Войти в почту

Полоса раздора: почему выделенные полосы в Нижнем Новгороде не спасают от пробок

В Нижнем Новгороде остро обстоит ситуация с пробками и общественным транспортом. Одним из способов решения проблемы местная администрация выбрала создание нескольких выделенных полос в городе-миллионнике. В вопросе, почему спецполосы в таком формате не помогают, а лишь ухудшают ситуацию, разбирался корреспондент ИА «В городе N».

Полоса раздора: почему выделенные полосы в Нижнем Новгороде не спасают от пробок
© В городе N

Какие ограничения несет «выделенка» для водителей

Основная задача выделенной полосы – сделать так, чтобы общественный транспорт не задерживался и прибывал вовремя. Автобусы и «маршрутки» имеют больший приоритет, так как могут перевезти большее количество людей, чем один личный автомобиль. Это позволяет снизить загруженность дорог и требует меньших затрат на инфраструктуру.

При этом для водителей автомобилей спецполосы создают сложности. Автомобилисты не могут ехать или останавливаться на «выделенке». При этом в некоторых регионах действуют «послабления»: машины могут ездить по спецполосам в выходные, а в будни их использует только общественный транспорт. Как пояснили в нижегородском департаменте транспорта, «выделенки» в городе работают в постоянном режиме — то есть и в будни, и в выходные они предназначены только для автобусов.

Две с половиной «выделенки» 

В полуторамиллионном Нижнем Новгороде выделенных полос всего лишь три, и существенных изменений в дорожную ситуацию они не вносят. Первая спецполоса была оборудована в 2019 году на проспекте Гагарина от улицы Тропинина до улицы Горной. 

Появление этой «выделенки» стало для нижегородцев яблоком раздора. Горожане разделились на два лагеря: «пассажиры» и «водители». «Баталии» происходили по-современному – в соцсетях. Сначала автовладельцы создали петицию с просьбой убрать выделенную полосу в Щербинках. Главной претензией стали пробки на въезде в Нижний Новгород со стороны поста в Ольгине.

В ответ на претензии водителей пассажиры городского транспорта создали свою ответную петицию. Представители этого «лагеря» предлагали поскорее продлить полосу до Дворца Спорта и агитировали автомобилистов пересесть на общественный транспорт.

Как пояснил, нижегородский автоюрист и руководитель Центра помощи автомобилистам Сергей Кузин, выделенные полосы в Нижнем Новгороде – локальная история, поскольку они удобны для людей, которые передвигаются на небольшие расстояния в рамках спецполос. Из-за нехватки «выделенок» автобус, проезжая беспрепятственно по своей полосе, в итоге все равно выезжает на общий поток и упирается в пробку.

В формате «отдельных кусков», в котором обустроены выделенные полосы в Нижнем Новгороде, они не смогут решить никаких проблем. Автобусы все равно упираются пробку. Учитывая, что вопрос общественного транспорта в городе стоит крайне остро, ограничение автомобилей двумя полосами вместо трех приведет лишь к тому, что пробка просто будет растягиваться, – рассказал автоюрист.

Несмотря на споры вокруг «гагаринской полосы», через год в городе появились еще несколько участков «выделенок» на Московском шоссе от Сормовского шоссе до улицы Гордеевской и на улице Пушкина от Студенческой до Тимирязева.

При этом, по информации нижегородского департамента транспорта, вопросом улучшения ситуации с общественным транспортом они занимаются. Вводить полосы планируется поэтапно с оценкой эффективности новых схем движения и проработкой возникающих заторов.

Уже готов проект сети выделенных полос на Окском съезде от Молитовского моста до площади Лядова и на улице Советской от улицы Ивана Романова до Канавинского моста. Обустроить дороги планируют в 2021-2022 годах. Кроме того, Центр организации дорожного движения рассматривает возможность появления «выделенок» в оба направления на участке проспекта Гагарина от площади Лядова до улицы Медицинской, где постоянно возникают заторы.

Как пояснил Сергей Кузин, выделенные полосы работают лишь в случае, если их достаточно. То есть общественный транспорт отстроен от общего потока, и у нижегородцев появляется вариант пересесть на автобус, потому что так будет быстрее. Однако в Нижнем Новгороде такой альтернативы нет, и добраться до места на общественном транспорте за короткое время практически невозможно.

