Войти в почту

Советский автопром: какие автомобили производили в СССР и как их можно было приобрести?

Одной из узнаваемых примет советской эпохи были автомобили, многие модели которых стали «народными» машинами, а сейчас и предметом ретро-коллекций. Mir24.tv рассказывает, какие автомобили выпускали в СССР, где их производили, сколько они стоили и с какими трудностями сталкивались граждане при их покупке.

Советский автопром: какие автомобили производили в СССР и как их можно было приобрести?
© Мир24

К середине 1950-х годов советская автомобильная промышленность производила достаточное количество машин представительского класса, однако ниша «народных» легковых автомобилей оставалась недостаточно освоенной. Между тем спрос на массовый автомобиль рос с каждым годом. Поэтому в 1960-1970-х годах в стране начали производить сразу несколько марок машин, которые со временем стали символами советской жизни.

«Москвич»

История этого легендарного автомобиля начинается в 1946 году, когда на Московском заводе малолитражных автомобилей (с 1968 года – АЗЛК) начался серийный выпуск легковых машин «Москвич-400». Эта модель была создана на основе немецкого Opel Kadett образца 1938 года. В советское время было выпущено четыре поколения марки ­– от «Москвич-400-420» до «Москвич-2335».

В мае 1967 года был выпущен миллионный автомобиль этой марки, которым стала модель «Москвич-408». Он получил современный кузов с комфортабельным салоном и был укомплектован более мощным двигателем в 50 л.с., модернизированными тормозами и улучшенной подвеской.

Самой популярной версией этой марки являлся «Москвич-412» – заднеприводный автомобиль, выпускавшийся с октября 1967 по 1976 год на АЗЛК и до 1999 года на автомобильном заводе в Ижевске. В техническом плане это была модернизированная версия предыдущей модели, но с более мощным 75-сильным мотором объемом в 1,5 л. Кроме того, здесь впервые применили полностью синхронизированную коробку передач, систему тормозов с гидровакуумным усилителем, полнопоточный масляный фильтр и воздушный фильтр с быстросменным сухим элементом. Все эти узлы только начинали появляться на автомобилях подобного класса.

Благодаря своему двигателю «Москвич-412» успешно выступал в международных ралли, а модель была признана настолько успешной, что в первые годы выпуска большая часть машин шла на экспорт. Кузов машины выпускался как формате седана, так и универсала. Всего было выпущено 329 тысяч штук.

Следующим поколением в производстве этой марки стал «Москвич-2140», поступивший на производство в 1976 году. Эта модель была одной из наиболее массово выпускавшихся – с 1976 по 1988 год с конвейеров сошло почти 2 миллиона машин. За исключением оформления передней и задней части кузова, автомобиль внешне мало отличался от предыдущей версии. Однако в техническом отношении поздняя советская модель «Москвича» была переработана весьма существенно, что позволило ему значительно превзойти 412-й по потребительским свойствам. После внедрения вакуумного усилителя и установки передних дисковых тормозов выросла активная безопасность. Помимо этого, новые сиденья создавали повышенный комфорт, а мягкие панели салона обеспечивали пассивную безопасность водителя и пассажиров.

«Волга»

История автомобилей марки «Волга» началась в 1956 году, когда на Горьковском автомобильном заводе были выпущены первые серийные образцы модели ГАЗ-21. Эта машина сменила послевоенную модель ГАЗ М-20 «Победа». Объем двигателя нового автомобиля составлял 2,5 литров, а мощность – до 75 л.с. Именно ГАЗ-21 стал первой моделью, в которой установили автоматическую коробку передач. Популярности «народной» машине придавали также художественные фильмы. «Волга» появлялась в фильмах «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова, «Три тополя на Плющихе» Татьяны Лиозновой и «Бриллиантовая рука» Леонида Гайдая.

В качестве представительских автомобилей Горьковский завод выпускал и машины премиум-класса с заводским индексом ГАЗ-13 – знаменитые «Чайки». На них ездили только представители высшей партийной номенклатуры, это была элитная машина с ограниченным выпуском. Всего с 1959 по 1981 год было построено 3179 автомобилей. Существовало несколько модификаций «Чайки»: седан (ГАЗ-13), лимузин (ГАЗ-13А) и четырехдверный кабриолет (ГАЗ-13Б). Специально для нее разработали первый в легковом автомобилестроении СССР 8-цилиндровый двигатель объемом 5,5 литров и мощностью до 215 л.с.

