Войти в почту

Лед, как и положено, тронулся по весне. Март 2017-го стал первым месяцем, когда совокупные продажи легковушек, SUV и легкого коммерческого транспорта пошли вверх. С мая процентный рост уже измерялся двухзначными числами. Стабилизация рубля продула балластные цистерны, а рули на всплытие повернули разворачивавшиеся программы господдержки. Вместе с долго сдерживаемым, но никуда не девшимся желанием россиян дышать полной грудью это дало свой эффект. Плюс 11,9%1 продаж по итогам года вывели нас... на уровень уже катастрофического 2015-го. И это, похоже, потолок, ведь реально располагаемые расходы россиян третий год катились под уклон, и оторвать автомобильный рынок от дна удалось лишь с помощью «домкратов» льготного кредитования, обеспечивших более 50% объема продаж. Разворота тенденции к упрощению структуры рынка не произошло, и она все более напоминает двойную звездную систему, где вампир, низовой массовый сегмент, за счет бОльшей гравитации постепенно подъедает другое светило, premium-сегмент. Доля последнего за 2017-й усохла еще на процент, составив ≈8,9%. В «минусовой» зоне год завершили 5 из 12 крупнейших premium-брендов. Тут прямая связь с другим показателем. По данным Центра макро-экономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), в 2017-м установлен абсолютный рекорд по числу банкротств малого и среднего бизнеса. На классовом уровне все та же сложившаяся за годы кризиса бинарная система, где рулят модели класса В/В+ и SUV/кроссоверы. Однако в сегменте компактных легковушек устойчивая, как ядро атома, лидирующая шестерка с Kia Rio и Hyundai Solaris во главе аккумулирует львиную долю продаж, а маржинальность таких авто относительно низка, что сужает круг потенциальных конкурентов. Казалось бы, плотнее населенный сегмент SUV/кроссоверов все же более перспективен в бизнес-плане, и число новичков, желающих попытать судьбу, растет вслед за спросом на вседорожники, доля рынка которых за 2017-й увеличилась с 36,2 до 39,1%. Эту тенденцию лучше всего отражает политика китайских компаний, за год почти полностью очистивших свои линейки от компактных легковушек и сделавших ставку на кроссоверы. Правда, большие успехи автопроизводителям из Поднебесной лишь снятся: отсутствие репутации, часто нескромные цены и туманные перспективы перепродажи – не самая выигрышная комбинация. Путь к полному восстановлению рынка еще долог, но первый, самый трудный, шаг сделан Да и вообще период затягивания поясов – не время для экспериментов. Еще и поэтому почти каждый сегмент – солнечная система в миниатюре, где вокруг признанной «звезды» вращаются куда меньшие «планеты» и крошечные «астероиды». «Варяжские» компании-лидеры, создавшие в России крупное производство, ревниво оберегали стабильность такого мироздания и вели в 2017-м позиционную войну. В ТОП-10 самых популярных марок все остались при своих, да и за пределами десятки перестановки минимальны. Никто, рванув на груди тельняшку, с криком «Полундра!» не выскочил из обжитого окопа, чтобы взять новую высоту. Не до жиру – быть бы живу. Но и это не гарантировано, когда против тебя применяют ОМП. Бабах! И в декабре Минпромторг взрывает бомбу кратного увеличения утилизационного сбора в 2018-м. Сведения господдержки до программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» недостаточно? А роста всевозможных акцизов, сборов, налогов? Впрочем, еще в октябре 2015 года, говоря на 7-й профессиональной конференции российских автодилеров о перспективах электорального 2018-го, главный экономист «Альфа-банка» Наталья Орлова предупреждала: «Повышение налогового бремени на население, конечно, будет по возможности откладываться, но это новый фактор, влияющий на динамику потребления. Применительно к нашему рынку это означает, что население будет иметь меньше ресурсов на приобретение автомобилей». Не верите? В минувшем декабре Счетная палата Российской Федерации вышла с предложением ввести новые налоги в частности на моторные лодки с мощностью двигателя 5-10,88 л.с. и беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой до 30 кг, иначе говоря, дроны. Российский автомобильный рынок оторвался в 2017 году от дна, точно не для того, чтобы, приподнявшись, пробиться на уровень ниже? Самые популярные модели представительского класса Mercedes-Benz S-Class 2 603(1) -15,0 BMW 7 series 1 230 Porsche Panamera +180,1 Audi A8 -43,9 Genesis G90 +345,7 (1) С учетом версий с кузовами седан (в том числе Mercedes-Maybach), купе и кабриолет S-Class, подсевший на старте года в ожидании летнего масштабного апгрейда, воспрянул после него и никого к себе близко не подпустил. «Бронза» Panamera – в той же мере результат оживления спроса на модель после смены поколений, как и скисания