Машина времени
16 декабря 2018 в 22:20

13 машин-самоделок из СССР, которые вас удивят

История отечественного самопала куда длиннее и гораздо интереснее, чем может показаться. Ведь началась она еще до Великой отечественной войны…

Путь советских создателей машин-самоделок – это путь настоящих романтиков, опечаленных скудностью тогдашнего автопарка и не боявшихся всевозможных трудностей, от, собственно, постройки уникума до его регистрации. Движение самодельщиков было куда масштабнее чем может показаться, а машин ими создано гораздо больше, чем вы думаете. Мы еще не раз вернемся к этой поразительной теме. А пока что – возлюбленные чада "Кулибиных", достойные внимания и уважения. Лишь некоторые…

ОКТА

Одним из первых советских самодельных автомобилей стал трехколесник с казенным именем "Опытная конструкция трехколесного автомобиля" (ОКТА), датируемый 1933 годом. В то время стране требовалась малолитражка и ОКТА воплотила видение новочеркасского инженера Е. Киршевского. Машина, рождавшаяся в течение семи лет, получила одноцилиндровый мотоциклетный движок объемом 496 куб. см (4 л.с., по другим данным – 8 л.с.), передававший тягу на заднее колесо посредством карданной передачи. ОКТА на мотоциклетных колесах и с независимой пружинной подвеской получилась очень компактной, длиной 2,5 м и весила всего 236 кг. Современные спортбайки и то легче! Малый вес стал залогом скорости – аппарат мог развивать до 60 км/ч.


"Ленинград"

Творения американского автопрома середины прошлого века, украшенные тоннами хрома и причудливыми элементами декора, вдохновляли дизайнеров. Советские автопроизводители тоже, чего греха таить, поглядывали на заокеанские диковинки, равно как и частные энтузиасты. В кабриолете "Ленинград" 1959 года авторства Аркадия Бабича тоже чувствуется "влияние Запада", причем отнюдь не тлетворное.

Машина на дошедших до наших дней исторических снимках, впечатляет как эффектностью и масштабностью, так и аккуратностью исполнения – выглядит почти заводским прототипом! "Ленинград" несет в себе рядный шестицилиндровый двигатель объемом 3,5 л и трехступенчатую коробку передач от ЗИМ (ГАЗ-12). Кстати, есть сведения о том, что кабриолет прошел боевое крещение в ходе пробега из Симферополя до Северной столицы, преодолев за 20 часов 2125 км. В начале девяностых автомобиль, по некоторым данным, был выставлен на продажу в плачевном состоянии – с ржавым кузовом, некомплектный и без двигателя. Его судьба неизвестна.


"Спорт-900"

Советский спорткар – словосочетание режущее слух, но вполне применимое по отношению к причудливому купе "Спорт-900", который даже выпускали мелкими партиями с 1963 по 1969 год на Московском заводе автомобильных кузовов, ныне известном как "Московский завод специализированных автомобилей".

Вернее, как выпускали… Построено всего шесть экземпляров. Вторым названием машины стала аббревиатура КД, за которой стоял директор предприятия Кузьма Дурнов, всячески помогавший с реализацией проекта. Довольно интересный аппарат, созданный сотрудниками НАМИ, оснащался установленным сзади 887-кубовым запорожским двигателем V4, но был на 125 кг легче ЗАЗа благодаря стеклопластиковому кузову, под которым скрывалась пространственная трубчатая структура.


"Труд"

"Самопал", мимо которого просто нельзя пройти, называется… "Труд".

И ведь не поспоришь, москвич О. Кучеренко проделал колоссальную работу. Вы только посмотрите на сложность исполнения кузовных панелей! Но это еще не все – по некоторым данным, трехцилиндровый двигатель купе тоже разработан и собран автором проекта.

Это не прототип "рафика", а самодельный автомобиль жителя Мурманска Н. Парамонова. Построить микроавтобус его заставила жизнь – как-никак пятеро детей в обычном автомобиле разместить непросто. О машине известно немногое. В частности, то, что мастер пустил в ход агрегаты "Москвича" и оптику "Жигулей".


"Кентавр"

Были в СССР и другие уникальные микроавтобусы. Как тут не вспомнить "Кентавр" 1984 года А. Мишукова, смахивающий… нет, не на "Буханку", а на легендарный Volvo C303. Машина слеплена из того, что было – рама от некоего довоенного автомобиля, агрегаты от ВАЗ-2101, кузов из металлических панелей от газовых плит, подвеска мостовая рессорная, а раздаточная коробка и вовсе от вояки Willys MB! Задние боковины кузова и крыша демонтируемые.

Вот такой "винегрет" – аппетитный и сделанный с любовью. Приятно, что "Кентавр" по-прежнему бьет копытом. Необычный микроавтобус, находящийся как минимум снаружи в добром здравии, встретился автору этих строк летом 2018 года в Подмосковье.


