Войти в почту

«Полчаса позора, зато не пешком» — что граждане СССР думали о Запорожце

Во времена существования Советского Союза автопроизводители выпускали технику для народа. Она отличалась простой конструкцией и обслуживанием. На автомобильном рынке сформировались компании, которые соревновались друг с другом за место лидера. Один из самых известных автомобилей того времени - Запорожец. Эта модель обратила на себя внимание и получила многочисленные прозвища. Эксперты напомнили, как граждане СССР относились к этому транспортному средству.

«Полчаса позора, зато не пешком» — что граждане СССР думали о Запорожце
© Car.ru

Запорожец в народе получал не самые приятные прозвища - Горбатый, Ушастый и Мыльница. Большая их часть объяснялась формами кузова, которые не соответствовали стандартам того времени. ЗАЗ представлял собой бюджетный автомобиль малолитражного класса. Несмотря на то, что его изначально расценивали в качестве народного, особым престижем он не пользовался. Многие шутили - “Если нет денег на автомобиль, придется покупать Запорожец”.

Что собой представлял этот транспорт, и за что в народе он получил столько прозвищ?

Уже во второй половине 1950 годов доходы граждан СССР увеличились. Вместе с этим начали повышаться и потребности, которые затрагивали сферу личного транспорта. Многие работники хотели иметь собственный автомобиль. Чтобы удовлетворить потребности граждан, руководство страны распорядилось - разработать максимально простой по конструкции и эксплуатации транспорт. Он должен был отвечать параметрам бюджетного производства и носить статус народного. Первая модель в этом классе - ЗАЗ-965. Его выпуск организовали уже в 1960 году.

В качестве прототипа для создания модели использовали Fiat 600, разработку поручили инженерам из Москвы. Изначально выпускать модель хотели выпускать на заводе, где собирали “Москвичи”, но позже перенесли производство на “Коммунар”. Самые первые экземпляры модели выглядели странно. Именно тогда автомобиль получил прозвище “Горбатый”.

Несмотря на простой дизайн и салон, основные узлы автомобиля изготавливались с использованием современных технологий. Так, ЗАЗ получил в оснащение V-образный мотор с воздушной системой охлаждения. Пользователи отмечали многочисленные преимущества этой модели - надежность, ремонтопригодность и высокую проходимость. Над машиной продолжали смеяться, но покупали.

В свое время производитель задумался о том, чтобы организовать экспорт ЗАЗ-965. Для этого была разработана улучшенная версия с комфортабельным салоном. Машина была показана на нескольких международных выставках, но позже от идеи решили отказаться.

Во второй половине 1960 годов на рынке появился “Ушастый”. Это был ЗАЗ-968, который получил свое прозвище из-за характерной формы воздухозаборников. Немного позже ему присвоили новое обозначение - “Чебурашка”. После очередного обновления производитель решил отказаться от такой формы кузова. Но даже после этого автомобиль не перестал быть предметом насмешек. Его быстро окрестили “Мыльницей”.

Про Запорожцы сочиняли многочисленные анекдоты. Очень часто про эти машины говорили - 10 минут позора, зато не пешком. Несмотря на большое количество прозвищ, многие автомобилисты полюбили эту модель. Такая техника могла справляться с самыми жесткими испытаниями - перевозила мешки картошки по не самым хорошим дорогам.

Итог. Запорожец - самый известный автомобиль во времена существования СССР. Несмотря на то, что его задумывали в качестве народного, не все автомобилисты положительно оценивали его возможности.