Войти в почту

«Ни одной машине я не радовался так, как этой». Саратовский владелец «Теслы» — о плюсах и минусах электрокаров и о том, готов ли к ним наш город

Бусаргин уже посидел за рулём одного из таких авто и, кажется, остался доволен. Но насколько совместимы саратовские улицы с электрокарами? Есть ли в городе зарядки для них? И способны ли электромобили по цене и экономичности составить конкуренцию бензиновому транспорту? Об этом «Свободные» поговорили с саратовцем Владимиром Перекатновым, владеющим электромобилем Tesla Model 3.

«Ни одной машине я не радовался так, как этой». Саратовский владелец «Теслы» — о плюсах и минусах электрокаров и о том, готов ли к ним наш город
© Свободные новости

О покупке

По роду занятий я айтишник и предприниматель, а ещё — большой почитатель Илона Маска (американский бизнесмен, ключевая фигура в работе ряда высокотехнологичных компаний, в том числе производителя электромобилей Tesla — прим. ред.). Считаю, что это человек, который очень много сделал и продолжает делать в IT-отрасли, да и не только в ней. Поэтому «Теслу» я покупал целенаправленно. После разрешения параллельного импорта в Россию хлынул их поток. Но проблема в том, что те электрокары, которые везли из США, были в основном восстановленные после аварий. А я хотел не битый, чтобы потом не заниматься его ремонтом. Поэтому искал машину, привезённую из Европы. И нашёл.

Моя Tesla Model 3 была выпущена в 2019 году и прибыла в Россию из Италии. Полноприводное авто с двумя электромоторами и самой большой в линейке батарейкой. Цвет — синий металлик. Фирменный цвет этого автомобиля. Разгоняется как «Феррари» — до 100 километров в час за 3,5 секунды. После начала СВО прежний владелец машины уехал жить в США, и так в октябре прошлого года она стала моей. Сколько отдал, разглашать не стану, но не скажу, что это было слишком дёшево («Свободные» нашли на сайте объявлений похожие модели за 3-4 миллиона рублей — прим. ред.). На момент приобретения пробег авто составлял 37 тысяч километров.

Сначала мне думалось, что «Тесла» окажется непрактичной игрушкой. Покупкой, сделанной лишь для того, чтобы потешить свои мечты. К моему удивлению, в реальности всё оказалось совершенно иначе.

О прошивке и управлении

Внутри дизайн «Теслы» довольно минималистичен: натуральной кожи в отделке нет, управление функциями — через экран, интерфейс которого явно вдохновлён «Айфоном». Но нужно понимать, что это автомобиль не про премиум-класс, а про технологии. В управлении машина ощущается как спорткар — за счёт низкого центра тяжести. Не кренится на поворотах — что конечно, кайф. Разгоняется тоже как спорткар, причём бесшумно и очень плавно, потому что у неё нет ступеней передач.

Фото Владимир Перекатнов

Удобно, что взаимодействовать с электрокаром можно, в том числе, через специальное приложение для смартфона. Например, если подойти к машине с телефоном в кармане, то она автоматически распознает тебя через блютуз и разблокирует дверь. Отойдёшь далеко — двери сами заблокируются, окна поднимутся, зеркала сложатся. Через приложение можно сделать ещё много всего: проверить местонахождение автомобиля, посмотреть за происходящим вокруг него через камеры, заранее включить в салоне отопление.... Последнее, кстати, в «Тесле» работает лучше, чем в бензиновых машинах. В обычных авто ведь сначала нужно прогреть двигатель, и только потом отапливается салон, а в электромобиле используется фен, поэтому горячий воздух начинает дуть сразу.

При этом компания постоянно обновляет прошивку, и за те неполные полгода, что я владею автомобилем, в нём стал доступен ряд новых функций. Например, после Нового года в салоне появилась камера — выросла... Шутка! На самом деле камера там была изначально, она использовалось для контроля за состоянием водителя. Но некоторое время назад производитель подключил к ней функцию наблюдения за оставленной внутри собакой. Также недавно появился Apple music (американский музыкальный сервис — прим. ред.). Правда, я им не пользуюсь, так как в моей машине уже имелась базовая подписка на Spotify (шведский музыкальный сервис, после начала СВО заявил о прекращении деятельности в РФ — прим. ред.), причём бесплатная. И она до сих пор работает в России.

