Машина времени
01 января, 14:54

Самый народный автомобиль в мире

Ford Model T, Volkswagen Golf, Toyota Corolla… Этот список будет неполным без одной по-настоящему народной модели

1 / 18
Arrows-left
Arrows-right
Reload

Ford Model T, Volkswagen Golf, Toyota Corolla… Все эти модели, безусловно, сделали автомобиль доступнее, и в свое время стали первым транспортным средством для очень многих людей. Однако этот список будет неполным без одной по-настоящему народной модели, которая недавно отпраздновала свой юбилей.

Если вы подумали о ВАЗ-2101, то почти угадали. Речь пойдет о модели, которая стала прародителем всей советской "классики" – легендарном Fiat 124. Впервые этот автомобиль был представлен в марте 1966 года на Женевском автосалоне, а местная пресса поспешила окрестить его "Новой звездой Европы". Как ни странно, эти слова действительно оказались пророческими, и не только для Старого Света. Fiat 124 стал, пожалуй, одним из самых распространенных автомобилей в мире.

Машина для всех

В середине 60-х Европа пересаживалась на доступные автомобили. Поэтому руководство Fiat хотело убить одним выстрелов двух зайцев: сделать новую модель, которая бы отличалась проверенной конструкцией, но при этом была бы достаточно просторной и вместительной. Эту задачу выполнить удалось. Новая машина под названием Fiat 124 была построена на растянутой базе заднеприводного Fiat 1300 и при этом оснащалась 1,2-литровым двигателем мощностью 60 л.с. Слишком мало? По тем временам – вполне достаточно. По крайней мере, на уровне главных конкурентов – Opel Rekord и Volkswagen 1600.

Кстати, мало кто знает, но изначально Fiat 124 планировалось сделать переднеприводным. На этом в частности активно настаивал главный конструктор туринского автозавода Данте Джакоза. Однако "продавить" такое решение ему всё-таки не удалось, против было руководство. В итоге Fiat 124 получил классический задний привод. Зато во всех остальных смыслах модель была действительно продвинутой, хотя и недорогой. Неудивительно, что уже через год Fiat 124 заработал титул "Европейского автомобиля года". Но как же он стал таким массовым и популярным за пределами Европы?

На зависть "Старбаксу"

На самом деле, на популярность Fiat 124 повлияло сразу несколько событий. Прежде всего, летом того же 1966 года Fiat заключил соглашение с Министерством внешней торговли СССР о сотрудничестве в области разработки автомобиля и сборочного предприятия в Тольятти. В нашей стране эту историю не знает только ленивый, ведь именно благодаря итальянцам в СССР появился ВАЗ-2101. Легендарная "копейка", серийный выпуск которой начался в 1970 году, была очень во многом плоть от плоти Fiat 124. И пусть ВАЗ-2101 отличался модернизированным двигателем с верхним расположением распредвала, улучшенной коробкой и более совершенной подвеской, важно другое. Руководство туринского завода решилось на весьма смелый поступок, ведь тогда мир находился в самом разгаре "Холодной войны"…

Но первый шаг был сделан. А дальше – пошло-поехало. В Fiat очень разумно рассудили, что политика — политикой, а бизнес — бизнесом, и стали заключать договоры о лицензионной сборке своего детища. В общем, этакая франшиза своего времени. Работают же в наши дни "Макдональдсы" и "Старбаксы" в Китае, несмотря на декларируемую коммунистическую идеологию этой страны? Вот и Fiat в свое время решил поступить подобным образом.

Испанский Seat 124

В результате в 1967 году сборка Fiat 124 началась на заводе "Балкан" в болгарском Ловиче, в 1968 году модель встала на конвейер в Испании, где она продавалась под именем SEAT 124, а в 1971 году седан начал выпускаться турецким заводом Tofas, где его окрестили Murat 124. А между этими датами, в 1970-м, Fiat 124 начали продавать в Корее. Причем не в Северной, как могли бы подумать некоторые, а в Южной. Там лицензионную версию итальянского седана выпускали на сборочных мощностях компании Asia Motors Industries под именем… Fiat-Kia 124! И это был – первый легковой автомобиль марки Kia. Так что в каком-то смысле автомобили Lada приходятся корейской марке "двоюродными братьями".

Глаза вас не обманывают: клон нашей "Копейки" выпускали и в Южной Корее.

Но и корейскому седану, пожалуй, будет далеко до индийского Premier 118NE, появившегося на свет в 1981 году. Этот автомобиль на самом деле тоже приходится родственником Fiat 124, несмотря на 1,2-литровый 52-сильный мотор от Nissan Micra. Правда, есть и интересный нюанс – за основу "Премьера" индийские специалисты взяли не собственно Fiat 124, а… испанский SEAT 124, уже и так являющийся его лицензионной копией!

К моменту поступления индийского Premier 118NE в серийное производство он уже изрядно отличался от оригинального Fiat 124. Правда, согласитесь, вышло очень похоже на ВАЗ-2105!

Но не надо думать, что Fiat 124 полюбили исключительно в развивающихся странах. Автомобиль неплохо продавался и в Европе. Например, в одной только Германии модель расходилась ежегодным тиражом 100 000 штук благодаря сочетанию цена/качество. В 1967 году в ФРГ Fiat 124 предлагался по цене от 6294 марки, в то время как местные конкуренты стоили примерно на треть дороже. Неудивительно, что практичные бюргеры очень быстро полюбили Fiat 124.

Fiat 124 Familiare

124-й и другие

Что же до руководства Fiat, то осознав популярность модели, оно начало выпускать новые версии. Весной 1967 года был представлен универсал Fiat 124 Familiare, с которого впоследствии будет скопирован ВАЗ-2102. В 1968 году итальянцы выкатили Fiat 124 Special, который уже отличался от обычного более тяговитым 70-сильным мотором объемом 1,4 литра и сдвоенными фарами. (Этот автомобиль послужил основой для ВАЗ-2103).

Fiat 124 Special

В своей родной Италии производство Fiat 124 прекратилось в январе 1975 года. Хотя, как мы прекрасно знаем, в других странах сама модель и её производные выпускались еще очень и очень долго. Именно эта долговечность в сочетании с массовостью и дешевизной позволили Fiat 124 стать одной из самых популярных моделей в мире.

Материалы по теме

Видео