Войти в почту

Демпинг и безответственность "среднего звена": АИ-92 на Ямале рухнул до 26,4 руб/л за счет госдотаций

Пока российские промышленники и аграрии разоряются от непомерных цен на топливо, в ЯНАО цена на бензин установила исторический рекорд. Теперь литр бензина на некоторых заправках округа продается дешевле оптовой цены бензина НПЗ и даже… дешевле сырой нефти, если пересчитать с тонны. Пользуясь занятостью первых лиц государства, менеджеры среднего звена некоторых российских корпораций начали проводить абсолютно антигосударственную политику, пытаясь уничтожить свободный рынок. ФАС по какой-то причине не выполняют свою работу и закрывает грубейшие нарушения антидемпингового законодательства, говорят эксперты. Почти год назад президент сказал "снять все ограничения с предпринимательской деятельности". Вот так выполняют его распоряжения: Бред, скажете вы? Нет, многие местные СМИ уже написали об этом. В Сети – десятки фотографий с доказательствами. В конце февраля, например, Газпромнефть продавала бензин по 26,4 рубля за литр. Как может готовый бензин высшего качества стоит дешевле черной жижи, которую только что выкачали из земли? Кто оплачивает банкет? Оказывается, мы с вами. Как говорят предприниматели, причина аномалии – ценовая война, которую развязали между собой сети, принадлежащие крупнейшим российским компаниям, получающим так называемый «демпфер» из бюджета. В убыток работать никто не будет. Поэтому «нефтяные монстры» (ВИНК - вертикально интегрированные компании, у которых есть добыча, переработка и свои сети АЗС) снижают розничную цену на своих АЗС и получают убытки от реализации топлива. Но выпадающий доход компенсируют демпфером, то есть государством, через НПЗ. Жители Ямала регулярно выкладывают снимки с новыми рекордами. Независимые АЗС также вынуждены сдерживать цены. Однако их убытки никто не компенсирует. С одной стороны, можно подумать, что местным жителям от этого хорошо. Но это не так. Во-первых, у этих «монополистов» можно увидеть подлог топлива, пишут СМИ. ВИНКи имеют собственные НПЗ, но не обладают достаточным количеством нефтебаз в регионах для обслуживания всех своих АЗС. Часто они используют сторонние нефтебазы, не имея возможности проконтролировать качество хранения продукта. С НПЗ на чужую базу поступает хорошее зимнее топливо. Но на месте его могут разбавить остатками летнего сорта, просрочкой и даже «самопалом». По паспорту за АЗС завезли превосходное топливо, а по факту, может быть, - опаснейшую для двигателя смесь, говорят журналисты. Снова полный бред - 95й бензин оказался дешевле 92-го. А что, российский бюджет у нас же бездонный - компенсирует. Независимые АЗС, у которых нет субсидий и федеральной поддержки, борются за каждого клиента единственным аргументом – постоянным качеством топлива. По мнению экспертов, чтобы выжить и не поступиться качеством, нужна сеть не менее чем из 10 заправок. Для снижения логистических издержек необходима и своя нефтебаза. Из четырех независимых компаний региона всем требованиям отвечает лишь одна сеть. Если ее уничтожат – Газпромнефть и Роснефть смогут устанавливать такие цены, которые захотят? Получается, они и сегодня свою неэффективную деятельность компенсируют за счет бюджета. А что будет, если с рынка выдавят независимые компании? Главное Выходы из ситуации есть - например, скорректировать механизм демпфера, учитывая интересы малого бизнеса, чтобы часть выплат шла конечному продавцу топлива. Особенно, если независимые АЗС работают в труднодоступных районах Арктики, Сибири и Дальнего Востока. Но увидят ли федеральные органы, в том числе ФАС, эту проблему?