За бензин, за проезд и за комфорт. Сколько стоит дорога к морю на машине?

Неприятную новость для автолюбителей анонсировала на днях госкомпания «Автодор»: с 1 марта повысятся тарифы на проезд почти на всех платных участках ведущей от столицы к Чёрному морю трассы М4 «Дон». Мало того, многие эксперты прогнозируют и значительное увеличение расценок на бензин.

За бензин, за проезд и за комфорт. Сколько стоит дорога к морю на машине?
© АиФ

Правила меняются

Видео дня

Федеральная трасса М4 «Дон» по праву считается одной из самых оживлённых. Платные для проезда участки появились на ней ещё в 2010 году. Это были три обхода в Липецкой и Тульской областях длиной в 116 км. Сейчас участков, где за проезд по отремонтированной дороге приходится отстёгивать денежку, девять, и три из них находятся в Воронежской области. В последние годы существующая трасса ударно ремонтируется, расширяется, реконструируется – увеличивается её полосность, улучшается освещение, повышается безопасность. А за комфорт, как известно, нужно платить.

Новости, связанные с порядком оплаты комфортабельных участков трассы, приходят постоянно. Так, весной прошлого года на три часа был сокращён ночной льготный тариф: теперь он исчисляется с полуночи до 7 утра (было с 21.00 до 7.00). С 1 января этого года изменилась классификация транспортных средств: отныне оплата проезда зависит от габаритов транспорта – его высоты и количества осей, а не от грузоподъёмности, как прежде. Сейчас, например, к 1–й категории относится транспорт высотой до 2 метров – то есть легковые автомобили и мотоциклы, ко 2–й – машины «ростом» до 2,6 м, к 3–й – грузовики высотой более 2,6 м с двумя осями, а к последней, 4–й, – как правило, фуры. При этом транспортные средства 1–й категории, везущие в прицепе крупногабаритный груз или багаж выше 2,6 метра, классифицируются не выше 2–й категории, хотя ранее их относили к 4–й. За специальные технические устройства, например климатические установки, закреплённые на крыше авто, ныне нужно платить как за транспорт на буксировочном тросе.

Ну и, конечно, растут тарифы. Если в 2010 году с легковых автомобилей брали 1 руб. за 1 км пути, с машин грузоподъёмностью до 8 тонн – 2 руб. за 1 км пути, а с машин более 8 тонн – 4 руб. за км, то сейчас на каждом участке М4 своя оплата. Проехать по самому дорогому, но и самому протяжённому отрезку М4 «Дон» 93–211 км, что проходит по Московской и Тульской областям, в дневное время для легкового автомобиля стоит 150 руб., для крупногабаритной машины – 450 рублей. И это оплата за проезд только по одному участку.

Зависит от инфляции?

С 1 марта госкомпания «Автодор» опять поднимает расценки на проезд по семи из девяти платным участкам М4 «Дон». Дорожники поясняют: рост цен был запланирован и связан с ростом инфляции, которая в этом году, по данным госстатистики, составила 5,4 %. Стоимость проезда вырастет на двух из трёх воронежских участках трассы: 492 – 517 км (обход Воронежа) и 544 – 633 км (Каширский, Лискинский, Бобровский районы). Лишь на региональном участке 517– 544 км, в обход Новой Усмани и Рогачёвки, тариф останется прежним: для легковых авто – 50 руб. днём и 30 руб. ночью. Причина – проезд на этом участке стал платным только перед Новым годом. Из тех же соображений не увеличится тариф и на участке 93–211 км, проходящем по Московской и Тульской областям.

На каждом из участков тарифы для разных категорий машин вырастут в среднем на 5–10 рублей. Вроде бы немного, но для любителей путешествовать любой рост цен неприятен. Например, сейчас проезд на легковушке от МКАДа до Воронежа по платным дорогам обойдётся в 570 руб. (с 1 марта – около 600 руб.). А если двигаться дальше на юг, то придётся заплатить ещё 160 руб. – это с учётом того, что платные дороги трассы «Дон» заканчиваются в Воронежской области на 633–м километре.

В свою очередь, дорожники обещают, что комфортабельных платных дорог с каждый годом будет всё больше. В нашем регионе, например, в апреле приступят к строительству 85–километрового обхода села Лосево и города Павловск, который пройдёт по Бобровскому, Павловскому и Верхнемамонскому районам. Так что года через два платная федеральная трасса М4 «дойдёт» до 718–го километра. А к 2030 году, согласно стратегии «Автодора», планируется увеличить общую протяжённость скоростных автодорог в стране с 5,1 тыс. км до 18 тыс. км. Всё это замечательно, но на большинстве участков – а может, и на всех! – за проезд придётся платить. Причём тарифы планируют индексировать ежегодно.

Почём бензин?

Ну, а главный источник расхода – конечно же, бензин, цена которого постоянно растёт, независимо от курса валют, барреля нефти и темпов инфляции. За минувший год, например, бензин подорожал более чем на 5%. За месяц после новогодних праздников биржевой рынок бензина побил максимальные значения за всю историю торгов: АИ–92 подорожал на 8% – до 40,62 тыс. рублей за тонну, АИ–95 – примерно на 5%, до 41,62 тыс. руб. за тонну. Да и только за первую неделю февраля некоторые виды бензина выросли в цене в среднем на 50 копеек. Большинство российских аналитиков в этом году предсказывают подорожание бензина выше темпов инфляции.

