Войти в почту

Трудные роды Porsche Cayenne: неизвестные подробности

Это сегодня свой кроссовер есть и у каждой люксовой марки, и у главных производителей суперкаров. Но все они прошли по дороге, проложенной первым Porsche Cayenne. Именно он сделал возможным (и неизбежным!) и Aston Martin DBX, и Lamborghini Urus, и Ferrari, чьё название нам всё-таки придется выучить. Но всё могло пойти совершенно иначе, если бы Cayenne не получился таким: способным практически на всё, востребованным, коммерчески успешным. К 20-летию внедорожного Porsche мы публикуем архивный материал о том, как этот автомобиль, не смотря ни на что, всё-таки состоялся.

Трудные роды Porsche Cayenne: неизвестные подробности
© Motor.ru

Появление Porsche Cayenne первого поколения разделило поклонников марки на два лагеря и вызвало коренные потрясения в самой компании. Выражаясь терминологией «Игры престолов», Cayenne в известной степени «бастард» — дворянин, рожденный от простолюдинки, дитя Porsche и Volkswagen. А по факту — автомобиль, который привел марку к новой эре успеха и сверхприбылей. Вспомним, в каких обстоятельствах он появился на свет.

Предок Cayenne мог появиться раньше, но на это не было денег

Porsche были готовы к выпуску внедорожника еще в пятидесятых. Да, это был всего лишь неудачный проект боевой машины для Бундесвера, но не будем забывать, что похожим образом на свет появились Mercedes-Benz G-Класса и Jeep Wrangler. Porsche 597 Jagdwagen с оппозитником от купе 356 проиграл в тендере более удачному с экономической точки зрения DKW Munga разработки Auto-Union, но в Porsche не оставили надежды построить другую машину такого плана.

Porsche 597 Jagdwagen
Porsche 597 Jagdwagen
Porsche 597 Jagdwagen
Porsche 597 Jagdwagen
DKW Munga, по сути, детище Audi
DKW Munga

Интерес Ферри Порше проявил и к появившемуся в семидесятых Range Rover. В компании всерьез задумались над похожей машиной на приподнятом шасси Porsche 911, но на это никогда не хватало денег и ресурсов. Большие планы, маленькая компания — в конце концов, мечты вылились в гоночный Porsche 953, победивший в Дакаре, и гамму полноприводных Porsche 911 Carrera 4.

Когда деньги появились, их хватало только на половину машины

В середине 1990-х плачевное финансовое здоровье компании начало поправляться. Новый босс, Венделин Видекинг, позже вытесненный из Porsche Фердинандом Пихом, провел реорганизацию: были введены меры бережливого управления и производства, радикально изменился модельный ряд.

Из-за дефицита у компании свободных средств Boxster (слева) и 911 (справа) в конце девяностых были унифицированы настолько, насколько это вообще возможно для среднемоторной и заднемоторной машины

Ради экономии новые Porsche Boxster и 911 (впервые с семидесятых с полностью новым кузовом и двигателем с водяным охлаждением), были унифицированы примерно на 50 процентов. После выпуска подкрашенных «старых кляч», Porsche 944 и 968, марка снова начала выпускать современную продукцию и с 1995 года вышла в прибыль.

Взгляд Видекинга теперь был обращен в будущее — на растущий сегмент кроссоверов.

В девяностых популярность внедорожников озолотила Большую тройку в США, самом крупном для Porsche рынке сбыта. Найти средства на собственный кроссовер в двухтысячных не составило бы труда, но в девяностых у компании хватило бы денег только на половину такой машины.

Полный привод для асфальта: начало

Первый кроссовер Ferrari дебютировал с V12 рекордной мощности

Мечта коллекционера: тестируем редкий Porsche 911 Targa

Cayenne мог стать совместной моделью с Mercedes-Benz

Как и в случае с внедрением коробки передач PDK десятью годами ранее, у Porsche был только один способ довести проект до конвейера — найти стратегического партнера, который разделил бы расходы на инжиниринг и производство.

Mercedes-Benz AAV Concept 1996 года — так выглядел выставочный прообраз будущего кроссовера ML. Обратите внимание на мерседесовские звезды даже на протекторе
Mercedes-Benz AAV Concept
Mercedes-Benz AAV Concept

И первым в этом списке оказался Mercedes-Benz, который как раз думал поправить дела в США удачной заменой G-Wagen (в какой раз в истории), но в конце концов пришел к совсем другому проекту — кроссоверу ML. Благо, доехать боссам Porsche до офиса «Мерседеса» можно было даже на такси, так что между двумя компаниями из Штутгарта начались активные переговоры. Которые быстро зашли в тупик.

В Daimler видели Porsche не как участника совместного проекта со своей долей и сферами ответственности, а как стороннего покупателя платформы, который позволил бы снизить её себестоимость. Следующим логическим решением было обратиться в Volkswagen, руководителем которого на тот момент был внук Фердинанда Порше, Фердинанд Пиех.

Сложные семейные отношения древа Порше в разные времена приводили и к благим, и к катастрофическим последствиям, но в этот раз оказались очень кстати. Porsche и Volkswagen могли разделить расходы на модели Cayenne и Touareg, не вступая при этом в прямую конкуренцию. Во всяком случае, до появления Audi Q7.

Для Cayenne не было инженерных и производственных ресурсов

К моменту объявления о начале совместной работы в 1998 году Porsche все еще оставалась маленькой независимой компанией, которая выпускала 38 тысяч автомобилей в год — одних «Каеннов» сегодня производится в два раза больше.

Компания, по идее, должна была взять на себя ведущую роль в разработке платформы кроссоверов, но у нее на это просто не хватало инженеров. А завод в Цуффенхаузене в то же самое время был перегружен растущим спросом на новые Porsche 911 (996).

Модельная линейка Porsche в начале двухтысячных. Прибыли от Cayenne вскоре позволили увечить число моделей вдвое

Porsche пришлось открыть дополнительный офис между Вайзахом и Штутгартом и построить новый завод, который изначально был рассчитан на выпуск всего 20 тысяч машин в год. Чтобы снизить себестоимость производства, фабрику сознательно построили в Восточной Германии (Лейпциг), где рабочая сила обходилась дешевле.

Появившись на рынке, Porsche Cayenne стал не просто самой новой, самой нетипичной (если не вспоминать тракторы Porsche) самой доходной и самой критикуемой моделью марки — эта модель изменила всю структуру компании и, в конечном итоге, ее судьбу. В середине двухтысячных Porsche уже не боролась с убытками, а едва не поглотила весь концерн Volkswagen. Но это уже совсем другая история. /m

Видео: cамый дорогой Porsche Cayenne в России

Volkswagen Panamera или Porsche Phaeton?

Porsche 928: свой среди чужих, чужой среди своих