Войти в почту

"Горели и НЕФАЗы, и МАЗы, и трамваи — электронные блоки одни и те же"

В споре казанских перевозчиков с башкирским производителем к ответу привлекли московского поставщика "электронных мозгов"

"Горели и НЕФАЗы, и МАЗы, и трамваи — электронные блоки одни и те же"
© Реальное время

Бич казанских транспортников — слишком частые пожары в автобусах — стал предметом затяжной судебной тяжбы перевозчиков с производителем, где недавно наметился новый поворот. ПАО "НЕФАЗ" привлек к спору московско-чистопольско-немецкого поставщика электронных блоков управления, выяснила газета "Реальное время". Перевозчики подтвердили — основная причина пожаров, по данным экспертиз, кроется именно в "электронных мозгах" сгоревших автобусов и трамваев. Как чистопольско-немецкое СП полюбилось в свое время татарстанским властям, какие сертификаты связывают "Континентал Аутомотив Рус" с "НЕФАЗом", и как фирма в последние годы наращивает обороты благодаря "нечаянной помощи" российских властей, — подробнее в нашем материале.

"НЕФАЗ" привлек к спору московского поставщика

Как стало известно газете "Реальное время", в деле казанских перевозчиков-погорельцев против лизинговой компании "КАМАЗ" (ответчик №1) и ПАО "НЕФАЗ" (ответчик №2) наметился новый поворот. По ходатайству башкирского производителя Арбитражный суд РТ привлек к судебному разбирательству третье лицо — московскую компанию "Континентал Аутомотив Рус", которая поставляла электронные блоки на автобусы.

Это произошло на очередном разбирательстве по иску казанского ООО "Байлык №3" о взыскании убытков за сгоревший автобус в размере 22,9 млн рублей. НЕФАЗ" требования истца не признал, но попросил суд вызвать поставщика электронного блока управления, представив копию договора поставки. Суд отметил, что основанием для вступления в дело третьих лиц является "возможность предъявления иска к третьим лицам или возникновение права на иск у третьих лиц, обусловленная взаимосвязью основного спорного правоотношения и правоотношения между одной из сторон и третьими лицами". Иными словами, не исключена вероятность, что держать ответ за сгоревший транспорт будет именно московский поставщик.

В канун нового года ООО "Континентал Аутомотив Рус" заявило ответное ходатайство об отложении разбирательства для ознакомления с материалами дела — с этим согласились и другие участники процесса.

Фото: kazanfirst.ru

"Все три экспертизы подтвердили вину электронных блоков управления"

Олег Афанасьев, руководитель пресс-службы ПАО "КАМАЗ" (ему принадлежит башкирский "НЕФАЗ"), ранее активно комментировал конфликт с перевозчиками в пользу производителей автобусов. Но в этот раз категорически отказался отвечать на вопросы газеты "Реальное время".

Еще один казанский перевозчик, выступающий в процессе третьим лицом, гендиректор ООО "Агромир" Владимир Капитонов сослался на заключения сразу трех экспертиз. По его словам, исследования подтвердили, что в возгораниях автобусов виноваты именно электронные блоки управления.

Капитонов — сам один из погорельцев. Его фирма "Агромир" брала в лизинг "НЕФАЗы", но в декабре 2018 года в гаражном боксе на улице Аделя Кутуя один из новых автобусов сгорел. В том пожаре компания потеряла еще две машины — автобус "МАЗ" и автопогрузчик, на которые перекинулось пламя. Согласно выводам ФБУ "Средне-Волжский региональный центр судебной экспертизы", "технической причиной возгорания автобуса НЕФАЗ <…> явилось тепловое проявление электрического тока вследствие аварийной работы оборудования", а возникновению пожара "способствовало низкое качество сборки" автобуса.

Очередным этапом в противостоянии "Агромира" с челнинским автопроизводителем стало истребование АО "Лизинговая компания "КАМАЗ" долга в 6 млн рублей — в результате чего с лета прошлого года, когда "Агромир" был признан несостоятельным, на предприятии ввели процедуру наблюдения. Владимир Капитонов заявил "Реальному времени", что по-прежнему возглавляет компанию, и ничего страшного в процедуре наблюдения не видит — считая ее своего рода оздоровлением предприятия. Ранее, в ноябре 2020 года, Капитонов передал свой маршрут №62 муниципалам, решив уйти с рынка.

