Войти в почту

Легендарная "полуторка", "Волга-джип" Брежнева и внедорожник маршала Жукова: самарский умелец отреставрировал более 40 старых автомобилей

Горожане могут увидеть его "фронтовиков" в День Победы на параде на площади Куйбышева. А в День города в сентябре он каждый год едет в колонне ретроавтомобилей, демонстрируя свои детища. В этом году, например, прокатится на американском кабриолете 1956 года Ford Fairlane 500. Находиться за рулём раритета, восстановленного своими руками, по словам Юрия Котикова, – это непередаваемые ощущения, хотя управлять старыми машинами непросто – механизмы идут туговато. фото: Ford Fairlane 500 образца 1956 года, из архива Юрия Котикова История на колесах В его автомастерской "Ретро-классика" можно снимать фильмы о разных эпохах отечественной истории. Здесь будто машина времени переносит в прошлое. Удивляешься разнообразию декораций: и легендарная "полуторка" 1930-х, и машина маршала Георгия Жукова из 1940-х, и правительственная "Чайка" 1960-х, и даже "Волга"-джип генсека Леонида Брежнева из 1970-х! В неприметных на первый взгляд гаражных мастерских таится целый кладезь, целый пласт истории, за которым охотятся музейщики и коллекционеры. Даже от столичных кинорежиссеров поступали предложения о съемках этих шедевров ретро. Юрия Котикова с его творениями приглашают на специализированные выставки и слеты, в парковые и музейные комплексы. Отечественные музеи военной и автомобильной техники заказывают мастеру восстановление раритетов. Частные коллекционеры привозят ему машины для реставрации. Именно его блестящие творения можно увидеть на парадах 9 мая и 7 ноября в Москве и Самаре, на фестивалях и праздниках в разных городах страны. Некоторые модели Юрий восстановил почти с нуля, собрав из множества деталей, привезенных из разных мест. Ему часто сообщают о найденных останках фронтовых машин и знают точно, что груда ржавого металлолома обретет вторую жизнь. По словам Юрия, поисковики "Вахт Памяти" часто находят в местах сражений Великой Отечественной войны запчасти прошедших бои машин. Нет, они не развалились от времени. Их разобрали советские солдаты. Дело в том, что в 1941 и 1942 годах во время нашего отступления был приказ не отдавать врагу технику и оружие. Конечно, взрывать автомобили было бы проще, но боялись Мессершмиттов, которые, заметив огни, могли бы начать бомбёжку. Для Юрия дорога каждая такая находка. Мастер подчеркивает, что "старинный" - это не старый, а проржавевшие железки – вовсе не безделушки, а ценные детали воевавших "фронтовиков", которые можно собрать и восстановить целостный образ. Такие машины и детали к ним он ищет по всей России и в других странах. Просматривает объявления о продаже ретроавтомобилей в интернете. Как говорит Юрий, кто-то приехал на этой технике с войны, с тех пор она долгое время стоит в гаражах. Известно, что трофейные машины восстанавливали прямо на фронте силами ремонтных бригад. Как говорят близкие мастера, у него особое "3D-видение": посмотрел на железку и сразу понял, от какого она автомобиля и в чем ее назначение. Такой уникальный глаз-алмаз оттачивался десятки лет, с самого детства. фото: пикап ГАЗ-21 образца 1937 года, из архива Юрия Котикова "Трофейное" начало Юрий Котиков родился в Куйбышеве в 1972 году. Все детство провел в гараже вместе с отцом и дедом-фронтовиком, которые были слесарями-мотористами. Вместе они ремонтировали машины. Его дед Иван Дмитриевич, прошедший всю войну наводчиком 76-мм дивизионной пушки, неплохо разбирался в трофейной технике. Ему тогда удалось восстановить многие боевые раритеты. Юрий, глядя на взрослых, тоже учился разговаривать с машинами на ты: без конца чинил, паял, разбирал, восстанавливал. Позже учеба в профессиональном училище на электрогазосварщика только упрочила его навыки универсального автомеханика. Так он попал в свою стихию, и язык механизмов выучил на зубок. Страсть к ретро-классике началась с трофейного "немца". Юрий рассказал: - Больше двадцати лет назад мой знакомый привез мне трофей 1939 года. Это был престижный седан немецкой марки - BMV 321. Машина мне очень понравилась. Этот "немец" стал моей первой отреставрированной машиной. С тех пор я стал собирать останки старинных автомобилей и возвращать их к жизни. Как объяснил мастер, реставрация заключается в том, что машина разбирается до болта и собирается заново. Недостающие детали восстанавливаются, паяются, причем так, как в свое время делалось на заводе-изготовителе. фото: ГАЗ-64 образца 1942 года, из архива Юрия Котикова "Оживление" по первоисточникам Как же удается воссоздать все в точности, вплоть до сложнейших агрегатов так, чтобы собранные воедино, изъеденные коррозией металлы ожили и смогли вернуться к ходовому состоянию? По словам Юрия, в его работе