкар вырос из полицейского перехватчика! Всем жаждавшим от среднеразмерного «Олдса» дополнительной инъекции дорожной прыти предлагалась опция B09 Police Apprehended Pursuit.

Доступный для всех моделей с мотором V8 кроме универсала, «полицейский пакет» помимо основательно доработанных головок блока включал четырехкамерные карбюраторы, 4-ступенчатую напольную механику и сдвоенную выхлопную систему. Собственно вот вам и расшифровка индекса 4-4-2 — 4-камерный карбюратор, 4-ступенчатая коробка, 2 глушителя.

Мы их потеряли: автомобильные марки США, которых больше нет

Первый 4-4-2 появился в 1964 году и при мощности в 310 л.с. разгонялся до 96 км/ч за 7,5 секунды. Слабовато будет? Во-первых, за такие смешные деньги грех жаловаться. А потом всего через год «четыре-четыре-два» прибавит 35 лошадей и снимет две секунды с разгона. Золотая эпоха маслкаров!

Plymouth Duster 340 (1970)

Мощность: 275 л.с.

Цена в год выпуска: $2547

Цена в 2022-м с учетом инфляции: $18 654

Да-да-да, «Дастер» здорового человека! За полвека до румынско-народного внедорожника это имя с гордостью носил компактный, бессовестно дешевый, но при этом люто мощный «Плимут». Построенный на базе компактной модели Valiant, Duster 340 — идеальный спорткар для бедных.

Стильный лаконичный дизайн, компактные размеры, сравнительно невысокая масса — около 1400 кг — и 5,5-литровый V8 мощностью 275 л.с. превращали «Дастера» в чемпиона сочетания цена-динамика.

За такие смешные деньги и всего 6,2 секунды до 60 миль/час. Вот что по-настоящему дешево и сердито!

Pontiac Firebird 400 (1968)

Мощность: 335 л.с.

Цена в год выпуска: $3216

Цена в 2022-м с учетом инфляции: $26 219

Как и братский дуэт Mustang-Cougar, Chevrolet Camaro тоже не обошелся без близкого родственничка.

Про Pontiac Firebird знают гораздо меньше, чем о Camaro, хотя в плане внешности и скоростных достоинств у «Жар-птицы» было мало равных соперников.

Сложно поверить, но в далеком 1968 году 6,5-литровая «восьмерка» мощностью 335 л.с. вместе с опцией Ram Air позволяла «Файрберду» выходить из пяти секунд при разгоне до 60 миль. /m