Фото: kazanfirst.ru

"Горели и "НЕФАЗы", и "МАЗы", и трамваи"

Перевозчик-истец — директор ООО "Байлык" и депутат Казгордумы Руслан Юсупов тоже заметил в разговоре с корреспондентом "Реального времени", что причиной возгорания автобусов были именно электронные блоки. Почему при этом он предъявляет претензии, прежде всего, к башкирскому производителю объяснил так:

— У нас вопросы именно к ПАО "НЕФАЗ", потому что они же с ними [ООО "Континентал Аутомотив Рус"] сотрудничали, они все эти запчасти сертифицировали, поэтому они же и должны решать вопросы с "Континентал". Посмотрите даже последние тенденции всех возгораний автобусов, сколько их было? Очень много же автобусов сгорело! При том, что сгорели и "НЕФАЗы", и "МАЗы", и трамваи даже. А электронные блоки управления стояли на них — одни и те же, — обратил внимание перевозчик.

На вопрос, можно ли в теории, в будущем, как-либо заменить электронные блоки одного производителя на другие, чтобы дальнейших возгораний не было (если все же суд признает, что причина пожаров именно в электронике, Юсупов скептично заметил:

— Не думаю, что это возможно — это же фактически "электронные мозги" транспортного средства.

В компании "Континентал Аутомотив Рус" (или также ООО "Конти Аурус") не успели оперативно ответить на запрос газеты "Реальное время" относительно позиции в судебном разбирательстве. Пока не прокомментировали ситуацию и в ПАО "НЕФАЗ". Ответы будут опубликованы по получении.

Фото: Роман Хасаев

"Самая большая головная боль — электрика"

Конфликт перевозчиков Казани с "НЕФАЗом" и "КАМАЗом" начался в 2018-2019 годах, когда транспортники пожаловались, что новые автобусы много простаивают из-за поломок вследствие "некачественной сборки" или вовсе горят на ходу. Производители заверяли, что машины, если и ломаются изредка, то исключительно из-за низкой квалификации водителей, плохо обращающихся со сложной современной техникой.

В ряде случаев стороны привлекали экспертов, и уже тогда отдельные перевозчики заявляли о проблемах именно в электрике: "Самая большая головная боль — электрика: провода проходят под полом, по днищу салона, и ничем не защищены от влаги, зимних реагентов и температурных перепадов. Результат — коррозия и замыкания".

Зарегистрированное в Москве ООО "Континентал Аутомотив Рус" имеет формальный филиал в Чистополе. В действительности же не столько московская, сколько немецкая компания на 76% принадлежит ганноверской "КОНТИНЕНТАЛ АУТОМОТИВ ГМБХ". Она была образована как раз в Татарстане, в Чистополе в 1996 году. В сети можно найти информацию о поздравлениях на тот момент министра промышленности и торговли Татарстана Равиля Зарипова, направленных руководству и коллективу ООО "Континентал Аутомотив РУС" с 15-летием со дня основания компании.

Тогда чиновники отмечали, что компания служит "одним из успешных примеров международного сотрудничества в автомобильной промышленности и является результатом эффективного взаимодействия с немецкими партнерами, специализирующимися на разработке и поставках автомобильной электроники и комплектующих". На тот момент компания была партнером немецких, итальянских, китайских, английских, бразильских предприятий и поставляла продукцию "АвтоВАЗу", "GM-АвтоВАЗу", "КамАЗу".

Оставшаяся доля (24%) этого совместного предприятия сегодня принадлежит российскому ООО "Меттэм-М", которым владеют несколько физлиц: Ольга Губейдулина, Наталья Рудных, Надежда Пайкова и Олег Кожевников. Часть из них "рулит" другими компаниями, занимающимися оптовой торговлей автомобильными деталями (ООО "Альфа-М"), в том числе и электронным оборудованием (ООО "Автомобильные решения и системы"), как, собственно, и производством электронной аппаратуры и электродвигателей (ООО "Автоэлектроника").