помогают опыт и коллеги. Много информации он черпает из книг по автомобилестроению и со специализированных сайтов. Общается с реставраторами машин в социальных сетях. Юрий Котиков - человек-энциклопедия, настоящий знаток истории появления на свет автомобилей разных стран. Конечно, реставраторов выручают первоисточники. По чертежам можно собрать имеющиеся детали, отлить новые части и разыскать отсутствующие. - Счастье, когда мы находим чертежные схемы автомобиля. Во время войны весь архив Горьковского автомобильного завода был перевезен в Куйбышев. С тех пор в самарском филиале "Российского государственного архива" сохранились чертежи некоторых газовских машин. Например, там мы нашли чертеж кабины "полуторки" (ГАЗ-АА) - грузового автомобиля 1930-х годов. Много чертежей собрал писатель Дмитрий Дашко, который часто мне помогает. Например, по моей просьбе он нашел чертежи кузова грузовика ЗИС-6 и его системы электропроводки. Благодаря чертежам мы изготовили фрезы и сделали доски для кузова. Как отметил реставратор, при работе повсеместно встречаются очаги ржавчины или изношенные детали. В процессе все это обновляется. Иногда, при реставрации боевых машин, мастер сохраняет следы от пуль и осколков гранат. Попадались, например, простреленные колесные диски. Что касается салонов, то, по его словам, обычно оставляют оригинальную ткань, только ее приводят в порядок. Юрий восстанавливает и ее фактуру, и цвет. Но при сильной изношенности покрытие меняют на новое. фото: ГАЗ-67 образца 1943 года, из архива Юрия Котикова Домашний "ретродром" В гараже у Юрия Котикова хранятся как на выставке с десяток отреставрированных автомобилей (другие находятся в экспозициях, на киносъемках или в частных коллекциях и музеях). Среди них - "Москвич" 1963 года, который Юрий сделал идентичным отцовскому, и трофейный, немецкий Wanderer 1935 года, участвовавший в боях во время Великой Отечественной войны. Найденный в Тверской области, он находился в полуразрушенном состоянии. Мастер сумел восстановить его по фотографиям до блестящей новизны. фото: Wanderer 1935 года, из архива Юрия Котикова Рядом - ГАЗ-69 (советский автомобиль повышенной проходимости 1960-х годов), ГАЗ-24 "Волга". Еще тут можно увидеть уникальные плавающие машины-амфибии - ЗИЛ-485 1950-х годов и американский автомобиль Amphicar. фото: ЗИЛ-485 образца 1956 года, из архива Юрия Котикова Почти готов ГАЗ-61-40 1939-го. Это первый советский полноприводный вездеход. Таких машин не осталось совсем, ведь в конце 1930-х годов их выпустили всего пять. Как рассказал Юрий, для его восстановления понадобилось четыре года. Поскольку сохранилось очень мало оригинальных частей, пришлось реставрировать автомобиль по чертежам, заново отливать детали под стать "родным". В этом году ко Дню Победы Самарский мастер завершил реставрацию артиллерийского тягача ГАЗ-61-416 1942 года. На это у него ушло несколько лет. У машины, как и у многих в "Ретро-классике", особая история. Поисковики нашли ее останки в Ленинградской области и отдали в мастерскую. Таких авто в начале 1940-х сделали всего 36. Сегодня сохранилось только одно – в гаражной мастерской Юрия. Восстановление шло медленно, поскольку информации по машине было немного. И все же нашлись чертежи, работу удалось завершить. Мастер вместе с женой и тремя детьми выехал на нем на Парад Победы на площадь Куйбышева. Это стало настоящим праздником для всей семьи. Тягач ему особенно дорог тем, что предназначался для орудий, на которых воевал его дед. фото: ГАЗ-61-416 образца 1942 года, из архива Юрия Котикова Волга-вездеход В числе любимых детищ мастера - полноприводная "Волга" ГАЗ-24-95. Таких машин зимой 1973-1974 годов изготовили всего пять. Как рассказал Юрий, своим появлением на свет эта "Волга" обязана желанию Горьковского обкома КПСС иметь легковой автомобиль с повышенной проходимостью. Тогда было решено разработать полноприводную модификацию из обычной 24-й "Волги", чтобы она имела технические показатели проходимости не хуже, чем у уазика. Один из пяти выпущенных экземпляров обслуживал Леонида Брежнева в его охотничьем поместье Завидово. Остальные машины отправили на тестирование военным и милиции в Горьком и области. Серийное производство "Волги"-вездехода так и не началось. Конструкция опытных автомобилей была слишком сложной и дорогой. Завод попросту боялся отсутствия спроса на модель. До сегодняшнего дня сохранилось не менее двух "живых" экземпляров этой уникальной машины. Один из них в Самаре – в мастерской Юрия Котикова. - Для восстановления этой редкой "Волги", найденной мной в Саратовской области, писатель Никита Травников познакомил меня с одним из ее конструкторов, который мне предоставил чертежи. Над ее реставрацией я работал 1,5 года. Восстановили всё, вплоть до родного зеленого "бутылочного" цвета и салона. фото: ГАЗ-24-95 образца 1974 года, из архива Юрия Котикова Внедорожник маршала Жукова Еще одной невероятной историей в своей карьере Юрий считает реставрацию машины ГАЗ-61-73 маршала Георгия Жукова. Во время Великой Отечественной войны, этот легендарный внедорожник применяли в роли штабной модели для высшего командования армии. 