svg_twitter copy Created with Sketch Beta. Fill 1 Copy Created with Sketch Beta. Fill 1 Copy 2 Created with Sketch Beta. Page 1 Created with Sketch Beta. Group Created with Sketch Beta. Group 41 Copy Created with Sketch. Видео
Машина времени

История исчезнувшего автомобильного кладбища в Бельгии

9 января, 06:18
10 минут

Буквально несколько лет назад Шатийон был настоящим местом паломничества любителей автораритетов. Но сейчас о нём забыли. Почему?

Шатийон – небольшой, ничем не примечательный городок в Бельгии, неподалеку от границы с Люксембургом и Франции. Буквально несколько лет назад он был настоящим местом паломничества любителей автораритетов. Но сейчас о нём даже не вспоминают. Почему?

"В глухом бельгийском лесу обнаружено кладбище автомобилей. Необычная техника времен Второй Мировой войны принадлежала американским солдатам, освобождавшим Европу от нацистов. После войны автомобили начали выкупать местные коллекционеры, но некоторые из них оказались брошенными прямо посреди леса. Сейчас – это настоящая достопримечательность", — примерно такими словами буквально несколько лет назад пресса описывала автомобильное кладбище, найденное неподалеку от бельгийского городка Шатийон. Причем журналисты публиковали даже фотографии самих автомобилей — старых, проржавевших, но определенно привлекательных.

На фото можно было разобрать кузова Pontiac Chieftain, Renault Dauphine, Studebaker Champion, Ford Thunderbird, Buick Century и других машин. Большинство из них – американские, но были и европейские марки. Удивительно, но никого из читателей не смутило, что большинство автомобилей были выпущены уже после окончания войны. А само "автомобильное кладбище" почему-то нашли только в последние годы…

Большая бельгийская сенсация

Как же так получилось? Оказывается, о "мертвых автомобилях" из Шатийона отдельные энтузиасты знали и раньше. Но эта информация особо не распространялась, а по-настоящему популярным место стало после сюжета, показанного бельгийским телеканалом VTM. Передача, в которой ведущие лазили по заброшенным автомобилям ХХ века, произвела эффект разорвавшейся бомбы. И началось…

Со всей Европы в Шатийон потянулись "паломники", движимые только одной целью: увидеть те самые брошенные автомобили. Если до этого встретить постороннего человека в тихом бельгийском лесу было большой удачей, то теперь туристы буквально оккупировали старые "Бьюики" и "Форды". Именно тогда СМИ и начали распространять версию про "ушедших американцев", якобы бросивших машины прямо в Бельгии.

Всё встало на свои места лишь в 2015 году. Американский автожурналист Ронан Глон, живущий во Франции, отправился в Шатийон, чтобы провести собственное расследование произошедшего. К его удивлению, никакого "автомобильного кладбища" обнаружить не удалось. Зато он выяснил истинную историю появления столь необычной достопримечательности.

Как рассказали Глону местные жители, на самом деле никаких американцев в данных местах никогда не было. Зато были канадцы. В 1951 Канада в соответствии с договором НАТО начала строительство во Франции новой военной базы, которая расположилась на территории бывшего немецкого аэропорта во французском Марвиле. В 1955 году строительство было закончено, и на базу начали прибывать первые солдаты. Правда, жить они предпочитали в Бельгии. Связано это было с тем, что на тот момент эта страна была более индустриальной, нежели преимущественно сельская Франция, и это было ближе канадцам. Любопытно, что военные привезли с собой не только вооружение, но и образ жизни. Например, в бельгийском местечке Виртон появился каток, а в барах даже стали подавать канадское пиво. Ну, а Шатийон прославился у военных как городок с отличной мастерской, специализирующейся как раз на автомобилях американских марок. Причем владелец сервиса даже выучил английский язык, чтобы лучше общаться с клиентами, что было почти невозможно встретить в тихой бельгийской провинции.

Всё резко поменялось через 11 лет. Президент Франции Шарль де Голль объявил о выходе из НАТО. Это означало, что на территории Французской Республики не должно было остаться зарубежных военных, и канадская база – не исключение. К 1967 году большинство солдат было переведено в немецкий Лар. Любопытно, что военнослужащие уговаривали владельца мастерской из Шатийона переехать вместе с ними, но он отказался из-за сына, который всё еще ходил в школу. А затем и вовсе переключился на ремонт европейских машин.

Правда, не сказать, что самому мастеру разонравились американские машины. Более того, он начал их собирать — новые и не очень, на ходу и нет, в отличном состоянии и разукомплектованные, одним словом – всякие. В какой-то момент их накопилось около 400 штук. Разумеется, не все эти автомобили были в собственности у бельгийца. Более того, некоторые из них вообще едва ли можно считать собственно автомобилями, ведь от них остались лишь отдельные запчасти. Но их было много и места в мастерской начало не хватать. Поэтому бельгиец начал складировать наиболее плохо сохранившиеся раритеты в ближайшем лесу. Десятки лет автомобили стояли и не привлекали внимания публики, за исключением редких энтузиастов. А в середине 2000-х владелец уникальной мастерской из Шатийона умер.

Его сын не был механиком, поэтому не рискнул трогать коллекцию отца. И так бы она и стояла дальше, если бы не тот злополучный сюжет по бельгийскому телевидению. Он-то и привлек внимание к необычному "автомобильному кладбищу", хотя информация о происхождении автомобилей в материале журналистов не соответствовала действительности. А еще свалкой заинтересовались региональные власти. Дело в том, что по документам земля, на которой размещались автомобили, предназначались для ведения сельского хозяйства. Размещать там подобный металлолом было запрещено. Пикантности ситуации добавляло то, что сын покойного владельца автомастерской был помощником мэра Шатийона по экологическим вопросам…

В общем, наследник "автосокровищницы" решил не искушать судьбу и за две недели расчистил всю территорию свалки, предварительно раздав по хорошим друзьям своего отца и старым клиентам те запчасти, которые еще представляли хоть какую-то ценность. Так и закончилась история "заброшенного автомобильного кладбища" в Шатийоне. Местные жители, уставшие в свое время от чрезмерного внимания случайных людей, даже рады такому исходу. Хотя сам по себе Шатийон переживает не лучшие времена в экономическом плане. А о былом присутствии канадцев напоминает лишь индейский тотем, подаренный ими как знак признательности местным жителям в 1967 году. Но вот если вы соберетесь поискать автомобильные раритеты в ближайшем лесу, то единственное, что вам удастся найти – палки, да пара шишек.

Тимофей Исаев

Фото: Theo van Vliet

Хотите еще больше новостей, фото и видео об автомобилях? Подписывайтесь на нас в Facebook, Вконтакте, YouTube.