Лед, как и положено, тронулся по весне. Март 2017-го стал первым месяцем, когда совокупные продажи легковушек, SUV и легкого коммерческого транспорта пошли вверх. С мая процентный рост уже измерялся двухзначными числами. Стабилизация рубля продула балластные цистерны, а рули на всплытие повернули разворачивавшиеся программы господдержки. Вместе с долго сдерживаемым, но никуда не девшимся желанием россиян дышать полной грудью это дало свой эффект. Плюс 11,9%1 продаж по итогам года вывели нас... на уровень уже катастрофического 2015-го. И это, похоже, потолок, ведь реально располагаемые расходы россиян третий год катились под уклон, и оторвать автомобильный рынок от дна удалось лишь с помощью «домкратов» льготного кредитования, обеспечивших более 50% объема продаж. Разворота тенденции к упрощению структуры рынка не произошло, и она все более напоминает двойную звездную систему, где вампир, низовой массовый сегмент, за счет бОльшей гравитации постепенно подъедает другое светило, premium-сегмент. Доля последнего за 2017-й усохла еще на процент, составив 8,9%. В «минусовой» зоне год завершили 5 из 12 крупнейших premium-брендов. Тут прямая связь с другим показателем. По данным Центра макро-экономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), в 2017-м установлен абсолютный рекорд по числу банкротств малого и среднего бизнеса.

Всплываем?
Фото: АвтомобилиАвтомобили

На классовом уровне все та же сложившаяся за годы кризиса бинарная система, где рулят модели класса В/В+ и SUV/кроссоверы. Однако в сегменте компактных легковушек устойчивая, как ядро атома, лидирующая шестерка с Rio и Solaris во главе аккумулирует львиную долю продаж, а маржинальность таких авто относительно низка, что сужает круг потенциальных конкурентов. Казалось бы, плотнее населенный сегмент SUV/кроссоверов все же более перспективен в бизнес-плане, и число новичков, желающих попытать судьбу, растет вслед за спросом на вседорожники, доля рынка которых за 2017-й увеличилась с 36,2 до 39,1%. Эту тенденцию лучше всего отражает политика китайских компаний, за год почти полностью очистивших свои линейки от компактных легковушек и сделавших ставку на кроссоверы. Правда, большие успехи автопроизводителям из Поднебесной лишь снятся: отсутствие репутации, часто нескромные цены и туманные перспективы перепродажи – не самая выигрышная комбинация.

Видео дня

Путь к полному восстановлению рынка еще долог, но первый, самый трудный, шаг сделан

Да и вообще период затягивания поясов – не время для экспериментов. Еще и поэтому почти каждый сегмент – солнечная система в миниатюре, где вокруг признанной «звезды» вращаются куда меньшие «планеты» и крошечные «астероиды». «Варяжские» компании-лидеры, создавшие в России крупное производство, ревниво оберегали стабильность такого мироздания и вели в 2017-м позиционную войну. В ТОП-10 самых популярных марок все остались при своих, да и за пределами десятки перестановки минимальны. Никто, рванув на груди тельняшку, с криком «Полундра!» не выскочил из обжитого окопа, чтобы взять новую высоту. Не до жиру – быть бы живу. Но и это не гарантировано, когда против тебя применяют ОМП. Бабах! И в декабре взрывает бомбу кратного увеличения утилизационного сбора в 2018-м. Сведения господдержки до программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» недостаточно? А роста всевозможных акцизов, сборов, налогов? Впрочем, еще в октябре 2015 года, говоря на 7-й профессиональной конференции российских автодилеров о перспективах электорального 2018-го, главный экономист предупреждала: «Повышение налогового бремени на население, конечно, будет по возможности откладываться, но это новый фактор, влияющий на динамику потребления. Применительно к нашему рынку это означает, что население будет иметь меньше ресурсов на приобретение автомобилей». Не верите? В минувшем декабре вышла с предложением ввести новые налоги в частности на моторные лодки с мощностью двигателя 5-10,88 л.с. и беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой до 30 кг, иначе говоря, дроны. Российский автомобильный рынок оторвался в 2017 году от дна, точно не для того, чтобы, приподнявшись, пробиться на уровень ниже?

Самые популярные модели представительского класса

2 603(1)

-15,0

7 series

1 230

Panamera

+180,1

A8

-43,9

Genesis G90

+345,7

(1) С учетом версий с кузовами седан (в том числе Mercedes-Maybach), купе и кабриолет

S-Class, подсевший на старте года в ожидании летнего масштабного апгрейда, воспрянул после него и никого к себе близко не подпустил. «Бронза» Panamera – в той же мере результат оживления спроса на модель после смены поколений, как и скисания А8, который вот-вот передаст эстафету сменщику.