Самой массовой «легковушкой» завода стала модель ГАЗ-24, которая являлась еще и долгожителем всей серии – она выпускалась с 1969 по 1992 год. Разработка этой модели началась еще в конце 1950-х годов, но сборка первой серии запустилась только в 1967 году. К концу этого года было собрано 25 экземпляров, а в 1969 году запустили конвейерное производство. Всего был выпущено 1,4 миллиона машин ГАЗ-24 разных модификаций.

По сравнению с предыдущей моделью ГАЗ-24 явилась техническим прорывом. Самым интересным вариантом оснащения могли стать двигатели от «Чайки». Изначально двигатели V6 и V8 хотели ставить на все модификации «Волги», однако партийное руководство отказалось от этой идеи из-за повышенных затрат на производство, поэтому «Волги» с такими двигателями выпускались только на экспорт.

«Жигули»

Эта марку выпускал Волжский автозавод (АвтоВАЗ), который вступил в строй и дал первую продукцию в 1970 году. Предприятие находилось на особом счету советского руководства. В качестве партнера был выбран итальянский концерн FIAT, по контракту с которым итальянцы занимались технологическим оснащением завода в Тольятти и обучали советских специалистов. Строительство завода было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, выпуск новых автомобилей начался, когда еще не все корпуса завода были достроены. 19 апреля 1970 года с главного конвейера завода сошли первые шесть экземпляров ВАЗ-2101 «Жигули», а уже в декабре 1973 года с его конвейера сошел миллионный автомобиль – им стал ВАЗ-2103.

Первым «детищем» завода стал ВАЗ-2101 – один из самых популярных советских легковых автомобилей, производимых на Волжском автозаводе. На основе этой модели создавались все последующие модификации «классического» семейства автомобилей ВАЗ, которое находилось на производстве до 2012 года. Прототипом для них стал итальянский автомобиль Fiat 124, но советский автомобиль был существенно доработан под условия местных, не всегда комфортных дорог. Задние тормоза были заменены на барабанные, усилена передняя подвеска, улучшено сцепление и доработана конструкция синхронизаторов в коробке переменных передач (КПП). Производство модели ВАЗ-2101 длилось с 1970 по 1988 год, за это время было выпущено 4,85 миллионов машин. Модель настолько понравилась автолюбителям, что получила собственное прозвище – «Копейка».

ВАЗ-2105 – это дальнейшее развитие семейства «Жигулей». Модель является самым длительно выпускавшимся автомобилем этой марки – 31 год – с 1979 по 2010 год. За свои потребительские характеристики в 1983 году автомобилю был присвоен Государственный знак качества СССР. Всего было выпущено 2 миллиона экземпляров ВАЗ-2105.

Еще одна популярная модель «Жигулей» – ВАЗ-2106 («Шестерка»), которая выпускалась с 1976 по 2006 год. Данная модель стала трех- и четырехмиллионным автомобилем, выпущенным ВАЗом, и долгое время считалась наиболее престижной в линейке «Жигулей», имея статус автомобиля повышенной комфортабельности и надежности. ВАЗ-2106 приобрел славу скоростного и даже шикарного автомобиля, но при этом и более дорогого по сравнению с другими версиями. За 16 секунд машина разгонялась до 100 км/ч, а максимальная скорость достигала 150 км/ч. Эргономичная панель приборов с тахометром и прекрасная звукоизоляция делали ее предметом мечтаний многих советских людей. Всего на разных заводах за это время было выпущено 4,3 миллиона штук этой модели.

Волжский завод также производил советский джип – внедорожник ВАЗ-2121 «Нива» с несущим кузовом и постоянным полным приводом. Первый серийный образец ВАЗ-2121 сошел с конвейера в 1977 году и с тех пор производственный план по выпуску постоянно увеличивали – с 25 тысяч машин в год до 70 тысяч единиц. Основная масса этой модели шла на экспорт, поскольку пользовалась неизменным спросом более чем в 100 странах мира. Популярность «Ниве» придавали повышенный уровень комфорта и проходимости по бездорожью. Кузов выпускался в двух модификациях: трехдверный типа хэтчбэк и пятидверный типа универсал.

«Запорожец»

Малолитражные автомобили Запорожского автозавода также внесли немалый вклад в автомобилизацию Советского Союза, хотя и считались машинами менее предпочтительными. Для многих советских граждан «Запорожец» стал первым личным автомобилем. По цене и качеству машина во многом была компромиссным решением. В комфорте и надежности она значительно уступала другим советским автомобилям.

