Войти в почту

Могли, но не сумели: Rover 75

В самом конце 1990-х этот сенсационный дебютант, казалось бы, вернул Великобританию на уровень рукопожатных автомобильных держав мира. Увы, короткий миг славы Rover 75 оказался лебединой песнью независимого британского автопрома. Как он получился таким классным и чем можно объяснить его провал? Отвечаем на главные вопросы из личного дела «семьдесят пятого».

Могли, но не сумели: Rover 75
© Motor.ru

Кто такой?

Международный автосалон в Бирмингеме осенью 1998 года обещал ренессанс британского автопрома. Именитые Jaguar и Rover — тогда еще не находившиеся под одной крышей — представили абсолютно новые модели. Правда, ягуаровский S-type, как выяснилось, не предложил ничего из ряда вон — только дизайн в актуальном на тот момент ретрофутуристичном стиле. Зато Rover 75, напротив, стал заявкой на возвращение в высший эшелон автомобильной индустрии.

Jaguar S-type
Jaguar S-type
Jaguar S-type

Очень эффектный внешне, разносторонне одаренный по потребительским качествам, на редкость аккуратно собранный, разумный по рыночному позиционированию и цене. Удивительно, как при всех этих вводных Rover 75… не раскрыл потенциал даже на четверть.

Чем хорош?

В конце девяностых Rover 75 официально продавался даже на российском рынке, который только начинал познавать вкус иномарок. Тогда британец легко очаровал неискушенную отечественную публику дизайном, роскошью салона и ездовыми повадками. Удивительно другое — примерно в таком же восторге от 75-го была и европейская, и американская пресса. От «Ровера» как от бренда уже не ждали откровений, но британцы выдали едва ли не главный шедевр в истории марки.

Создание и дебют Rover 75 пришлись на короткий период, когда фирма из Лонгбриджа принадлежала немцам из BMW. Отсюда и весьма распространенное — и абсолютно ошибочное! — мнение, мол, «семьдесят пятый» создавался силами инженеров и конструкторов из Мюнхена. Ничего подобного! От носа до хвоста эта модель — заслуга сотрудников Rover. Другое дело, что немцы помогли обеспечить проекту нормальный бюджет, о котором жившие разве что не впроголодь британцы раньше и не мечтали.

Оплачивая счета, BMW при этом обеспечила английскому пациенту полную творческую свободу. За инженерными и дизайнерскими решениями «Ровера» в Мюнхене, конечно же, следили, но отнюдь не диктовали свою волю в приказном порядке. Конечно, какие-то принципиальные моменты кураторы из BMW продавили. Речь в частности о гораздо более высокой, чем было принято у англичан жесткости кузова, или, например, зазорах между крышей и люком. Всё это в итоге пошло только на пользу автомобилю.

В отличии от того же S-тайпа, Rover 75 получился настоящим британцем по духу, но по-немецки основательным и добротным. В общем, практически идеальным…

Как он выглядел?

Если одним словом — превосходно. Rover 75 — едва ли не идеальный образчик ретрофутуризма. Автомобиль не мимикрирует под какую-то конкретную модель из прошлого, но предлагает переосмысленный на современный лад классический стиль.

Английский дизайнер Ричард Вулли, кажется, собрал воедино все нарочито немодные для конца 90-х решения. Покатая крышка багажника, обилие хрома, считавшегося пережитком прошлого, плавные неагрессивные обводы кузова, тоненькие полоски молдингов, зеркала заднего вида на отдельной ножке. Вместе же всё это сливалось в абсолютной гармонии. Удивительно, что и сегодня 75-й смотрится едва ли не также интересно, как и четверть века назад. Настоящий седан вне времени.

Точно в яблочко Вулли и команда дизайнеров Rover попали почти не целясь. По словам Ричарда, первый же эскиз модели стал базисом окончательной версии модели: «Мы построили всего один полноразмерный макет из скульптурного пластилина и одну стеклопластиковую модель. Готовый автомобиль досконально повторяет их».

Он был дорогой?

Цена достаточно точно отражала позиционирование модели. Англичане видели 75-й полуприемиальным седаном среднего класса (сегмент D по европейской классификации). Одноклассники из бюджетной категории — Peugeot 406, Opel Vectra, VW Passat — стоили немного дешевле.

В то время как премиальная немецкая тройка — Audi A4, BMW 3-й серии, Mercedes-Benz C-Класса — немного дороже. Можно даже не останавливаться на конкретных цифрах. Главное, что стоит из этого вынести, — вовсе не завышенные ценовые ожидания, как это часто бывает, стали проблемой Rover 75.

Что о нем говорили?

«В некоторых аспектах Rover 75 совершенно гениален. Ездовой комфорт, особенно на невысоких скоростях просто бесподобен. А шумоизоляция?! Вы знаете, но в салоне «Ровера» вообще-то тише, чем в «Роллс-Ройсе»!