"Лань"

Когда речь заходит о самоделках СССР, то в первую очередь вспоминается потрясающая "Панголина" Александра Кулыгина, а вот "Лань" редко кто упомянет… А ведь автомобиль красивый и по своему уникальный. Передняя часть почти москвичевская, но корма, украшенная фарами от "ушастого" "Запорожца" стилистически оформлена с явной оглядкой на Chevrolet Impala 1961 года.

Купе родилось на свет в 1972 году усилиями украинского конструктора Н. Парафенко, Северодонецкой авторемонтной базы и Северодонецкого производственного объединения "Стеклопластик". Кузовные панели "Лани" стеклопластиковые, причем, вылепленные в матрице за один технологический прием. Со временем конструкция с агрегатами ГАЗ-21 "Волга" была модернизирована, появился мотор от "Копейки". В отличие от многих самоделок, не доживших до наших дней или превратившихся в руины, "Лань" живет и здравствует.


"Тритон"

Пока одни советские энтузиасты работали над эффектными двухдверками, другие стремились покорить все возможные стихии, кроме, разве что, воздушной. Судя по дошедшим до нас сведениям, особенно неплохо это удавалось "Тритону" 1985 года авторства москвича Д. Кудрячкова, который выглядит практически заводским аппаратом. Машина с двигателем ГАЗ-21 "Волга", трансмиссией "Запорожца" и идеальной развесовкой по осям (50:50) могла развивать до 110 км/ч по суше. Когда дорога заканчивалась, Тритон", поджав колеса вдоль бортов, глиссировал по воде со скоростью до 50 км/ч при помощи водомета.


"Каравелла"

Это очаровательное в свое неказистости создание А. Чапыгина зовется "Каравеллой", хотя ей больше подошло бы имя "Каракатица". Колесная база крохотная, стеклопластиковый кузов как будто собран из множества частей, которые удивительным образом состыкованы и даже гармонируют, а мотор – от "Запорожца". Конструкция подвески оригинальная.


"Ихтиандр"

Еще один уникальный проект И. Рикмана, реализованный при участии А. Ревякина, получил романтичное имя "Ихтиандр". Работа стартовала в 1971 году и в 1979-м на испытания выехало "земноводное" с алюминиевым бездверным корпусом для лучшей герметичности и обводами днища в духе катера "Кама". Внутренняя часть пенопластовая для улучшения плавучести и разделенная на три отсека. На шоссе амфибия с двигателем от ВАЗ-2103, установленным в заднем свесе, и могла разгоняться до 120 км/ч и плавать со скоростью 20 км/ч благодаря гидрореактивному одноступенчатому осевому водомету. Независимые торсионные подвески всех колес имели муфты, позволяющие регулировать высоту дорожного просвета.

Первая версия автомобиля дожила до наших дней, но состояние ее иначе как плачевным не назовешь.


"Ихтиандр-2"

Второй "Ихтиандр" был построен в начале девяностых годов и впечатлял еще больше! Во-первых, по габаритам он превосходил ГАЗ-24-02 "Волга". И, во-вторых, был фактически полноценным внедорожником со всеми ведущими колесами, блокируемыми дифференциалами и возможностью варьировать высоту клиренса. Кузов – из стеклопластика толщиной порядка 8 мм. Двигатель мощностью 80 л.с. с модифицированной системой охлаждения позаимствован у ВАЗ-21213 и модифицирован.

РИА "Новости" / Владимир Первенцев

В 2013 году машина продавалась за 430 тысяч рублей и в итоге была продана… в Германию. Полагаем, о ее судьбе можно не беспокоиться.


Аэромобиль Курункова

Штуковина, выглядящая невероятно и чуточку комично, – аэромобиль 1966 года авторства В. Курункова, способный, по замыслу ездить и плавать в режиме глиссера.

Увидев пропеллер на корме, можно подумать и об авиационных амбициях аппарата, но на самом же деле винт ему был нужен, чтобы передвигаться по дорогам. Причем, довольно быстро – согласно дошедшим сведениям, авто-аэромобиль мог разгоняться до 120 км/ч. Опустив лыжи, он выжимал по целине 80 км/ч, а на воде демонстрировал 50 км/ч.


Летающая "Таврия"

"Таврия"-истребитель? Не совсем – детище бывшего пилота из Калуги Валерия Булгакова умеет не летать, а планировать. Разогнавшись до 95 км/ч, оно поднимается в воздух и посредством четырех крыльев планирует 200-300 метров на высоте трех метров со скоростью 120 км/ч.

Среди конструктивных новшеств, кроме очевидных, – более легкие двери.


Близнец Fiat 1899 года

На десерт очень необычная самоделка москвича С. Григоряна, построенная в 1978 году. Машина не случайно выглядит как Fiat 1899 года – она его копирует.

За внешним сходством с "итальянцем" скрывается двигатель, позаимствованный у "Москвич-407", и коробка передач от "Москвич-401".

Федор Григорян

Подписывайтесь на нас в Facebook и Вконтакте!

Материалы по теме

Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...