Войти в почту

От векового успеха к банкротству и национализации: история General Motors Company

Как всё начиналось

От векового успеха к банкротству и национализации: история General Motors Company
© runews24.ru

Начало XX века ознаменовано бешеными темпами появления автофирм в Соединённых Штатах Америки. Бизнес действительно был весьма перспективным, однако все как один сталкивались с общей проблемой: на массовое производство банально не хватало денег. Чтобы избежать разорения и закрытия, фирмы стали объединяться в корпорации.

Одну из таких создал американский бизнесмен Уильям Крапо Дюрант. Первое состояние он сколотил в водопроводной компании, затем открыл свою фирму, связанную c конными экипажами, а в 1904 году купил Buick Motor Car Company. Дело шло успешно, и предприниматель последовательно приобрёл ещё несколько автомобильных фирм: Oldsmobile, Cadillac, Oakland и другие.

Однако Дюрант помимо выраженной предпринимательской «чуйки» обладал ещё и ярким авантюризмом, что сильно не нравилось акционерам. В итоге в 1910 году его заставили покинуть собственное детище. Впрочем, отчаиваться основатель General Motors отнюдь не спешил, и год спустя в паре с известным гонщиком Луи Шевроле запустил новую фирму: Chevrolet Motors Co. Уже спустя четыре года успех компании позволил Дюранту не просто невероятно обогатиться, но и выкупить контрольный пакет акций GM. Впрочем, уже к 1920 году, несмотря на то, что корпорация стала мощным конкурентом Ford в борьбе за звание крупнейшего автомобилестроительного предприятия мира, Дюранта вновь «попросили» — и уже навсегда.

Мировое лидерство

К этому моменту стало окончательно ясно, что GM тесно в пределах США, и корпорация уверенно понеслась на внешний рынок. Последовательно «захватив» Канаду, Великобританию с её производителем Vauxhall, а затем и Европу (купив завод Opel), General Motors стала единоличным лидером в мировой автоиндустрии. Об этом говорят и масштабы производства того времени: в конце 1920-х годов все заводы GM в совокупности производили почти два миллиона машин, и дальнейшее присоединение к GM австралийского Holden и увеличение производства до 2,5 миллионов единиц авто в год стало вполне закономерным результатом.

Главным конкурентом «моторсам» оставался Ford, однако его упущение заключалось в том, что он производил обычные средства передвижения. General Motors же значительно расширил диапазон моделей, включив в производство выпуск дорогих и роскошных авто, чем дополнительно подняла свой рейтинг в стране победившего капитализма.

Даже во времена Второй Мировой войны, когда производство перешло на военные рельсы, что ударило по прибыли, а завод Opel национализировали нацистские власти, GM сохранил свои позиции. Более того, спустя всего год после победы над фашизмом обороты компании превзошли довоенные показатели.

Скандалы

Но в истории такого гиганта путь не может быть исключительно гладким. В 1960-е годы корпорация выпустила модель Chevrolet Corvair — красивый, мощный и быстрый автомобиль, но с изюминкой: на больших скоростях он терял управление, что неизбежно приводило к автокатастрофам. Число жертв было велико. Масла в огонь подлил юрист Ральф Найдер, который написал книгу «Небезопасен на любой скорости». Популярность издания «напрягло» GM более чем на 40 миллионов долларов, которые отсудили у корпорации клиенты.

Другой известный скандал тоже связан с книгой. Это была обличительная исповедь бывшего топ-менеджера корпорации Джона Захариа Делореана под кричащим названием ««Дженерал Моторс» в истинном свете». Новые обвинения привели к целому ряду новых судебных разбирательств.

Развитие на рубеже веков

К концу XX века, несмотря на суды и некоторые финансовые и репутационные потери, General Motors продолжала беспощадно лидировать на рынке. Отделения корпорации открылись почти во всех странах, включая СССР и Китай. Ей принадлежали практически все ведущие и популярные марки машин.

Просто посмотрите на список: «Бьюик» (Buick), «Кадиллак» (Cadillac), «Шевроле» (Chevrolet), «Джи Эм Си» (GMC), «Джи Эм Дэу» (GM Daewoo), «Холден» (Holden), «Хаммер» (Hummer), «Опель» (Opel), «Понтиак» (Pontiac), «Сатурн» (Saturn), «Сааб» (Saab), «Воксхолл» (Vauxhall), «Вулинь» (Wuling), «Олдсмобиль» (Oldsmobile). И это не считая десятка других заводов, контрольные пакеты акций которых тоже принадлежали GM.

Финансовые проблемы, закат эпохи и банкротство

Ничего не предвещало беды, а потом откуда ни возьмись появилась надгробная крышка с надписью «2008 год», в которую с холодной безжалостностью стал заколачивать гвозди банкротства финансовый кризис. Затронуло это не только GM, но и ближайших конкурентов — Ford и Chrysler. Корпорациям требовалось 50 миллиардов долларов для того, чтобы устоять, и за помощью они обратились к Конгрессу США.

Администрация президента Джорджа Буша помогла, но не дотациями, а кредитом. А дальше — только вспышки: вот General Motors принимает условия — вот компания терпит глобальные убытки — вот они превышают 82% — вот снижается производство — вот падают цены на акции.

Опуская неинтересные подробности договоров руководства корпорации и Министерства финансов США, кончилось всё предсказуемо. GM позволили списать долги собственными акциями, но в конечном счёте что-то пошло не так, и в мае 2009 года автоконцерн не смог избавиться от долговых обязательств в размере 27 миллиардов долларов. Началась процедура банкротства.

Работы одновременно лишились 20 тысяч человек, закрылись десять заводов. Корпорация попала под реструктуризацию, а затем полностью ушла под государственный контроль США и частично — в виде 12% акций — правительству Канады. General Motors в целях экономии перестала производить Oldsmobile, Hummer, Pontiac, Geo, Saturn, Acadian — модели с мощными двигателями и высоким расходом топлива.

Вот так ровно за сто лет возникла из ничего, потеряла всё и вновь обрела новое, государственное дыхание главная автостроительная корпорация XX века.