Самые популярные модели среднего класса

Kia Optima

12 822

+104,0

Mazda6

6 057

+12,9

Mercedes-Benz C-Class

3 833(1)

BMW 3 series

3 642

Ford Mondeo

2 821

-14,8

Hyundai i40

2 610

-54,9

Passat

2 608(2)

Audi A4

2 126(3)

+12,2

Audi A5

1 112(4)

+31,3

Infiniti Q50

(1) C кузовами седан, универсал, купе, кабриолет

(2) Без учета универсала повышенной проходимости VW Passat Alltrack (продан 201)

(3) Без учета универсала повышенной проходимости A4 Allroad (продано 167)

(4) С кузовами купе, кабриолет, фастбэк

После смены поколений в 2016-м Optima штампует второй кряду чемпионский титул. Прямым конкурентам модели Kia тоже не откажешь во внешней привлекательности, продуманности линейки версий, но в Optima этот набор предлагается еще и по оптимальной цене. В premium-дуэли С-Class vs 3 series победитель не очевиден, поскольку маркетологи BMW раздробили семейство «трешки», превратив хэтчбек 3 GT и купе (4 series) в самостоятельные единицы. Одно ясно: A4 швабско-баварскому дуэту не конкурент. Покупатели не могут отличить модель Audi от предшественницы?

Самые популярные модели бизнес-класса

Camry

28 199

Mercedes-Benz E-Class

6 092(1)

+15,5

BMW 5 series

4 919(2)

+11,1

Audi A6

3 049(3)

Superb

1 881

+34,9

1 668

-18,9

Genesis G80

Mercedes-Benz CLS

294(4)

-41,8

S90

(1) C учетом версий с кузовами седан, универсал (без учета версии повышенной проходимости Allterrain, продано 90), купе, кабриолет

(2) Без учета 5 GT (продано 37)

(3) C учетом версий с кузовами седан, универсал и без учета универсала повышенной проходимости А6 Allroad (продано 98)

(4) C учетом версий с кузовами седан и универсал

Camry уже вросла корнями в высшую ступень пьедестала, но за «серебро» сегмента шла отчаянная борьба между моделями-погодками, E-Class W213 и 5 series G30. В конечном итоге «шваб» взял верх за счет многозвенности семейства «ешек», тогда как собственно «пятерка» BMW представлена в России только седаном. Skoda Superb уступает грандам сегмента в статусности, зато за явным преимуществом побеждает на ценовом поле, и награда в виде почетного пятого места нашла «чеха». Превращение Genesis в отдельную premium-марку, похоже, нисколько не смутило россиян, и бизнес-седан G80 всего за десять месяцев продаж сумел обойти маститых соперников.

Самые популярные пикапы

Toyota Hilux

3 495

1 642

+8,2(1)

Volkswagen Amarok

Fullback

+469,7

Foton Tunland

+115,7

Isuzu D-MAX

+735,7

(1) Относительно модели предыдущего и текущего поколений

В тройке лидеров идут бои местного значения. Вторая тройка, состоящая из недавних дебютантов, пока действует на подыгрыше.

Доли сегментов в объеме рынка’2017(1)

Компактные легковые модели

26,0%

(-3,1%)

Компактные SUV/кроссоверы

26,0%

(+2,3%)

Малый класс

19,0%

(+0,9%)

Средне- и полноразмерные SUV/кроссоверы

(-1,5%)

Средний и бизнес-класс

(-0,5%)

Малые SUV/кроссоверы

(+2,1%)

Представительский класс

(-0,1%)

Легкие коммерческие модели

(-0,2%)

(1) По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕВ) с учетом моделей российских марок

Табель о рангах’2017(2)

Kia (1)

181 947

+21,7%

Hyundai (2)

157 858

+8,7%

136 682(3)

+17,0%

Toyota (4)

94 238(3)

-0,3%

VW (5)

91 827(4)

+20,6%

(6)

76 000(3)

+7,9%

Skoda (7)

62 302

+12,5%

(8)

50 360(3)

+18,4%

Mercedes-Benz (9)

36 808

-0,2%

32 071(5)

+5,3%

BMW (11)

30 018

+9,1%

(13)

25 910

+20,3%

(15)

24 510

+30,6%

Mitsubishi (17)

24 325

+45,1%

Lexus (12)

23 693

-1,8%

(16)

16 964

-2,8%

Audi (14)

16 878

-18,5%

Ravon (31)

15 078

+732,6%

8 883

-2,6%

Volvo (21)

7 011

+25,5

(20)

6 080

-7,8%

(23)

5 905

+24,1%

(24)

5 001

+10,6%

Infiniti (25)

4 972

+10,1%

(28)

4 931(3)

+36,9%

Porsche (22)

4 578

-7,7%

(27)

4 377(3)

+15,1%

(32)

2 435

+39,4%

FIAT (29)

2 323(3)

+7,6%

(26)

2 234

-50,1%

Jaguar (30)

2 173

+4,8%

Haval (-)

1 894

MINI (33)

1 580

+16,2%

Changan (41)

1 411

+161,3%

Cadillac (34)

1 365

+7,1%

(35)

1 274

+0,4%

Zotye (42)

1 088

+261,5%

Genesis (47)

1 031

+2 141,3%

(40)

+34,2

DFM (36)

-20,7%

(39)

-33,3%

Foton (46)

+660%

-74,6%

-89,2%

Isuzu (49)

+735,7%

HTM (-)

-70,0%

Всего:

1 171 444(6)

+12,4%

(1) По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕВ), с учетом автомобилей российских марок

(2) Продажи моделей зарубежных марок (по данным Комитета автопроизводителей АЕВ)

(3) С учетом легких коммерческих моделей

(4) С учетом Amarok (852) и Caddy (1506)

(5) C учетом ChevyNiva (31 212)

(6) Без учета ряда «малотиражных» марок

I. Марка/место в рейтинге 2017 (2016) г.

II. Число продаж (шт.)

III. Динамика продаж (%)