Серый слайд, который
я выбрал вместо рекламы.
😑
Серый слайд, который
я выбрал вместо рекламы.
😑
1 / 10
Arrows-left
Arrows-right
Reload

Необыкновенные ВАЗы: электрокары и амфибии

В 70-х годах прошлого столетия Волжский автозавод встал на рельсы экспериментов.

В 70-х годах прошлого столетия Волжский автозавод встал на рельсы экспериментов. Во главу угла конструкторы поставили уникальность своих творений. И, надо отдать им должное, почти все получилось.

В модном тренде

О создании электромобилей начали задумываться еще в начале прошлого столетия. Европа и Америка играли в этом плане, конечно, главенствующие роли. Но кое-что было припасено и у советских инженеров. А первые наработки появились еще в довоенное время. Причем, что интересно, "подсадить" на электричество наши мастера пытались не легковушки, а грузовики. Например, ГАЗ-А.

Новый виток развития эта история обрела лишь в 70-е годы. Тогда на Волжском автозаводе по приказу сверху (из Минавтопрома) появилось специальное подразделение. Ему-то и была доверена судьба первого полноценного отечественно электромобиля.

В 1976 году подразделение разделилось на четыре самостоятельных бюро. ВАЗовские специалисты начали активно посещать все международные выставки и симпозиумы, где демонстрировались или обсуждались электромобили.

Благодаря накопившемуся опыту и общению с иностранными коллегами на заводе быстро поняли, что имеющиеся в распоряжении легковушки пригодны только в качестве "подопытных кроликов". Электрокар нужно было создавать с нуля. В том же 1976 году появился ВАЗ-2102Э. Он-то и стал первым в истории СССР электрическим автомобилем. Его подвергли сложным и серьезным испытаниям, но машина их выдержала. Благодаря успеху ВАЗ получил новый индекс – 2801.

Окрыленные первым по-настоящему серьезным успехом, конструкторы завода с двойной силой взялись за работу. Поэтому уже в 1981 году численность электромобилей перевалила за отметку в 50 экземпляров. По ходу избавлялись и мелких проблем. Так, например, для облегчения доступа к батареям было принято решение отказаться от остекления задних дверей - они получили люки. Также модернизации подверглась рама – она стала более легкой из-за того, что ее сделали из алюминия.

Читайте также
Загрузка...

Большую часть партии инновационных для того времени автомобилей решили оставить на предприятии, задействовав их для заводских нужд. Правда, несколько машин было передано в почтовую службу Тольятти. А еще пара-тройка осела в столице на 34-м московском автокомбинате. Кое-что "отсыпали" Украине.

На этом история ВАЗ 2801 закончилась. Конструкторы и инженеры пришли к выводу, что удел их первого детища – развозить почту.

Электрические "пони"

Возможно, от дальнейшей эволюции модели 2801 и не стали бы отказываться, если бы не одно "но". В то же время на предприятии активно шла разработка другой вариации электромобиля, более перспективной, на взгляд конструкторов.

Приближалась знаковая Олимпиада–80. И гражданам Советского Союза срочно нужно было "нечто", способное удивить граждан Запада. Поэтому на электромобиль без крыши, рассчитанный на четырех человек, возлагали большие надежды. Он получил индекс 1801, а на заводе его прозвали "Пони".

За год до Олимпиады на Волжском заводе было создана пара "Пони". Но… особо сверкнуть электромобилю на грандиозном спортивном празднике не получилось. Подвели многочисленные проблемы, связанные как с производством, так и с эксплуатацией.

В 1982 году появился новый электромобиль, созданный уже на базе забракованного "Пони". Его окрестили ВАЗ-2802. От родственника он отличался тем, что его приспособили для транспортировки мелкогабаритных грузов. Но и эта идея на плаву продержалась не долго. Модель 2802 на "боевом посту" сменил уже полноценный грузовой автомобиль. Но и он дальше завода не двинулся. На предприятии посчитали, что электромобили должны приносить пользу гражданам СССР, а не просто перевозить их из пункта А в пункт Б.

Идея с массовым выпуском электромобилей забуксовала. Надежду на светлое будущее подарил визит на предприятие Михаила Горбачева, который состоялся в 1986 году. Ему понравились идеи и наработки, и он дал зеленый свет. Но надежда оказалась тщетной. Уже в следующем году СССР встал на новые рельсы перестройки. Финансирование предприятия практически обрубили. Тут уже стало не до электрокаров, выжить бы…

Ты неси меня, "Река"

Не электрокаром единым жил в 70-е годы ВАЗ. Пока одни специалисты ломали головы над экологически чистым автомобилем, другие "шаманили" над "универсальным солдатом", способным пригодиться армии СССР. Военные подкинули конструкторам интересную, но сложную задачу – создать автомобиль, способный перемещаться по воде. Но при этом он должен был выглядеть, как самое обычное транспортное средство. В общем, конспирация во всей красе.

Читайте также
Загрузка...

Главная проблема возникла сразу. Оказалось, что ни один из ВАЗовских автомобилей не годился для модернизации под "водоплавающего". Дело в том, что в этих машинах силовой агрегат находился снизу. А у амфибии днище глухое, тут без вариантов.

Но заказ сверху, конечно, был принят. Началась кропотливая работа. Интересно то, что весь проект держался в строжайшей секретности. Поэтому по документации машина проходила как "транспортное средство для охотников и рыбаков". Имя ей, кстати, дали подходящее – ОКБ "Река".

Над дизайном голову не ломали, сделали максимально банальным и обывательским. Чтобы у иностранных шпионов и мысли не возникло о том, что этот автомобиль способен плавать. То же самое касается и интерьера. Все самое простое и приземленное. Единственной "изюминкой" стала саперная лопата. Но и она не могла вызвать подозрений, машина ведь для охотников и рыбаков. Вдруг понадобиться что-то и где-то подкопать?

Изначально под амфибию хотели переделать "Ниву", работа над которой была практически завершена. Но из-за сильных технических различий от этой идеи быстро отказались. Та же участь постигла и гребной винт. Амфибия должна была передвигаться по водной глади исключительно при помощи своих же колес.

Читайте также
Загрузка...

Первый блин вышел комом. Силовой агрегат слишком быстро перегревался по причине отсутствия поступления к нему воздуха. Тогда решили "проковырять" вентиляционные отверстия. Эта мысль породила следующую проблему – их каким-то образом нужно было закрывать перед водными процедурами. А как это сделать? Ответ нашел довольно быстро – использовать в качестве заглушки номерной знак, дополненный резиновой прокладкой.

На этом злоключения амфибии не закончились. Оказалось, что у «Реки» отвратительная обзорность, что, в принципе, не удивительно, поскольку боковые окна в задней части кузова отсутствовали.

Единственными плюсами, зато самыми весомыми и жирными были проходимость и маневренность транспортного средства. А скорость на воде составляла 4 км/ч. Часть недочетов исправили на скорую руку и провели повторные испытания. Их признали удовлетворительными.

Перед "Рекой" замаячило светлое будущее. Оставалось совсем чуть-чуть - довести проект до ума. А на это требовалось около шести миллионов рублей. К сожалению, середине 80-х годов эта сумма оказалась чрезмерно большой. Аукнулось участие в Афганской войне, кризис в экономике и грядущая перестройка. Производство амфибий было решено отложить до лучших времен. Вскоре о проекте и вовсе забыли.

Павел Жуков

Загрузка...

Видео

Загрузка...

Фотогалерии

Загрузка...
Загрузка...