Компания "Меттэм-М", является также соучредителем Ассоциации организаций в сфере развития системы тахографического контроля "Рустахоконтроль". Собственно, само ООО "Континентал Аутомотив Рус" является поставщиком и цифровых тахографов, например, для АО "ТФК "КАМАЗ". Тахографы — это часть электронных блоков транспортных средств; бортовые устройства, измеряющие, регистрирующие скорость, пробег и время движения транспортного средства в автоматическом режиме.

Какие сертификаты связывают "Континентал Аутомотив Рус" с "НЕФАЗом"

Связывают компанию "Континентал Аутомотив Рус" с "НЕФАЗом" не только партнерские соглашения, но и сертификаты, например, немецкого производства сертификат соответствия ТС RU С-DE.МТ22.В.05910, зарегистрированный в мае 2017 года (должен был завершиться в мае 2019 года) как раз на "комбинацию приборов MultiViu Pro 12 для автобусов НЕФАЗ", изготавливаемой в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного Союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств".

Всего у московской компании почти 30 сертификатов, включающих в себя охранные устройства для транспортных средств, "технические средства контроля соблюдения водителями режимов движения, труда и отдыха: тахографы цифровые", спидометры, узлы и детали рулевого управления автомобилей, датчики скорости, рулевое колесо и так далее. Среди изготовителей этих приборов как немецкая материнская компания "КОНТИНЕНТАЛ АУТОМОТИВ ГМБХ", так и российское СП, и в ряде случаев венгерские и китайские компании.

СП наращивает обороты

Дела у московского поставщика электронных блоков до последнего времени шли очень неплохо: при растущей выручке на 100 млн рублей ежегодно, оборот компании "Континентал Аутомотив Рус" в 2019 году составил уже 1,8 млрд рублей, а после убыточных 2017-2018 годов к началу 2020-го компания вышла в прибыль на 92,7 млн. Ложка дегтя — объем краткосрочной задолженности, лежащей на предприятии, хоть и несколько снизился в последние годы, все равно составляет весомые 1,6 млрд рублей. У российской компании-совладельца СП, "Меттэм-М" тоже все пока благополучно: выручка в 2019 году выросла в два с лишним раза, составив почти 700 млн рублей, чистая прибыль — 10,6 млн (при краткосрочных обязательствах, впрочем, почти на 1 млрд рублей).

Заметим, впрочем, что основной бизнес СП, благодаря чему оно растет внушительными темпами именно в последние годы, завязан на вышеупомянутых цифровых тахографах для грузовиков. Причем — с подачи российских властей: в соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ от 2 декабря 2015 г. №348 "О внесении изменений в Порядок соглашения транспортных средств тахографами, утвержденный Приказом Министерства транспорта Российской федерации" запрещается эксплуатация аналоговых тахографов. Впоследствии инженеры-разработчики тахографов VDO, Штрих-М, Атол создали "технически эффективное решение данной проблемы", и именно предприятие ООО "Континентал Аутомотив Рус" разработало и скоординировало совместно с производителями автомобилей технологическую карту замены аналоговой модели Kienzle VDO на цифровую модель VDO DTCO. Впрочем, аналоговые тахографы хотя и стали недействительными тогда, но до 1 января 2018 года их можно было эксплуатировать при условии, что они были откалиброваны до 1 апреля 2014 года.

Руководитель "Континентал Аутомотив Рус" Артем Богданов уже год спустя после запрета Минтраспорта радостно заявлял, что миссия компаний — "Континентал Аутомотив РУС" и Торгового дома "ФДО МЕТТЭМ" — "заключается в обеспечении безопасности для одной из самых опасных и важных категорий участников движения — грузового транспорта и всех, чей путь может пересечься с этим транспортом". Комментируя переход после 1 апреля 2015 года на обязательную установку тахографов для всех грузоперевозчиков, он честно отмечал, что "с коммерческой точки зрения пошло существенное движение". Он признавал, что установка тахографа — дело недешевое, но обращал внимание на то, что "тахографы мешают людям, которые не хотят прозрачного рынка, не хотят четких правил перевозки, а хотят, чтобы водители работали по 24 часа в сутки без сна и отдыха". Разумеется, тахографы "Континентал" поставляются на грузовики российского производства, в частности, VOLVO, DAF, Mercedes-Benz, MAN, Scania, FORD, Mitsubishi, ЛИАЗ и КАМАЗ.