Войти в почту

О чем говорят утечки из «бункера»? Комментарий Георгия Бовта

По сведениям журнала Forbes, правительство разрабатывает план развития инфраструктуры до 2030 года. Условная стратегия «Агрессивное развитие инфраструктуры» стоит более 22 трлн рублей и предполагает развитие в России 41 агломерации, создание «городов-турпродуктов» и выделение каждой семье «еще по одной комнате». По данным издания, разработку плана курирует зампред правительства Марат Хуснуллин.

О чем говорят утечки из «бункера»? Комментарий Георгия Бовта
© BFM.RU

Масштабы плана, который разрабатывается в координационном центре правительства в комплексе гостиницы «Украина», действительно поражают воображение. На «Агрессивный план развития инфраструктуры» планируется потратить 22 трлн рублей, всего на три триллиона меньше, чем собирались потратить на все нацпроекты. Нацпроект развития инфраструктуры действительно был самым дорогим, но «весил» он лишь около 6 трлн. И вот теперь «утяжелился».

На самом деле, это совершенно нормально для любой бюрократической структуры — пытаться освоить как можно больше средств и охватить как можно больше направлений. Надо, пользуясь терминологией бизнеса, устроить хорошую презентацию и поразить воображение начальника. Тот повелит все это финансировать, а руководить поручит тому, кто предложил.

Наиболее впечатляющими выглядят предложения по развитию городских агломераций, которых должно стать 41, и в них будут проживать более 60 млн человек. В каждой будут опорные населенные пункты — малый город или сельский населенный пункт, обеспеченный всеми видами инженерных и социальных услуг и характеризующийся высоким уровнем благоустройства и транспортной доступностью территорий в 50 километрах от него.

Агломерации соединят дорогами. К 2030 году в России будет более трех тысяч километров высокоскоростных железнодорожных магистралей. Жилищный рынок рванет вперед, появится возможность добавить каждой семье по комнате или по 17 квадратных метров. Будет развиваться рынок арендного жилья, а саму аренду предлагается субсидировать. В плане экологии предлагается создать систему мониторинга опасных объектов, а еще обустроить единую диспетчерскую экологическую службу, что призвано наладить связь чиновников с народом.

Вообще-то многие из этих предложений входили ранее в другие нацпроекты — по экологии, цифровизации, по развитию туризма и комфортной городской среды и той же инфраструктуры. О развитии городских агломераций Владимир Путин говорил еще в 2018 году. Тогда подобные предложения выдвигали мэр Москвы Сергей Собянин, у которого как раз тогда работал нынешний вице-премьер Марат Хуснуллин, и ряд министров. Их поддерживал возглавлявший Центр стратегических разработок Алексей Кудрин.

Нынешние предложения — это реинкарнация предложений трехлетней давности. Тогда же были разработаны и такие федеральные проекты «весом» по триллиону рублей и больше, как «Коммуникации между центрами экономического роста» (1,7 трлн рублей), «Железнодорожный транспорт и транзит» (1,25 трлн рублей), «Морские порты России» (927 млрд рублей). Наверняка теперь какие-то идеи будут позаимствованы и оттуда. Ведь писать и переписывать планы — это одно из важных направлений чиновничьей деятельности.

Что бросается в глаза при ознакомлении с подобными планами, так это их полная технократичность. Главный генератор идей и он же их воплотитель — это государство. Как в годы советских пятилеток. Бизнес может встраиваться в предлагаемые рамки, но за них не выходить. Простые граждане тоже могут поучаствовать — например, просигнализировать через Главную диспетчерскую об отдельных недостатках на местах. В этих планах нет места никаким инициативам, кроме государственно-бюрократических.

Такая технократическая модель может работать вполне даже успешно. Если будет обеспечен равный доступ к контрактам, а суды будут непредвзято следить за честностью конкуренции. Если силовики не будут трактовать контрактное право как мошенничество и не будут участвовать в разборках хозяйствующих субъектов, а подобные споры будут разрешаться в арбитраже. Если у граждан хотя бы на местном и региональном уровне будет такой механизм влияния на действия или бездействие чиновников, как политическая конкуренция и свободные выборы. Ну и так далее.

К примеру, тот же Марат Хуснуллин уже высказывается за укрупнение регионов. И он тут совершенно прав: так действительно эффективнее, с точки зрения экономики. Но можно ли надеяться на выполнение подобных проектов, совсем не меняя ничего в политике? Ведь после одобрения таких планов, в случае их невыполнения, должна наступать именно политическая ответственность, в том числе переизбрание или отставка тех, кто это провалил. Не должно быть так, чтобы эти же люди потом писали новые, еще более вдохновляющие планы.