А8, который вот-вот передаст эстафету сменщику. Самые популярные модели среднего класса Kia Optima 12 822 +104,0 Mazda6 6 057 +12,9 Mercedes-Benz C-Class 3 833(1) BMW 3 series 3 642 Ford Mondeo 2 821 -14,8 Hyundai i40 2 610 -54,9 Volkswagen Passat 2 608(2) Audi A4 2 126(3) +12,2 Audi A5 1 112(4) +31,3 Infiniti Q50 (1) C кузовами седан, универсал, купе, кабриолет (2) Без учета универсала повышенной проходимости VW Passat Alltrack (продан 201) (3) Без учета универсала повышенной проходимости A4 Allroad (продано 167) (4) С кузовами купе, кабриолет, фастбэк После смены поколений в 2016-м Optima штампует второй кряду чемпионский титул. Прямым конкурентам модели Kia тоже не откажешь во внешней привлекательности, продуманности линейки версий, но в Optima этот набор предлагается еще и по оптимальной цене. В premium-дуэли С-Class vs 3 series победитель не очевиден, поскольку маркетологи BMW раздробили семейство «трешки», превратив хэтчбек 3 GT и купе (4 series) в самостоятельные единицы. Одно ясно: A4 швабско-баварскому дуэту не конкурент. Покупатели не могут отличить модель Audi от предшественницы? Самые популярные модели бизнес-класса Toyota Camry 28 199 Mercedes-Benz E-Class 6 092(1) +15,5 BMW 5 series 4 919(2) +11,1 Audi A6 3 049(3) Skoda Superb 1 881 +34,9 Lexus ES 1 668 -18,9 Genesis G80 Jaguar XF Mercedes-Benz CLS 294(4) -41,8 Volvo S90 (1) C учетом версий с кузовами седан, универсал (без учета версии повышенной проходимости Allterrain, продано 90), купе, кабриолет (2) Без учета 5 GT (продано 37) (3) C учетом версий с кузовами седан, универсал и без учета универсала повышенной проходимости А6 Allroad (продано 98) (4) C учетом версий с кузовами седан и универсал Camry уже вросла корнями в высшую ступень пьедестала, но за «серебро» сегмента шла отчаянная борьба между моделями-погодками, E-Class W213 и 5 series G30. В конечном итоге «шваб» взял верх за счет многозвенности семейства «ешек», тогда как собственно «пятерка» BMW представлена в России только седаном. Skoda Superb уступает грандам сегмента в статусности, зато за явным преимуществом побеждает на ценовом поле, и награда в виде почетного пятого места нашла «чеха». Превращение Genesis в отдельную premium-марку, похоже, нисколько не смутило россиян, и бизнес-седан G80 всего за десять месяцев продаж сумел обойти маститых соперников. Самые популярные пикапы Toyota Hilux 3 495 Mitsubishi L200 1 642 +8,2(1) Volkswagen Amarok FIAT Fullback +469,7 Foton Tunland +115,7 Isuzu D-MAX +735,7 (1) Относительно модели предыдущего и текущего поколений В тройке лидеров идут бои местного значения. Вторая тройка, состоящая из недавних дебютантов, пока действует на подыгрыше. Доли сегментов в объеме рынка’2017(1) Компактные легковые модели 26,0% (-3,1%) Компактные SUV/кроссоверы 26,0% (+2,3%) Малый класс 19,0% (+0,9%) Средне- и полноразмерные SUV/кроссоверы (-1,5%) Средний и бизнес-класс (-0,5%) Малые SUV/кроссоверы (+2,1%) Представительский класс (-0,1%) Легкие коммерческие модели (-0,2%) (1) По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕВ) с учетом моделей российских марок Табель о рангах’2017(2) Kia (1) 181 947 +21,7% Hyundai (2) 157 858 +8,7% Renault (3) 136 682(3) +17,0% Toyota (4) 94 238(3) -0,3% VW (5) 91 827(4) +20,6% Nissan (6) 76 000(3) +7,9% Skoda (7) 62 302 +12,5% Ford (8) 50 360(3) +18,4% Mercedes-Benz (9) 36 808 -0,2% Chevrolet (10) 32 071(5) +5,3% BMW (11) 30 018 +9,1% Mazda (13) 25 910 +20,3% Datsun (15) 24 510 +30,6% Mitsubishi (17) 24 325 +45,1% Lexus (12) 23 693 -1,8% Lifan (16) 16 964 -2,8% Audi (14) 16 878 -18,5% Ravon (31) 15 078 +732,6% Land Rover (18) 8 883 -2,6% Volvo (21) 7 011 +25,5 Subaru (20) 6 080 -7,8% Chery (23) 5 905 +24,1% Suzuki (24) 5 001 +10,6% Infiniti (25) 4 972 +10,1% Peugeot (28) 4 931(3) +36,9% Porsche (22) 4 578 -7,7% Citroen (27) 4 377(3) +15,1% Honda (32) 2 435 +39,4% FIAT (29) 2 323(3) +7,6% Geely (26) 2 234 -50,1% Jaguar (30) 2 173 +4,8% Haval (-) 1 894 MINI (33) 1 580 +16,2% Changan (41) 1 411 +161,3% Cadillac (34) 1 365 +7,1% Jeep (35) 1 274 +0,4% Zotye (42) 1 088 +261,5% Genesis (47) 1 031 +2 141,3% smart (40) +34,2 DFM (36) -20,7% FAW (39) -33,3% Foton (46) +660% Brilliance (38) -74,6% SsangYong (37) -89,2% Isuzu (49) +735,7% HTM (-) Chrysler (48) -70,0% Всего: 1 171 444(6) +12,4% (1) По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕВ), с учетом автомобилей российских марок (2) Продажи моделей зарубежных марок (по данным Комитета автопроизводителей АЕВ) (3) С учетом легких коммерческих моделей (4) С учетом Amarok (852) и Caddy (1506) (5) C учетом ChevyNiva (31 212) (6) Без учета ряда «малотиражных» марок I. Марка/место в рейтинге 2017 (2016) г. II. Число продаж (шт.) III. Динамика продаж (%)

Всплываем?
© Автомобили