Что думают нижегородцы?

Время идет, а конфликт интересов между водителями и пассажирами до сих пор не решен. Каждый заботится о своем комфорте и возможности побыстрее добраться до места. Вот как ситуацию видят автолюбители:

Сначала нужно расширить дорогу, а потом делать выделенную полосу для автобусов. Две полосы для личного транспорта — это коллапс. Все стоит, до работы доехать невозможно вовремя, — считает Наталья Галкина. Почему я, платя немаленькие налоги за личный транспорт, должен стоять в этих пробках по всему проспекту Гагарина. Пусть вводят «выделенки», только пусть их добавляют, а не забирают от и так категорически малой пропускной способности дороги, - прокомментировал Сергей.

Иного мнения придерживаются нижегородцы, пользующиеся общественным транспортом. По их мнению, другого способа наладить работу автобусов просто невозможно.

Другого способа намертво стоящий в заторах городской транспорт сдвинуть, как пустить его по выделенным полосам, нет! Удивляет, как робко их вводят городские власти. Необходимо ВЕСЬ проспект Гагарина оборудовать выделенными полосами, причем в обе стороны! - считает Людмила Смыкова. Было бы странно отменять полосу тогда, когда ситуация еще не «устаканилась»! Скоро часть автолюбителей пересядет на троллейбус, и пробки уже не будут такой большой проблемой, — прогнозирует Александр Митин.

Выделенные полосы – не панацея

Выделенные полосы позволяют увеличить пропускную способность дорог только в случае, если их расположение и работа правильно организованы. Спецполосы – лишь часть комплексной работы, которую необходимо провести для улучшения работы общественного транспорта в городе.

По мнению Сегрея Кузина, мероприятия надо проводить поэтапно. Начать нужно с информирования нижегородцев о том, какие выгоды они получают при использовании общественного транспорта, и из каких точек и куда они смогут добираться быстрее.

Это необходимо для того, чтобы вместе с вводом выделенных полос, значительное число нижегородцев пересаживалось на общественный транспорт. Без этого город просто погрязнет в пробках. Ведь весь смысл выделенных полос в том, чтобы сделать общественный транспорт удобнее и популярнее, – отметил автоюрист Кузин.

После этого необходима комплексная разработка транспортной схемы в Нижнем Новгороде. Работы над проектом ведутся с 2014 года, специалисты проводят обследование ключевых перекрестков и транспортных развязок, а также изучают пассажиропоток. Эта схема поможет понять, сколько единиц транспорта и по каким маршрутам необходимо пустить. После чего можно будет определить, на каких улицах необходима сеть выделенных полос, по которым автобусы смогут передвигаться без остановок, без встраивания в общий поток.

Только когда разработана транспортная схема и есть четкие маршруты и понятно, что выделенные полосы действительно нужны, можно вводить выделенные линии, – прокомментировал Кузин.

Не менее важной мерой для уменьшения пробок на дорогах является выведение транспорта с центральных и самых загруженных дорог. Для этого создаются парковки. Так, в Нижнем Новгороде, уже идет организация 119 платных парковок на почти 7 тысяч машиномест. Кроме того, потребуются перехватывающие парковки около метро и на въезде в город. Администрация уже разрабатывает возможные места их размещения. Однако вызвать интерес у людей подобная затея может лишь в случае, если передвижение на автобусе будет в разы быстрее, чем на машине.

Стоит также отметить, для того, чтобы автомобилисты не выезжали на привлекательно пустые выделенные полосы, необходима установка сети камер видеонаблюдения и система штрафования. К примеру, нижегородцы неоднократно жаловались, что по «выделенке» на проспекте Гагарина ездят машины. К слову, штраф за подобный маневр составляет 1500 рублей.

***

Чтобы от выделенных полос был эффект, необходимо сначала разработать стратегию, убедить жителей использовать общественный транспорт, а затем реализовать проект и ввести спецполосы.

При этом нужно организовывать сеть выделенных полос или не вводить их вовсе. Альтернативы нет, – заключил Сергей Кузин.