61-ю модель создали в 1938 году. Долгое время считалось, что после войны сохранился всего один ГАЗ-61, принадлежащий маршалу Ивану Коневу. Эта машина оставалась в Москве у потомков военачальника. Между тем второй автомобиль этой марки тихо и незаметно жил в небольшом поселке близ Куйбышева. Владел этой машиной пенсионер, бывший офицер НКВД, сумевший получить раритет в личное пользование. Машину чинили и перекрашивали. Потом она перешла по наследству к его сыну, инспектору ГАИ, который хоть и не пользовался старым газиком, но и расстаться с ним не решался. До 2006 года машина стояла в его гараже. - Изучая архивные базы ГАИ в поиске интересных машин, мы наткнулись на эту, так как инспектор сдал номера и ПТС. Нашли контакты хозяина. В гараже машина стояла, как ни в чем не бывало. Состояние железа и агрегатов оставляло желать лучшего, зато комплектность оказалась достаточно высокой. Понимание, чью именно машину удалось найти, пришло позже, когда стали изучать архивы. Выяснилось, что изготовленный 29 сентября 1942 года автомобиль темного сине-зеленого цвета был передан в резервную самарскую ставку верховного главнокомандующего и отдан в распоряжение Георгия Жукова. Как выяснил реставратор, в 1942 году такая машина была изготовлена в единственном экземпляре, поэтому именно этот автомобиль был отправлен в Куйбышев. Ездил на нем Жуков или нет, точно неизвестно. Юрий Котиков купил эту машину и отреставрировал ее в 2010 году. Сегодня автомобиль хранится в частном музее внедорожных машин в Москве, каждый год участвует в парадах на Красной Площади. фото: ГАЗ-61-73 маршала Георгия Жукова образца 1942 года, из архива Юрия Котикова Бюссинг и "полуторки" В мастерской и в будни, и в выходные кипит работа. Одновременно реставрируются несколько машин. Например, сейчас разобрали (чтобы потом полностью восстановить) трофейный Bussing-NAG конца 1930-х годов. Этот грузовик воевал, служил для перевозки солдат и оборудования связи. Многие детали уже сделали и покрасили. Как говорит Юрий, скоро он займет место среди уникальных экспонатов в московском военно-патриотическом парке культуры и отдыха "Патриот" в экспозиции "Моторы войны". Здесь же собираются из фрагментов несколько "полуторок": ГАЗ-АА 1930-х годов, санитарная будка и бортовая "полуторка" - ранняя, сделанная еще на НАЗе (Нижегородском автомобильном заводе). Надо сказать, что массовое производство "полуторки" было налажено на четырех крупных предприятиях, в том числе на НАЗе (затем ГАЗе) в 1932-1949 годах. Готова еще одна "полуторка" - топливозаправщик ГАЗ-ММ 1941 года, найденный в Смоленской области. Знаменитый грузовой автомобиль Горьковского автозавода грузоподъемностью 1,5 т начали собирать с рамы и колес, вернули к жизни мотор. Проржавевший металл удалось обновить почти полностью. В мастерской восстанавливают также ГАЗ-64 1942-го (тогда сделали чуть больше 500 таких автомобилей). фото: топливозаправщик ГАЗ-ММ 1941 года, из архива Юрия Котикова Заграничные “трофеи” Юрий Котиков всегда в поиске и в работе. Так, в этом году в Тольятти он разыскал редкий немецкий лимузин 1934 года Horch Юниор 830. Это трофейный автомобиль, приехавший с фронта. Говорят, таких машин осталось не больше десяти в мире. Скоро коллекция Юрия пополнится другими раритетами, которые встанут в очередь на реставрацию и получат вторую жизнь. Недавно в Санкт-Петербург из Америки пришли два старых "Форда". Один – 1911 года, четырехместный, редкая модель без передних дверей. Второй - 1928 года – прототип советской машины ГАЗ-А. Оба “американца” на ходу, но нуждаются в восстановлении. Мастер рассказал, почему его так влечет ретро-классика: - Это ощущение возвращения в прошлое. Это, как День Победы – со слезами на глазах. Наши деды воевали на этих автомобилях. Хорошо, что все это возрождается. Реставрацию сложно закончить. Кажется, что надо делать еще и еще, чтобы машины выглядели, как новые, блестели и радовали глаз. Еще Юрий хотел бы узнать, как сложилась судьба первого самарского автомобиля, который принадлежал известному земляку - меценату, художнику и краеведу Константину Головкину. Известно, что именно купец стал первым в городе автомобилистом. Его "Опель" в середине 1904 года по железной дороге доставили из Берлина. К слову, в этом году парад ретроавтомобилей на День города в Самаре посвящен 150-летию со дня рождения Головкина. фото: из архива Юрия Котикова