Например, управляющий директор компании Vygon Consulting считает, что бензин подорожает примерно на 1,5–2,5 рубля. Причина в том, что власти планируют и дальше повышать топливные акцизы. Кроме того, приняла поправки в Налоговый кодекс РФ, касающиеся индексации акцизов на отдельные наименования товаров в 2017–2019 гг., в том числе и нефтепродукты, что тоже подбросит цены на бензин.

Сейчас же, по данным Воронежстата, литр бензина АИ–95 стоит в Воронеже в среднем 38,82 руб. (данные на 6 февраля). От Воронежа до Москвы по федеральной трассе около 500 км. Значит, поездка на автомобиле со средним расходом топлива 10 л/100 км обойдётся почти в 2 тыс. рублей. Если прибавить к этому расходы за проезд по платной дороге, то сумма вырастет ещё почти на треть. Так что на дорогу из Москвы до Воронежа или из Воронежа до Москвы берите не менее 3 тыс. рублей. Ну, а если вы решите ехать на Чёрное море, прибавляйте только расходы на топливо до облюбованного вами приморского городка. Благо, платных дорог после Воронежской области пока больше нет.

Трассы стали лучше

, председатель Левобережного отделения Всероссийского союза автомобилистов:

«Конечно, и дорожное полотно на платных участках федеральной трассы М4 «Дон» стало лучше, и безопасность сейчас на более высоком уровне. Но многие водители возмущаются, и это понятно - кому понравятся затраты? Но надо подумать: может быть, в стране есть острая необходимость поддерживать дороги в соответствующем состоянии.

Я и сам часто пользуюсь платным участком около Воронежа. Терминал располагается в непосредственной близости от города: если ехать по трассе от ул. Ильюшина в сторону Отрожки, приходится платить. Объехать-то можно, и многие водители так и делают, но из-за этого перегружается улица Димитрова, Ленинский проспект и дорога на Репное. Переносить терминал, понятно, никто не будет. Поэтому было бы неплохо, чтобы сделали льготы для воронежцев».

Тарифы завышены

Игорь Лобашов, водитель с 30-летним стажем:

«Когда только начинали ставить платные терминалы по федеральной трассе М4 «Дон», мы, водители, всё время беспокоились, что надо готовить мелочь - стоимость проезда на платных участках была 30-40 рублей.

Сейчас уже приходится готовить сотни - проезд по платным дорогам до Москвы стоит 600 руб., это соизмеримо с билетом на автобус! Добавьте сюда амортизацию машины, затраты на бензин. Получается достаточно дорогое удовольствие. Полагаю, тарифы на платных участках продолжат расти, что ещё больше ударит по карманам водителей. Другой вопрос - качество услуг. Да, дорожное полотно на трассе в последние несколько лет заметно улучшилось. Но других плюсов я не вижу.

Раньше к платным участкам предъявлялись особые требования: они должны быть хорошо освещены и своевременно чиститься. Сейчас на многих дорогах всего этого нет. Где-то обещали режим движения в 110 км/ч, но ввели ограничение скорости в 90 км/ч. А в летнее время на терминалах образуются 20-минутные пробки. Приходится также терять время. Мы платим деньги и потому хотим получить определённые услуги - как за любой товар. Но пока качество езды на платных участках трассы не соответствует той цене, которую с нас берут».

Скоростных участков всё больше

, председатель правления госкомпании «Автодор»:

«На трассе М-4 «Дон» завершаются работы на 1431-1440 км. К летнему сезону на всём протяжении дороги от Горячего Ключа до Джубги будет открыто движение по трём полосам - это максимум, что можно сделать на этом горном отрезке. Начато строительство обхода Лосево и Павловска в Воронежской области - таким образом, последний двухполосный участок «Дона» в 2019 году получит альтернативную современную скоростную дорогу.

Готовится согласование проекта обхода Ростова-на-Дону - в будущем М-4 «Дон» будет пролегать в стороне от Аксая».

Не время вводить оплату

, председатель Воронежского отделения «Комитет по защите прав автомобилистов»:

«Воронеж всё больше выходит за границы окружной дороги. В итоге люди должны платить, даже когда едут из дома на работу!

Считаю, что сейчас не должно быть платных дорог вообще. Как показывает мировой опыт, страна сначала обязана насытиться обычными дорогами с твёрдым покрытием и автомагистралями. Когда хорошие дороги у нас будут проложены от сёл до райцентров, между всеми районными и областными центрами, тогда и можно будет вести речь о повышении комфорта. Пусть потом инвесторы, которые не знают, куда девать деньги, строят новые дороги, начиная с центра России, где наибольшая плотность населения. А народ пусть решает, по какой - платной или бесплатной - трассе ему ездить.

Да, построили хороший обход Новой Усмани и Рогачёвки, но он длиной всего пару десятков километров, значит особой роли не играет. Вводят оплату за проезд в основном на отремонтированных участках федеральной трассы, которую строили наши отцы и деды. Так, три года назад двухполосную окружную Воронежа, созданную ещё в советское время, расширили. Спасибо, конечно, но почему мы за проезд по ней должны платить?!

Согласно закону, за безопасность движения у нас отвечает государство - федеральные органы исполнительной власти, регионы и муниципалитеты, и эта строка расходов входит в бюджет. А куда же тогда идут наши налоги?»