Войти в почту

Без жизненно важных систем: как изменились российские автомобили в 2023 году

Почему в России практически остановилось производство автомобилей После 24 февраля 2022 года большинство зарубежных автопроизводителей ушли из России и перестали поставлять компоненты для сборки автомобилей, в том числе для отечественных машин – российские автозаводы испытали на себе все трудности дефицита запчастей. До 2022 года в полной локализации автопроизводства не было необходимости – зарубежные автокомпоненты исправно поставлялись на заводы-изготовители. Уровень локализации производства был неравномерным: легковые автомобили больше зависели от поставок иностранных деталей, а грузовые машины и автобусы – меньше. После ухода иностранных автопроизводителей из России производство отечественных легковых автомобилей фактически остановилось. Согласно требованиям технического регламента Таможенного Союза, в РФ запрещалось производство машин без систем активной и пассивной безопасности, а также не соответствующим экологическому классу Евро-5. 12 мая 2022 года в документ были внесены изменения, отменяющие эти требования. Что изменилось в техническом регламенте С 12 мая 2022 года правительство России разрешило выпускать новые автомобили с упрощенными системами активной и пассивной безопасности, а также с двигателями разных экологических классов (допускается даже Евро-0). Эти системы отечественным автопроизводителям труднее всего импортозаместить: подушки безопасности, преднатяжители ремней, блоки управления и электронные датчики ввозились из-за рубежа. Впрочем, российские автозаводы сейчас активно ищут новых поставщиков. По данным портала Autonews, право производства упрощенных автомобилей получили заводы АвтоВАЗ, КамАЗ, УАЗ, ПАЗ и ГАЗ. «За период действия упрощенного регламента – а приняли его в мае 2022-го, чуть больше чем за полгода – изменить в автопроме что-либо невозможно, это «долгая» промышленность. У нас меняться должен не автопром как таковой – это не АвтоВАЗ должен озаботиться комплектующими, которых не хватает», – рассказал «ФедералПресс» главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков. По словам эксперта, проблема в фактическом отсутствии целых отраслей промышленности. «У нас не только проблемы с АБС. У нас проблемы и по электронным блокам, и блокам управления, по мультимедийным системам, по некоторым материалам, по добавкам, по пигментам в пластик, по продукции высокой химии и так далее. Это не проблема АвтоВАЗа или КАМАЗа, это проблема индустрии, которая строится вокруг автозавода. Она не появилась», – объяснил автожурналист. АвтоВАЗ Можно сказать, что в наиболее сложной ситуации оказался АвтоВАЗ. Тольяттинский автозавод с 2014 года находился под контролем альянса Renault-Nissan, и большая часть модельного ряда автомобилей напрямую зависела от поставок зарубежных компонентов. Наиболее «прогрессивные» модели завода, такие как Lada Vesta, Lada X-ray и Lada Largus были разработаны и пущены «в серию» с оглядкой на иностранную компонентную базу. Lada Largus так и вовсе «в девичестве» был локализованным Renault Logan MCV и до 2017 года выпускался с оригинальным двигателем и трансмиссией Renault. Наиболее локализованными автомобилями АвтоВАЗа на начало 2022 года являлись Lada Granta и Lada Niva (4621 балл и 4156 баллов по данным Минпромторга). В середине июня 2022 года в автосалоны поступила упрощенная версия Lada Granta`22 без ABS и подушек безопасности, а в июле – упрощенная Lada Niva. И тот, и другой автомобиль соответствует экологическому классу Евро-2. В августе 2022 года представители АвтоВАЗа сообщили о том, что на Lada Granta снова будут устанавливаться системы безопасности пассажиров. «Возобновление производства автомобилей с подушками безопасности в условиях дефицита электронных компонентов и санкционного давления – это настоящая победа всего коллектива АвтоВАЗа и наших партнеров. Забота о клиентах является приоритетом марки Lada», – заявил президент АвтоВАЗа Максим Соколов. В настоящее время АвтоВАЗ проводит испытания «упрощенной» Lada Vesta NG. На новый автомобиль будет устанавливаться 8-клапанный двигатель вместо 16-клапанного в паре с механической коробкой передач. УАЗ Автомобили ульяновского автозавода также выпускаются в упрощенном варианте и представлены тремя базовыми моделями: УАЗ Патриот, УАЗ Хантер и УАЗ СГР (старый грузовой ряд, «буханка»). В моделях 2023 года выпуска отсутствует ABS, отсутствуют подушки безопасности, а двигатель ЗМЗ-409 соответствует экологическим нормам «Евро-2». КАМАЗ В 2022 году КамАЗ сосредоточился на выпуске грузовиков семейства K3. Это «классическая» версия камских грузовых автомобилей с дизельным двигателем ЯМЗ 740, разработанным еще в СССР. «Грузовики К3 – глубоко локализованные автомобили, там импортного почти ничего нет. Соответственно, этой продукцией мы будем заполнять наши мощности», – заявил генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин во время встречи с заместителем председателя правительства России Юрием Борисовым. Уход зарубежных автопроизводителей серьезно осложнил производство грузовых автомобилей линейки K5, однако на протяжении всего 2022 года велись работы по локализации производства, и в 2023 году автозавод планирует выпускать локализованные КамАЗ K5 без участия иностранных партнеров. Новый грузовик будет оснащен современным рядным шестицилиндровым дизелем проекта «Тибет», спроектированным при участии компании Liebherr. «Начальный объем выпускаемых грузовиков будет небольшим, но отказываться от перспективной линейки автомобилей, в разработку которой вложено много средств и времени, в компании не планируют», – сообщили в пресс-службе КамАЗ. Фото: Konstantin Kokoshkin / Russian Look / globallookpress.com

Без жизненно важных систем: как изменились российские автомобили в 2023 году
© РИА "ФедералПресс"