Войти в почту

Копеечная история. День рождения празднует легенда советского автопрома

С конвейера Волжского автозавода 47 лет назад сошел первый автомобиль ВАЗ-2101, та самая — легендарная «Копейка». Производство продолжалось вплоть до 2011 года. За это время было выпущено почти 4,8 миллиона экземпляров. Валентин Каменев, специалист в области истории оте чественного автопрома, рассказал «ВМ» любопытные факты об автомобиле.Тогда, почти 50 лет назад, эта советская машина имела официальный статус не только комфортабельной, но и более безопасной по сравнению с остальной продукцией отечественного автопрома. Однако новинку в народе окрестили консервной банкой, поскольку толщина кузовного металла авто не превышала 0,8 миллиметра, в то время как «Москвичи» и «Волги» имели толщину большинства деталей кузова более 1 миллиметра. — Спрос на «Копейки» был немалый. Для того чтобы попасть в очередь на покупку «Жигулей», которые организовывались сугубо на предприятиях, нужно было иметь немало рабочих заслуг, а срок ожидания достигал трех лет, — рассказал Валентин Каменев. Прототипом для ВАЗ-2101 послужил итальянский «Фиат-124». Финальные модели сохранили очень похожий внешний вид за исключением нескольких деталей. — В версии СССР увеличили дорожный просвет, диаметр диска сцепления, добавили синхронизаторов в коробку передач, усилили переднюю подвеску, а заднюю изменили на более прогрессивную, задние тормоза адаптировали к плохим дорогам, — продолжает Каменев. — «Фиат» разработал для «Жигулей» новый двигатель с верхним распредвалом, так как прежний не поддавался модернизации. Название «Жигули» было предложено конструктором Алексеем Черным и утверждено директором ВАЗа Николаем Поляковым. — Первоначально на эмблеме автозавода присутствовало слово «Тольятти » , ликвидированное в 1971 году, — рассказывает эксперт. — Существует легенда: название города, где располагался завод, убрали по команде сверху, потому что геолокацию стратегического объекта нельзя раскрывать. ВАЗ-2101 производился до 1983 года, до 1988-го продолжался выпуск модификации ВАЗ-21013 с 1,3-литровым двигателем, а запчасти к нему выпускались аж до самого 2011 года. Вот только народный интерес к популярному некогда автомобилю, ставшему героем множества историй и анекдотов, не угас с течением времени. Современные фанаты не теряют надежды увидеть в продаже обновленную версию «Копейки». В интернете даже появилась соответствующая информация о скором рождении новой машины ВАЗ-2101, похожей на заграничные «Форд Мустанг» и «Шевроле Камаро». Но официальные представители АвтоВАЗа категорично опровергли эту новость. Любители старых автомобилей не сдаются. Многие коллекционеры, влюбленные в технику Страны Советов, стараются сегодня довести «Копейку», как говорится, до ума и поставить ее вровень с современными малолитражками. Правда, получается не всегда и не совсем так, как хотелось бы. Самым молодым машинам этой серии уже за 30, так что разогнать старушек до уровня сегодняшних легковых автомобилей — крайне сложная задача, которая не каждому механику по плечу. Однако истинные поклонники «Копейки» доказывают, что им под силу многое. ПРЯМАЯ РЕЧЬ Иван Федоров, основатель клуба ретроавтомобилей: - «Копейка» по скорости и разгону не уступает современным малолитражкам. Есть энтузиасты, которые тюнингуют советскую автоклассику. Так, можно сделать более-менее современную звукоизоляцию салона, поставить наддув и систему впрыска на двигатель, а также улучшить подвеску. Но большую ценность все-таки представляют автомобили в оригинальном виде. КСТАТИ Багажник у «Фиата» открывался не полностью — это мешало водителю с погрузкой багажа в машину.

Копеечная история. День рождения празднует легенда советского автопрома
© Вечерняя Москва