Autocar

«Главная заочная проблема 75-го — имидж модели. Никто в здравом уме не верил, что Rover способен создать автомобиль, который не будет ни в чем уступать лучшим одноклассникам. Как же мы все заблуждались…».

AutoTrader

«Великолепный автомобиль для дальних путешествий. Комфортный на уровне настоящего премиума, но при этом доступный, хорошо оснащенный и такой очаровательный».

What Car?

«И уж вовсе особняком стоит Rover 75. И не только по цене: он выглядит, оснащен и едет, как действительно очень дорогой автомобиль. Если угодно — такой уменьшенный «Роллс-Ройс».

За рулем

Самая необычная фишка

Занимательного и яркого в конструкции и дизайне Rover 75 предостаточно. Отметим два самых любопытных момента. Впервые за много лет деревянные элементы салона «Ровера» были не просто декоративными накладками, а неотъемлемой частью интерьера. Грубо говоря, деревянные планки не клеились к пластиковой основе торпедо — сами несущие элементы торпедо были деревянными.

Другой шок — наличие в модельной гамме версии как с передним, так и с задним приводом! Да, «Ровер-75» классической компоновки — мотор спереди, ведущие колеса сзади — появился уже под конец жизненного цикла модели. Всего выпустили меньше тысячи экземпляров заднеприводного «семьдесят пятого». Но пошумели «классики» изрядно. Не в последнюю очередь благодаря V-образной «фордовской» «восьмерке» под капотом. Это было мощно — 260 «лошадей» и 6,2 секунды разгона до сотни.

Почему не получилось?

Если почитать восторги автомобильной прессы или посчитать десятки титулов и наград, Rover 75 никак не назовешь провалом. Вот только при прогнозируемом объеме выпуска в 100–150 тысяч моделей в год, «семьдесят пятый» только единожды преодолел планку в 50 тысяч машин.

Самое обидное, что в неудачах виновата не сама машина, а большая политика. Первый и, как считают британские журналисты, смертельный удар по Rover 75 нанес… Бернд Пишетсридер — президент BMW. Еще во время речи на премьерном показе модели в Бирмингеме осенью 1998-го, немец вместо того, чтобы расписывать сильный стороны новинки или хвалить дизайнеров, неожиданно выдал странную тираду о сложных экономической ситуации и непростых отношениях между BMW и Rover. Первое впечатление об автомобиле, который рассматривали практически как мессию всего «Ровера» оказалось безнадежно испорченным.

Не бывает дыма без огня. Пройдет полгода и немцы, не найдя взаимопонимания с правительством Великобритании о финансовых поблажках для Rover, поспешат избавиться от островного актива. Лучший Rover в истории станет заложником, а точнее сказать, жертвой ситуации.

На самом деле, высокие потребительские качества модели, позволят новым хозяевам Rover из финансовой группы Phoenix Consortium, протянуть на плаву дольше, чем ожидалось. Лишь в 2005-м все что осталось от былого величия «Ровера» отойдет китайцам из концерна SAIC.

Удлиненный Rover 75 Vanden Plas
Универсал Rover 75 Tourer
Универсал Rover 75 Tourer
Rover 75 V8
Rover 75 V8

К тому времени 75-й успел обзавестись кузовом универсал, удлиненной версией и мотором V8. Шедевр Ричарда Вулли пережил рестайлинг и бэджинжиниринг — на его базе были построены модели бренда MG. Увы, повлиять на судьбу компании в целом он, конечно, никак не мог. Автомобильные войны выигрывается не солдатами в окопах, а менеджерами в кабинетах.

В 2006 году представили китайскую версию 75-го под названием Roewe 750i
Разумеется, удлиненная версия считалась для Китая основной
Последнее обновление представили в 2011-м и выпускали до 2014 года

Станет ли классикой?

Наверняка. В первую очередь, правда, в Великобритании. Для Европы, США и тем более России легковой «Ровер» слишком узкоспециализированная марка, чтобы сформировать культопоклонничество, как у того же Jaguar.

В свое время 75-е и созданные на их базе модели MG продавались в России, поэтому и предложений на рынке подержанных машин предостаточно. С любыми моторами: от базовой 1,8-литровой «четверки» (120 л.с.) до топового V6 2,5 л (177 л.с.). Реже встречаются машины с бээмвешными турбодизелями (116–131 л.с.). Цены не кусаются, а дизайн по-прежнему актуален, но вопросы по запчастям и наличию качественного сервиса нельзя не учитывать.

Сухой остаток

Обидно, когда талант не пробивает себе дорогу к заслуженному успеху по независящим от него причинам. Во всяком случае Rover 75 доказал — британцы действительно умели строить высококачественные автомобили, претендовавшие на звание лучших в классе. Жаль только, что со дня рождения последнего такого джентльмена минуло уже почти четверть века. /m

Могли, но не сумели: история AMC Pacer

Могли, но не сумели: история маленького, но героического Audi A2

Войдет в учебники: как запускали самый первый Infiniti