Машина времени
28 января, 23:00

Автомобильное сокровище, пролежавшее полвека на дне озера

Как автомобиль, пролежавший полвека под толщей воды, оброс легендами

Как автомобиль, пролежавший полвека под толщей воды, оброс легендами

У каждого автомобиля есть своя история. А у этого Bugatti Type 22 Brescia Roadster 1925 года выпуска их целых две, и обе – хорошие. Правда, одна история скорее напоминает легенду, а вот другая гораздо ближе к реальным событиям. Но, обо всем по порядку.

1 / 23
Arrows-left
Arrows-right
Reload

Лаго-Маджоре – это озеро, расположенное на границе Италии и Швейцарии. Десятилетиями местные жители пересказывали друг другу историю о старом Bugatti Type 22 Brescia, который покоится на дне озера. Якобы этот автомобиль когда-то принадлежал знаменитому гонщику Рене Дрейфусу.

Поговаривают, что в 1934 году Дрейфус в Париже играл в покер с известным швейцарским бонвиваном Адабельртом Боде. Оба молодых человека были пьяны. Дрейфус проиграл, однако у него не хватало денег, чтобы покрыть сделанную ставку, поэтому он подарил своему компаньону Bugatti. Боде сел за руль и поехал домой в Италию, но на швейцарской границе выяснилось, что у него нет денег для уплаты таможенной пошлины. В те времена Bugatti Type 22 Brescia был хорошим автомобилем, но не таким уникальным как сейчас. Поэтому Боде якобы просто оставил его на границе.

Bugatti Type 22 представлял собой модернизированный вариант модели Type 15, который получил другой кузов, иной радиатор и новые рессоры подвески. В движение автомобиль приводился 1,4-литровым двигателем мощностью 30 лошадиных сил.

Согласно швейцарским законам того времени, если за товар не были уплачены таможенные пошлины, его требовалось уничтожить. Местная таможня постановила утопить автомобиль в озере, однако решила несколько подождать с исполнением приговора. Мол, вдруг владелец одумается, и все-таки заплатит установленные платежи. Поэтому автомобиль припарковали и привязали специальной цепью. По неизвестной причине цепь оборвалась, и Bugatti Type 22 Brescia скатился прямо в Лаго-Маджоре и затонул. Правда это или нет, но именно такую историю пересказывали друг другу местные жители, и очень быстро в неё начали верить все.

Наверное, этот рассказ так бы и оставался легендой, если бы не одно важное изобретение, появившееся в 60-х годах – акваланг. Благодаря ему в 1967 году ныряльщик из Швейцарии Уго Пиллон решил проверить достоверность популярного мифа. Как оказалось, на дне озера и впрямь обнаружился старый Bugatti, который очень быстро стал любимым местом погружения у местного клуба дайверов. А теперь из 1960-х перенесемся в наши дни. Дайвинг-клуб просуществовал до 2000-х, и именно в нем состоял местный житель Дамиано Таманьи. В 2008 году Даманьи был жестоко избит тремя хулиганами на улице, и погиб от полученных травм. Поэтому клуб Centro Sport Subacquei Salvataggio Ascona решился на беспрецедентный шаг – поднять со дня Лаго-Маджоре уникальный Bugatti, реализовать его на аукционе, а на вырученные деньги учредить фонд помощи пострадавшим от насилия, который бы носил имя погибшего коллеги.

Закипела работа. В 2009 году автомобиль удалось поднять со дна озера на глазах у сотен изумленных жителей. Любопытно, что в шинах поднятого автомобиля до сих пор присутствовал воздух. Да и сама машина, несмотря на свой внешний вид, явно внушала уважение. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в 2010 году Bugatti Type 22 Brescia был пущен с молотка на аукционе Bonhams. Ожидалось, что от продажи машины удастся выручить около 130 000 долларов, однако конечная цена оказалась куда выше и составила 350 000 долларов. Автомобиль отошел в собственность Питеру Маллину – известному коллекционеру из Калифорнии, который выставил свою покупку в собственном музее автомобильных раритетов.

История уникального Bugatti, который был проигран в покер, оказался на дне озера, а потом был продан с аукциона потрясла многих. Правда, уже к моменту торгов выяснился очень интересный нюанс. Дело в том, что на сайте аукционного дома Bonhams отсутствовала информация о том, что данный Bugatti когда-либо принадлежал Дрейфусу, а впоследствии – Боде. Это – довольно важная деталь, учитывая, что коллекционеры никогда не преминут рассказать всю историю о том или ином автомобиле. Однако для аукционных домов предусмотрены высокие штрафы за недостоверную информацию о выставляемых лотах, не говоря уже о репутационных потерях. Раз история о Дрейфусе и Боде в описании Bonhams не упоминалась, стало быть, это – лишь чья-то выдумка? Не совсем так. И тут уже важно рассказать вторую историю этого автомобиля – доподлинно подтвержденную.

Долгое нахождение в воде негативно сказалось на состоянии Bugatti Type 22 Brescia Roadster, особенно – на деталях из железа и стали. С другой стороны, детали из дерева, алюминия, меди и резины, неплохо сохранилось. Тем не менее, реставраторы приняли решение сохранить машину в найденном состоянии, а не восстанавливать её до оригинального внешнего вида.

Хотя у поднятого со дна озера Bugatti отсутствовал шильдик с серийным номером, реставраторам удалось выяснить, что перед ними – действительно Type 22 Brescia Roadster, выпущенный в 1922 году. И, хотя большинство автомобилей Bugatti собирались во Франции, производство некоторых автомобилей того времени осуществлялось в итальянской Брешии. Это - судя по всему, был один из них. Кроме того, исследование Bonhams выявило, что в апреле 1925 года автомобиль Bugatti с серийным номером 2461 был зарегистрирован во французском Нанси, а затем, в 1930 году – перерегистрирован в Париже на фамилию некоего господина Ньели. Именно поэтому на машине до сих пор сохранились французские номера.

Однако как же автомобиль оказался на дне озера? Это – отдельная история, связанная с архитектором из Цюриха Марко Шмуклерским. С 1933 по 1936 год Шмуклерски жил и работал в швейцарском городке Аскона, расположенном на Лаго Маджоре. А незадолго до этого – обучался в школе изящных искусств в Париже, где познакомился с тем самым Ньели, у которого приобрел Bugatti. По другой версии, Шмуклерски мог купить машину у одного из своих клиентов, который был французом. Но в любом случае, швейцарец никогда не регистрировал автомобиль в своей родной стране, и не платил пошлин.

В 1936 году Шмуклерски вернулся в Цюрих, оставив свой Bugatti Type 22 Brescia на стройплощадке в Асконе. К этому же моменту об автомобиле стало известно швейцарским таможенникам, которые и потребовали уплаты пошлин. Поскольку установить владельца им не удалось (вы же не забыли, что на машине были французские номера?), автомобиль было решено уничтожить, а самым простым способом было просто утопить машину в озере. Судя по всему, так и произошло, и именно поэтому уникальный Bugatti оказался на дне Лаго-Маджоре.

А как же Дрейфус и Боде? Если верить автомобильному историку Хансу Марти, в 1934 году у Адальберта Боде действительно в собственности Bugatti Type 22 Brescia Roadster. Но к автомобилю из озера эта машина не имела никакого отношения. Хотя, наверняка вы согласитесь, что легенда о проигранном в покер транспортном средстве, которое утопили из-за оборванной цепи, все же звучит куда интереснее, даже в наши дни. Возможно, это и к лучшему.

Тимофей Исаев

Материалы по теме

Видео