Машина времени
11 июня в 16:39

Свинцовые ликвидаторы: машины, которые не показали в сериале "Чернобыль" от HBO

Пока бушуют интернет-страсти вокруг мини-сериала "Чернобыль", снятого HBO, мы вспоминаем о реальных участниках трагических событий, преданных забвению.

Люди – главные герои и жертвы чудовищной по своим масштабам катастрофы, потрясшей СССР и мир в апреле-мае 1986 года. В результате крупнейшего инцидента в истории атомной энергетики начался пожар, который продолжался десять суток, а в окружающую среду из ядовитого ада было выброшено около 14 эксабеккерелей (порядка 380 млн кюри) радиоактивных материалов, загрязнившие территорию площадью свыше 200 тысяч кв. км.

Согласно данным Российского национального радиационно-эпидемиологического регистра (НРЭР), у 134 человек, находившихся на аварийном блоке в первые сутки, была выявлена лучевая болезнь. Из них 28 погибли в течение нескольких месяцев. Бок о бок с ликвидаторами трудилась техника, которая была облучена и навсегда осталась в зоне отчуждения на огромных кладбищах. В операции принимали участие самые обычные автомобили – пожарные, поливальные, автобусы, а также военная техника и вертолеты – с неба в шахту с горящим графитом лилась смесь карбида бора, свинца и доломита.

Грузовики и стройтехника, делавшая невозможное

В начале на месте трагедии работала самая обычная техника – специально созданных образцов с необходимым уровнем радиационной защиты попросту не было.

Страшно представить, что показывает дозиметр в руках проверяющего обычный ЗИЛ-131

"Омовение" вряд ли помогало совершенно стандартным самосвалам КамАЗ

Аварию ликвидировали буквально всем миром. На переднем плане немецкий бетононасос Putzmeister на базе MAN. Позади него мощнейший гусеничный кран Terex Demag

pastvu.com

Бетоносмеситель (в народе "бетономешалка") у руин четвертого энергоблока АЭС. Ни автомобиль, ни его "экипаж" никак не защищен от витающей вокруг невидимой смерти

На месте катастрофы работала дистанционно управляемая техника, включая японский бульдозер Komatsu D-355W. Он расчищал стройплощадку от радиоактивного грунта

Трактор Т-25 "Владимирец", он же "Федя", с условной свинцовой защитой кабины и бульдозерным отвалом чистил крышу машзала АЭС. Машина по понятным причинам имела дистанционное управление – за невидимой чертой людей ждала смерть

Фрагмент фильма "Колокол Чернобыля"

Работа машин с дистанционным управлением у разрушенного энергоблока представлена в леденящих душу кадрах исторической хроники. Под напором радиоактивного облучения иногда сдавалось электрооборудование. Ликвидаторы шутили, что "здесь роботы сходят с ума"…

Люди готовили технику как могли – обшивали КамАЗы свинцовыми листами. Даже несведущему в радиационной защите понятно, что таких мер было недостаточно

Когда масштаб катастрофы и уровень угрозы для ликвидаторов стал ясен как день, было принято решение в кратчайшие сроки разработать специальные версии стандартных машин. Для вывоза радиоактивного мусора от четвертого энергоблока АЭС был разработан КрАЗ-256, имевший повышенный уровень защиты. Изначально предполагалось накрыть свинцовую капсулу обычной кабиной из соображения маскировки. В результате машину переделали в одноместную для размещения массивной системы фильтрации

Кабина представляет собой сэндвич из 3-миллиметровых стальных листов с прослойкой из свинца толщиной 12-30 мм в зависимости от места расположения. Изнутри капсулу обшили 8-миллиметровым пластиком. Перед глазами водителя бойница – 75-миллиметровая "броня" и штатное стекло с "дворником"

Доработки конструкции добавили к массе автомобиля порядка трех тонн. Дабы облегчить работу водителя в поистине экстремальных условиях при управлении крайне специфичной машиной, инженеры внесли изменения в ходовую часть, увеличили производительность насоса гидроусилителя руля, принудительно задействовали понижающую передачу в раздаточной коробке и установили четыре аккумулятора, которые обеспечивали работу мощной системы фильтрации воздуха при заглушенном двигателе

Первый кременчугский ликвидатор прибыл в зону поражения 10 июля. В течение недели построили еще семь самосвалов, а оставшиеся восемнадцать отправили выполнять опаснейшую задачу 27 июля


Военная техника против радиации

К Чернобыльской катастрофе привлекались машины, которые изначально создавались для выполнения боевых задач. Их помощь была неоценимой. Для прекращения выбросов радиоактивных веществ в период с июля по ноябрь 1986 года над четвертым энегоблоком АЭС был возведен бетонный саркофаг – гигантское защитное сооружение (оно же объект "Укрытие") высотой более 50 м и внешними габаритами 200 на 200 м.

Элементы огромной конструкции на место доставлял четырехосный военный тягач МАЗ-537

А на этом кадре запечатлена ИМР, инженерная машина разграждения в транспортном положении. Согласно своей боевой задаче, этот инженерный танк прокладывает колонный путь на местности и пробивает проходы в завалах. В те страшные дни работа нашлась и для него – в частности, из кабин ИМР операторы управляли дистанционной техникой, имевшей небольшой радиус действия

С.А. Кудинов

Останки путепрокладчика БАТ-М, "бульдозера на артиллерийском тягаче, модернизированного". Машина выполнила нестандартную боевую задачу

Афганская война, приднестровский, грузино-абхазский и грузино-осетинский конфликт, Чеченские кампании и… Чернобыльская катастрофа – таков послужной список БТР-70

В качестве машины химической разведки, которая ездила по зоне и замеряла уровень радиации на территории и у АЭС, использовали, в частности, БРДМ (бронированная разведывательно-дозорная машина). Их кузов был усилен свинцом, А внутри стояли фильтры для очистки воздуха


Свинцовые автобусы

Людей из окрестных деревень эвакуировали самые обычные автобусы вроде таких ПАЗ-672. Но в ядерное пекло отправляли совсем другую технику

В Чернобыле трудились специально подготовленные автобусы. В первую очередь это ЛАЗ-692 на базе ЛАЗ-695Н с окнами, "зашторенными" свинцом, и мощным фильтром. Уровень защиты таких машин от радиации был ниже, чем у КрАЗов, поскольку они не находились в зоне столь длительное время

Более компактные автобусы "Таджикистан-3205" по прозвищу "Свинцобус" от Чкаловского завода, были созданы на агрегатах ЗИЛ-130 и доработаны по аналогии с ЛАЗами. Информация о машине увековечена в строках из заводского очерка, приуроченного к полувековому юбилею ЧАЗ: "У всех нас еще осталась боль от событий, произошедших на Чернобыльской атомной электростанции. В 1986 году за 15 дней было изготовлено 10 специальных автобусов с радиационной защитой для работы в зоне по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Работы велись в чрезвычайных условиях по 16…17 часов в сутки, и первая партия была отгружена в начале июня, затем было изготовлено и отправлено еще несколько партий автобусов. Автобус был оснащен агрегатом очистки воздуха и обработан герметиком

Основной защитой от радиации был двойной слой свинца, покрытый сверху пластиком, сваренный как единое целое для удобства мойки салона. Количество сидячих мест было уменьшено до 20, изменена конструкция сидений, изготовлена новая входная дверь, дополнительно были навешены свинцовые решетки по боковине для защиты сидящих пассажиров. Автобусы доставляли аварийные бригады к месту аварии. Было изготовлено более 50 автобусов".

Подписывайтесь на нас в Facebook и Вконтакте!

Материалы по теме