Машина времени
27 ноября, 18:29

Как ГАЗ-66 на обе лопатки Mercedes положил

История отечественного автопрома – это не только путь оригинальных решений, но и хронология заимствований. Удачных, неудачных и уникальных, когда результат заметно отличался от источника вдохновения, и кое в чем его даже превосходил.

Именно так получилось в случае с ГАЗ-66, легендарной "Шишигой", которая появилась на свет с подачи прославленного немецкого вездехода Mercedes-Benz Unimog. Критический взгляд вкупе с четкой сформулированной целью позволил использовать зарубежную машину в качестве отправной точки и дальнейшего развития конструкции без оглядки на первоисточник.

Своим рождением неординарный грузовик обязан отцу-создателю самых знаменитых ГАЗовских машин Александру Дмитриевичу Просвирнину. На нижегородский (а в те годы – горьковский) завод он пришел еще в 1938 году, начав свой путь инженером-конструктором. В дальнейшем была должность ведущего конструктора и заместителя главного конструктора по грузовым автомобилям. В 1958 году Просвирнин заступил на пост главного конструктора предприятия и держал бразды правления до 1987-го. Уходя на заслуженный отдых, Александр Дмитриевич оставил колоссальное наследие – грузовики и их модификации, включая ГАЗ-52 и ГАЗ-53, "Волги" ГАЗ-24 и ГАЗ-3102, ГАЗ-13 "Чайка", ГАЗ-14 "Чайка", а также другие серийные и опытные машины.

"Шишига" тоже его рук дело, а источником инженерного вдохновения, как принято считать, и вовсе оказался Mercedes-Benz Unimog – в переводе с немецкого, полное имя Universalmotorgerät звучит диковато и казенно, "универсальное моторное устройство". Зато его анатомия - загляденье.

Mercedes Unimog 404

Unimog разрабатывался в разрушенной после войны Германии, но являл собой не собранную наспех конструкцию из готовых решений, а оригинальный и совершенно уникальный организм. Снаружи – "квадратиш, практиш, гуд" и великолепная внедорожная геометрия, внутри – скручивающаяся рама, обеспечивающая колоссальную артикуляцию, портальные мосты (их особенность – колесные редукторы и балка, расположенная выше оси вращения колес) и постоянный полный привод. Крепкий немецкий "коктейль" представлял собой эффективный способ борьбы с бездорожьем, но, будучи ориентированным на сельскохозяйственное применение, не предполагал высокую грузоподъемность. В этом и заключалось одно из ключевых отличий "Шишиги" от западного прообраза – она изначально задумывалась как грузовик-внедорожник, способный брать на борт до 2 тонн груза. Тогда что осталось в советском "устройстве" от немецкого? Компоновка – кабина, расположенная над двигателем, и мосты с блокировками дифференциалов.

ГАЗ-66

Тем не менее, Unimog использовался в качестве референсного автомобиля – в частности, оба вездехода фигурируют на одном из исторических кадров – при том, что советские конструкторы пошли своим путем, применив традиционную раму и обычные, а не портальные мосты хотя и с самоблокирующимися дифференциалами. Надо ли говорить, что ГАЗ-66 пришлось естественным образом довольствоваться подключаемым, а не постоянным полным приводом. Как не вспомнить и крайне специфичное расположение рычага коробки передач, вынуждающее водителя неестественно выкручивать руку. Зато автомобиль мог похвастаться системой централизованной регулировки давления в шинах и такой специфической особенностью как "половинчатой" развесовкой, что оценили в десантных войсках – "Шишига" приземлялась на землю ровнехонько и без дифферента на нос.

Создание первых прототипов датируется 1957 годом, но звездная карьера горьковской "нечисти" началась лишь в июле 1964 года из-за отсутствия подходящего двигателя, которым в итоге стала бензиновая "восьмерка" объемом 4,3 л. Признание пришло к ГАЗ-66 сперва на столичной выставке "Современная сельскохозяйственная техника» 1966 года, а годом позже и на международной ярмарке сельскохозяйственной техники в Лейпциге, где автомобиль был удостоен Золотых медалей. Дальше – первый Знак качества у советского автомобиля, служба на гражданке и в горячих точках. Но вот, что интересно: ГАЗ-66 не производится уже два десятилетия, но его продолжают сравнивать с источником вдохновения Просвирнина в разных офроудных тестах. И "Шишига" едет, преодолевая крутые уклоны и суровую распутицу. При этом, даже если заменить прожорливый бензиновый двигатель, скажем, на дизель Cummins, внедрить другую коробку передач и раздатку от ГАЗ "Садко", а также водрузить шины низкого давления на алюминиевых дисках, то такой экспедиционный грузовик все равно будет несоизмеримо дешевле, чем Unimog.

Федор Григорян

Материалы по теме

Загрузка...
Загрузка...

Видео

Загрузка...

Фотогалерии

Загрузка...
Загрузка...