За основу был взят итальянский Fiat 600, однако разработчики серьезно переделали конструкцию. Первый серийный автомобиль был выпущен в 1960 году, а через три года была представлена его модификация ЗАЗ-965А, получившая народное прозвище «Горбатый» за форму кузова. В 1970-х появилась новая модель этой серии – ЗАЗ-968А, также награжденная прозвищем «Ушастый» за форму боковых воздухозаборников системы охлаждения.

Выпуск «Запорожцев» был поставлен на поток, в 1976 году завод выкатил с конвейера миллионный экземпляр машины. А всего с 1960 по 1994 год было выпущено в общей сложности 3,5 миллиона автомобилей всех модификаций.

Какие были зарплаты в СССР?

Чтобы оценить доступность автомобилей для советских людей лучше всего сравнить, сколько получали представители разных профессий в СССР. В 1980 году средняя зарплата в стране была 169 рублей, по некоторым группам населения она распределялась следующим образом:

Учителя – 136 рублей

Работники сельского хозяйства – 149 рублей

Врачи – 150 рублей

Научные сотрудники – 179, 5 рублей

Рабочие на производстве – 185 рублей

Инженеры – 212 рублей

Офицеры – 270 рублей

Министр СССР – 800 рублей

Сколько стоили советские автомобили?

Самым бюджетным по стоимости автомобилем был «Запорожец». Модель ЗАЗ-968 до 1976 года была 3 500 рублей, в 1979 году цена выросла до 5 тысяч рублей, а в 1991 году снизилась до 3 900 рублей.

Уровнем выше был «Москвич-2140» – за него платили 6 800 рублей в 1976 году и 7 500 рублей в 1983 году.

Еще выше находились «Жигули». ВАЗ-2101 стоила 6 400 рублей, ВАЗ-2105 обошлись бы покупателю 8 тысяч рублей, а за ВАЗ-2106 пришлось бы отдать 8 400 рублей. Самой дорогой была модель ВАЗ-2121 «Нива» – 11 тысяч рублей за автомобиль, но в 1991 году цена упала до 9 тысяч рублей.

Наконец, самой дорогой и престижной машиной для советских покупателей была «Волга». До 1976 года цена на модель ГАЗ-24 была 9 200 рублей. В 1979 году стоимость выросла до 9 800 рублей. Последнее поколение советской «Волги» ГАЗ-24-10 выпускалось с 1985 по 1992 год. Стоила такая машина 16 200 рублей.

Как приобретали машины в СССР?

Существовало несколько способов купить машину в Советском Союзе. Первый способ, и самый массовый, заключался в том, чтобы приобрести автомобиль по очереди. На многих предприятиях по заявлению работника в партком можно было встать в очередь на приобретение машины. Однако такие очереди могли тянуться годами, обычно до покупки проходило 6-7 лет. Распределение машин по предприятиям было неравномерным, например, пять-шесть машин в год: одна «Волга», пара «Москвичей», три «Запорожца». В первую очередь в списки на очередь ставили ветеранов труда и фронта, начальников цехов и участков. В итоге партком вместе с администрацией составляли список достойных. За особые заслуги в списки попадали также и вне очереди.

Вторым способом была покупка подержанного автомобиля в комиссионном магазине. При этом, в отличие от современного авторынка, подержанные автомобили были дороже новых экземпляров и со временем только росли в цене, поскольку машины оставались в СССР дефицитным товаром. К примеру, в 1980-х годах центр торговли подержанными автомобилями в Москве размещался в районе Южного порта, где на площадке владельцы оставляли свои машины в ожидании покупателей. Помимо комиссионных продаж автомобили покупали с рук. Купленный в магазине автомобиль при перепродаже поднимался в цене в полтора, два раза, а то и с еще больше доплатой – в зависимости от модели, цвета и комплектации.

Был еще и третий способ покупки машин, но доступный только для немногих категорий населения. Это касалось советских граждан, работавших за границей, которые получали зарплату в так называемых чеках Внешпосылторга – аналога иностранной валюты, запрещенной к свободному обращению в СССР. На эти чеки можно было отовариваться в специальных магазинах типа знаменитой «Березки», в которых цены на автомобили были в разы ниже, чем в обычных советских автоцентрах.