Войти в почту

Немецкие автоконцерны потянулись в США, устав ждать финансовых предложений от руководства ЕС

Вместе с эпохой двигателей внутреннего сгорания может закончиться и история немецкой автопромышленности. Похоже, все идет к тому, что в будущем она будет уже не столько немецкой, сколько американской. Строить новые заводы по производству электромобилей и аккумуляторов к ним крупнейшие автоконцерны Германии сейчас предпочитают не у себя на родине, а в США - там им предлагают огромные субсидии, налоговые льготы, а ко всему прочему еще и низкие цены на энергию. Условия, которыми американцы заманивают к себе немецкие компании, настолько привлекательны, что напоминают прямой подкуп.

Немецкие автоконцерны потянулись в США, устав ждать финансовых предложений от руководства ЕС
© Российская Газета

Власти Южной Каролины сообщили, что возьмут на себя большую часть расходов по строительству на территории штата нового завода Volkswagen, где будут выпускать электровнедорожники Scout. Размер субсидии составит 1,3 млрд долларов при общей стоимости проекта в два миллиарда. Кроме того, Volkswagen получит еще почти 200 млн долларов в виде налоговых льгот, а также очень хорошие перспективы сбыта готовой продукции - в соответствии с принятым в прошлом году в США законом о снижении инфляции государство предоставит покупателям электромобилей вычет в размере до 7500 долларов. Еще больше Volkswagen рассчитывает получить за строительство в США своего завода по производству аккумуляторов - от 9 до 10 млрд евро в виде субсидий и кредитов, как сообщает газета Financial Times. Изначально концерн планировал построить этот завод в Восточной Европе, но затем, если верить изданию, поменял планы, о чем и объявил в начале марта представителям Еврокомиссии.

Ни Германия, ни другие страны ЕС подобных условий предложить производителям не могут. Поэтому неудивительно, что немецкие автоконцерны один за другим потянулись за океан. BMW сейчас расширяет и модернизирует свое уже действующее производство в той же Южной Каролине, вложив в это дело 1,7 миллиарда евро. Об открытии своего первого завода в США задумывается и Audi. По словам главы компании Маркуса Дюсманна, окончательное решение еще не принято, но, скорее всего, оно будет положительным. В том же духе высказывается и Клаус Розенфельд, глава концерна Schaeffler, одного из крупнейших в Германии поставщика автозапчастей: "Следующие свои заводы мы, по всей видимости, будем сторить в Америке".

"Ситуация драматическая", - признает в интервью Augsburger Zeitung президент Союза немецкой автопромышленности Хильдегард Мюллер. По ее словам, девять из десяти немецких автомобильных компаний больше не считают Германию привлекательным местом для производства. Мигрировать в Америку собираются и представители других немецких промышленных отраслей, так или иначе связанных с технологиями возобновляемой энергетики, под которые сейчас в США выделяют большие субсидии. "Audi, BMW, Schaeffler, Siemens Energy, Aurubis - список немецких компаний, планирующих крупные инвестиции в США или расширение существующих производств, становится все длиннее и длиннее. Будь то строительство электромобилей, производство водорода или переработка металлов - щедрые субсидии привлекают в США тех, кто связан с экологически чистыми технологиями", - отмечает немецкий телеканал ARD. По данным Союза немецких торгово-промышленных палат, переносить свое производство за границу сейчас планирует каждая десятая немецкая компания, и Америка при этом является наиболее привлекательным пунктом назначения.

"Американский закон о снижении инфляции ставит под угрозу конкурентоспособность Германии и ЕС", - констатируют в Союзе немецких ТПП. Но что можно противопоставить американскому протекционизму, никто, по сути, не знает. Договориться с американцами по-хорошему европейцам пока не удалось, и сейчас они разрабатывают собственный план субсидирования промышленности, надеясь принять его в самое ближайшее время. Но, как это обычно бывает в ЕС, процесс затягивается из-за внутренних споров и противоречий между странами. Бизнес же ждать долго не может. Если верить Financial Times - прежде чем отказаться от планов строительства завода аккумуляторов в Восточной Европе, концерн Volkswagen в течение нескольких месяцев ожидал от Евросоюза какой-то ответной реакции на американский закон в виде собственных финансовых предложений производителям. Но не дождался и решил, что надо все же переезжать в США.