Помимо обычных, для «Теслы» доступны специальные платные обновления. С их помощью можно, например, расширить функцию автопилота и даже увеличить мощность автомобиля. При этом в Москве уже появились умельцы, которые могут сделать машину мощнее, перепрошив её кустарным способом.

О зарядках и проходимости

Заряжать «Теслу» можно от обычной розетки 220В — в комплекте с машиной идет специальный зарядный кабель. Полного аккумулятора хватает на 500 километров пути. В зимнее время запас хода меньше, потому что часть энергии уходит на нагрев батареи и обогрев салона. Но обычно заряда вполне достаточно на день нормальной езды в городских условиях. Перед сном машину можно ставить в гараже на подзарядку, как обычный смартфон. Хотя некоторые заряжают машину на улице с помощью перекинутых через балкон удлинителей. От розетки машина полностью заряжается за 20 часов.

Фото Владимир Перекатнов

Гораздо быстрее автомобиль заряжается от уличных зарядных станций — всего за полтора часа. Приятным сюрпризом оказалось наличие в Саратове двух абсолютно бесплатных зарядок для электромобилей: у Жиркомбината и у автомойки «Пекарито» в районе Юбилейного. В городе есть и третья зарядная станция — у автозаправки GP VYMPEL в Заводском районе. Но сам я там ни разу не был, поэтому бесплатная ли она, сказать не могу. Модель моей машины без проблем подсоединяется к российским зарядным станциям, потому что была выпущена для европейского рынка. А вот тем, кто взял экземпляр для США, придётся поискать специальный переходник.

Проблем с проходимостью в черте Саратова у «Теслы» нет. Так как у меня полный привод, машина везде проезжает отлично. К тому же у неё плоское дно, то есть снизу ничего не висит. За всё время использования ни разу не было, чтобы я задевал им что-то. И это при том, что расстояние между днищем и землёй у авто составляет 14 сантиметров. Тем не менее, у некоторых моделей есть ещё и пневмоподвеска, чтобы в особо сложных местах машину можно было приподнимать.

Фото Владимир Перекатнов

О легендарном автопилоте

В электромобилях «Тесла» есть функция автопилота. (Он может управлять машиной без участия водителя — прим. ред.)

Чтобы «Тесла» могла полностью ездить сама, нужно купить для неё расширенный пакет автопилота за 15 тысяч долларов. И пока это работает только в США. У меня же доступен более простой вариант: машина может сама объезжать препятствия, останавливаться на светофоре, определять края дороги и следовать за другим транспортом. Последнее удобно в пробках. Всё работает очень плавно и кажется довольно надёжным. Иногда, правда, автомобиль резковато тормозит, но с точки зрения безопасности это всегда оправданно.

В Саратове автопилот функционирует везде, где есть хотя бы одна полоса разметки. По хорошей трассе — например, в Чардым — им можно вообще всю дорогу пользоваться. Я часто так делаю, но всегда контролирую ситуацию. Этого требует и сама машина: если убрать руки с руля, через какое-то время она начинает «ругаться», а потом вообще может остановиться. И даже своеобразно оштрафовать тебя — пока не выйдешь из автомобиля, автопилот больше не включится.

Фото Владимир Перекатнов

Кстати, если водитель в машине не пристегнётся, то автомобиль тоже постоянно будет напоминать об этом, а при первой же остановке самостоятельно съедет к обочине. И я считаю это очень классным, потому что пристёгиваться должны все. Также в «Тесле» есть автопаркинг, но парковка должна быть просто идеальной, чтобы система её обнаружила. Зато через приложение можно дать машине задание отъехать с парковки назад или вперёд. Это удобно, если кто-то загородил вам доступ к двери.

