Войти в почту

Электроконь идет на смену

Ведущим трендом в развитии гражданского автомобилестроения и общественного транспорта в городах в ближайшее десятилетие станет массовый переход к использованию электрокаров. Какую поддержку окажет государство российским производителям такой техники в условиях западных санкций, стало известно в ходе международного форума "Иннопром-2022", на котором побывал кореспондент "Уралинформбюро"

Электроконь идет на смену
© Уралинформбюро

Мечта о собственном автомобиле была идеей-фикс нескольких поколений россиян. А вот у "поколения Z" (родившиеся в 90-х – начале "нулевых") совсем иные ценностные ориентиры. Об этом заявил партнер консалтинговой компании Б1 (EY) Андрей Томышев.

По его словам, в ходе недавнего опроса примерно 30% респондентов в возрасте 20-30 лет сообщили, что не хотят приобретать авто в собственность, но готовы пользоваться каршеринговым сервисом. Причем в идеале это должен быть экологически безопасный электромобиль, оборудованный по последнему слову IT-технологий – своего рода "гаджет на колесах", в котором функция водителя сводится к минимуму.

Еще несколько лет назад такие мечты считались научной фантастикой, уделом отдаленного будущего, а идею миллиардера Михаила Прохороа запустить в России производство "Е-мобилей" большинство автомобилистов восприняли скептически. Однако экономические потрясения последних десяти лет и обострение экологических проблем в мировых мегаполисах изменили настроения.

Электромобили в Екатеринбурге давно не экзотика

Согласно прогнозу одной из западных компаний, к 2025 году в мире будет производиться до 25 миллионов электромобилей в год, а их совокупный парк вырастет до 75 миллионов единиц. Такие цифры озвучил на "Иннопроме" замминистра экономического развития РФ Максим Колесников.

Он отметил, что в России на данный момент зарегистрировано свыше 20,4 тысячи электрокаров. Это, конечно, капля в море по сравнению со странами Евросоюза. Одна из причин – нехватка зарядных станций в регионах. Чтобы "растопить лед" между автопромом и потребителем, нужно к 2024 году создать не менее 3 тысяч таких станций, а производство универсальных компонентов для электромобилей локализовать на территории России.

Стоит отметить, планы по расширению сети зарядных станций для электромобилей разрабатываются на федеральном уровне. В частности, поставлена задача к 2030 году задача установить по всей стране 29 тысяч быстрых зарядных станций.

"В качестве гипотезы было бы интересно, чтобы строящаяся скоростная трасса М-12 попала в проект развития зарядных станций. Это была бы интересная межрегиональная история, которая помогла бы проще привлекать федеральные средства на создание зарядок на трассе", – отметил замгубернатора Свердловской области Дмитрий Ионин.

Зарядная станция для электрокаров в районе Академическом

Следующим шагом к "электрификации" отечественного автопрома должен стать комплекс мер по стимулированию потенциальных покупателей. В частности, организация бесплатных парковок для владельцев электрокаров и возможность бесплатного проезда по платным автотрассам.

Операторам же зарядных станций следует предоставить льготы по налогу на имущество и присоединению к сетям. Кроме того, налоговые послабления могут предоставить и владельцам электромобилей. Как сообщил первый зампредседателя Заксобрания Свердловской области Аркадий Чернецкий, депутаты сегодня работают над соответствующим законопроектом.

Отдельная задача – создание условий для развития производства в регионах Российской Федерации. "Наша система поддержки предусматривает поэтапную, глубокую локализацию производства электромобилей, включая крупную узловую сборку, сборку ячеек, катодно-анодные материалы и силовую электронику, - отметил Максим Колесников. – Тем компаниям, которые будут это производить, будет оказываться господдержка в виде стимулирования спроса на продукцию и создания преференциальных условий для реализации таких проектов".

Автобус на электрической тяге производства Республики Казахстан

Важным партнером при создании инфраструктуры для электромобилей может стать Росатом. Как известно, отработанные аккумуляторы являются экологически опасными отходами. Атомщики готовы решить проблему утилизации и переработки "батареек для электрокаров". Об этом рассказал на форуме коммерческий директор дочерней "Росатому" компании "Русатом Гринвэй" Андрей Есаев,

В частности, она планирует до декабря 2024 года построить и запустить в работу семь технопарков по утилизации отходов 1-го и 2-го классов опасности, в том числе аккумуляторов электромобилей. Планируемая мощность каждого из этих предприятий составит 50 тысяч тонн отходов в год.

Согласно планам "Русатома" извлеченные из отработанных батарей металлы (медь, железо, алюминий и никель) поступят в распоряжение предприятий по производству новых аккумуляторов. Это, в том числе, даст возможность к 2030 году 30% российского легкового автопарка "перевести на электричество".

Евгений СУСОРОВ