Войти в почту

Престижная баржа: история известной машины в СССР

«Волга» была самой престижной машиной в СССР. И редко кому из советских граждан удавалось заполучить ее в личное пользование — лишь единицы могли могли с шиком покатить на ней к своему дому... ГАЗ-24 был недостижимой мечтой советского автолюбителя.«Волжанки», как их называли в народе, поставлялись в таксопарки страны и распределялись в среди госпредприятий — на ней ездили директора и партийные начальники. Но иногда система давала сбой и случались исключения — чаще всего на юге страны, где эта машина была показателем статуса. Владелец белой 24-й был уважаемым человеком. Очень уважаемым... «Волга» ГАЗ-24 пришла на смену «Волге» ГАЗ-21 (за которой так охотился Юрий Деточкин). В 1970 году ее дизайн, носивший черты американских авто средины 50-х, откровенно устарел. Да и технически она была далека от совершенства. 24-я хоть и стояла на конвейере, но по массовости сильно уступала другим советским машинам — в год завод выпускал от 30 до 60 тысяч штук. К началу производства «Волга» стоила 10 тысяч рублей, а затем — 15 тысяч. Любителей 24-х «Волг» и сейчас немало. Корреспондент «ВМ» расспросил автореставратора Павла Сучкова, обладателя шикарной белой «Волги» 1973 года выпуска, и вот что он нам рассказал: — Машина — удивительно крепкая. Почти любой ее узел можно разобрать, заменить в нем сломавшуюся копеечную деталь, снова собрать — и этот узел будет работать. Невероятно тугой руль, о котором сейчас ходят легенды, результат криворукого обслуживания. У 24-й «Волги» особенность — один раз в 6 тысяч километров по инструкции и «по жизни» раз в месяц нужно было шприцевать переднюю подвеску. Выглядело так: автолюбитель подлезал под авто с рычажно-плунжерным шприцем (входил в штатный комплект инструмента) и смазывал по три точки с каждой стороны — так называемые шкворни (часть подвески, сопряженной с игольчатыми подшипниками). После при отрегулированном рулевом редукторе на моей «Волге» руль легко крутится на месте одной рукой. Дорожный просвет у «Волги» — 175 мм, у некоторых кроссоверов почти столько же. Это позволяло легко преодолевать колдобины. Беседовал с одним из конструкторов автомобиля — Владимиром Реутовым — он отвечал за подвеску. Он рассказал: «Была задача сделать машину для отечественных дорог, и с этой задачей мы справились на пять — обе подвески «Волги» получились неубиваемые». Задняя подвеска — рессорная, зависимая. Ее особенностью была невероятная плавность хода, за что машину уважительно прозвали «Баржа». Машина рассчитана на бензин АИ-93, соответствующий сегодняшнему 92-му. Расход топлива — 12–13 литров на сотню. А вот модификация ГАЗ-24-01 была спроектирована специально для такси, у нее был дефорсированный мотор, он позволял использовать низкооктановое топливо — вплоть до А-72. У «Волги» был роскошный салон — на переднем диване могли легко разместиться трое — в инструкции написано, что это возможно «для кратковременных поездок» (но поскольку рычаг передач находился в полу между двумя передними пассажирами, третий был явно лишний). Сиденья раскладывались, образуя полноценное спальное место. Полбагажника занимало запасное колесо и вентилятор обдува стекла. Многие вентилятор удаляли, а колесо перемещали на его место. «Волга» оснащалась резиной марки ИД-195 с высоким профилем. Эти колеса ходили по 50 тысяч километров, если не хромал «сходразвал». Машина получилась ремонтопригодной даже в гаражных условиях — без специнструмента. Сейчас эти «Волги» стоят от 30 тысяч рублей за авто на мало-мальском ходу, а великолепно сохранившиеся экземпляры из южных республик СССР доходят в цене и до двух миллионов. — Однако большинство машин испорчено «улучшайзингом» с полной потерей аутентичности. На «Волги» ставили литые диски, красили кузов краской металлик... Верх издевательства, это когда из благородных «Волг» делают «хот-роды» с заниженной подвеской и двигателями от старых японских машин... Для меня «Волга» — память нашей конструкторской школе, ныне незаслуженно забытой. Это самобытный автомобиль, вполне современный для 1970 года, максимально пригодный для эксплуатации на плохих дорогах и нетребовательный к качеству топлива. К сожалению, штатно ни кондиционером, ни автоматической коробкой передач машина никогда не комплектовалась... ГАЗ-24 В ЦИФРАХ — цена в 1970-х: от 10 до 15 тысяч рублей — объем двигателя: 2,4 л — скорость: до 145 км/ч — емкость бензобака: 55 л — 4-ступенчатая трансмиссия — 4 двери — пятиместный салон

Престижная баржа: история известной машины в СССР
© Вечерняя Москва