Об экономике

Экономически «Тесла» однозначно выигрывает по сравнению с обычным автомобилем. Во-первых, топливо. Полный заряд аккумулятора обойдётся примерно в 300 рублей. На нём электрокар способен проехать расстояние, для преодоления которого бензиновому авто потребуется топлива где-то на 3 тысячи рублей.

Во-вторых, налоги. С обычных машин нужно платить транспортный налог, а для электромобилей в Саратовской области транспортный налог недавно был отменён (сообщалось, что эта льгота будет действовать до конца 2024 года — прим. ред.)

В-третьих, обслуживание. Современные иномарки обслуживаются крайне дорого: масло и фильтры в последнее время подорожали. У «Теслы» же техобслуживание не регламентировано. Обязательная замена масла не предусмотрена, воздушный фильтр в салоне тоже меняется по усмотрению владельца. Антифриз компания рекомендует менять раз в 100 тысяч километров. Тормозных колодок, я слышал, некоторым хватает аж на 500 тысяч километров. Электрокар ведь тормозит рекуперацией — то есть двигателем, обратно заряжая его. Поэтому, когда едешь по городу, тормозные колодки почти не используются. Сейчас у меня пробег 45 тысяч километров, я проверил тормозные колодки и диски — они как новые.

Фото Владимир Перекатнов

В-четвёртых, по уровню цен электромобили тоже вполне конкурентны с обычным авто. Новую Tesla Model 3 можно привести в Россию по параллельному импорту за 4,5 миллиона рублей. Я считаю, в наше время это достаточно демократичная цена. Но на рынке доступны и другие электрокары. В Viber есть группа «Электромобили Саратов», в которой состоит около 90 человек. Самая распространённая машина там — японская Nissan Leaf. Подержанной её можно купить за 600 тысяч рублей. У меня знакомый на такой ездит — ей уже 10 лет, но пользоваться можно. И она тоже довольно недорога в обслуживании. Там вообще в багажник можно поставить второй аккумулятор.

Сейчас очень много электромобилей производится в Китае. Официально они пока не ввозятся в Россию, но их всё равно можно сюда привезти. Причём делают китайцы не хуже «Теслы», а по отделке интерьера и функционалу — иногда даже лучше. Вплоть до того, что в премиум-пакете все кресла будут оборудованы массажем.

О минусах

У «Теслы», конечно, есть и свои недостатки. Первый — на большие расстояния на ней не поездишь. Уличных зарядок в стране пока мало. Чтобы съездить, например, в Москву, нужно заранее искать на карте зарядные станции и прокладывать через них маршрут. Такая поездка может занять несколько дней. Так что на текущий момент электромобиль в России — всё же транспорт для использования в пределах города.

Второй недостаток — управление через экран. Я-то легко в этом ориентируюсь, а вот старшему поколению привыкнуть будет очень сложно.

О перспективах электротранспорта

У меня было много автомобилей, но ни одной машине я не радовался так, как этой. Однако люди у нас всё равно чего-то боятся. Думают, что для электромобилей обязательно нужны специальные зарядные станции, и не знают, что можно заряжаться от простой розетки. К тому же россияне ещё не поняли, насколько выгодны машины на электричестве. Кстати, я считаю, именно из-за экономической выгоды первые массовые электрокары в нашей стране будут использоваться как такси.

Касательно строительства завода в Энгельсе: я верю, что в России вполне смогут делать собственные электромобили. Тем более, сейчас эта история с международной изоляцией действительно освобождает рынок. Уже начинают продаваться электрокары производства завода «Москвич». Понятно, что на самом деле перед нами версия китайского автомобиля JAC, но ведь это уже хорошее начинание. Которое также означает, что инфраструктура для электромашин будет расширяться. Тем более, Россия хорошо электрифицирована, в ней есть относительно недорогое электричество и атомная энергетика. Словом, для развития электротранспорта созданы условия. Недавно вот в Калининграде начали строить завод по производству аккумуляторов для электромобилей. То есть стратегия перехода на электротранспорт в стране имеется — пусть даже это и сильно удивляет.