Крутой русский каскадер из Голливуда: я разбил много суперкаров

Самый знаменитый русский трюкач в Голливуде Мартин Иванов обычно без долгих раздумий берется за самую сложную и опасную работу. Шокируя своей смелостью своих американских и европейских коллег.

- Как становятся каскадерами?

- Может, это наследственное? Мой отец – каскадер, снимавшийся в советских и российских фильмах. Поэтому и я с детства мечтал о той же работе. Но затем увлекся автоспортом. В подростковом возрасте познакомился с раллистами, ну и началось. Участвовал в кольцевых гонках, затем в ралли. Побеждал. Но заниматься автоспортом было тяжело. С финансовой точки зрения. Даже если ты чемпион в ралли, то все равно не зарабатываешь, а постоянно тратишь. Поэтому  постепенно моя карьера в автоспорте закончилась. Отец предложил работу в кино. Он снимал фильм «Белое золото». По сюжету там было много трюков. Вот и предложил мне попробовать себя в роли каскадера. Сняли две погони. Без проблем. После раллийных битв участие в киношных погонях мне показалось совсем не сложным. А потом мне крупно повезло. Просто фантастическое стечение обстоятельств. В 2003-м в Москве проходили съемки голливудского блокбастера «Превосходство Борна». И там нашлась для меня работа.

- Только пришли в кино и сразу приглашение в Голливуд? Похоже на сказку!

- Повезло! Тогда приехала бригада каскадеров, но им требовались помощники для съемок погони с участием множества машин. Для подстраховки. В каждой так называемой фоновой машине должен находиться каскадер, который сможет адекватно отреагировать в случае нештатной ситуации. На Трубной площади должны были снимать эпизод, в котором Борн на автомобиле прыгает с высокого парапета на дорогу. Не долетев до земли, он должен ударить бампером самосвал и гнать дальше. Английские каскадеры в последний момент отказались. Посчитали трюк слишком опасным. Можно было улететь под грузовик. Хотя заранее к трюку готовились. Тогда постановщик повернулся ко мне: «Хочешь попробовать?». “Конечно попробую”. Я даже не размышлял. В ралли так напрыгался, что этот трюк мне опасным не показался. Все сделал отлично. После этого эпизода я неожиданно стал главным каскадером фильма. А после съемок постановщик предложил и дальше сотрудничать. Следующим работой в Голливуде стал «Ультиматум Борна». Затем пригласили на «Квант милосердия».

– В Интернете вы прославились благодаря ролику, в котором на болиде несетесь под летящим грузовиком. У вас вообще есть хотя бы намек на чувство самосохранения?

– Тогда меня разыскал постановщик трюков и каскадер Майк Райан. Предложил съемки в вирусной рекламе. Майк специализируется именно на трюках, связанных с грузовиками. Сначала он ничего толком не объяснил. Все безумство проекта я осознал только на месте. По сценарию огромный тягач с прицепом и болид разгоняются, двигаясь параллельно. Затем грузовик прыгает с трамплина, взлетает и в этот момент я на болиде должен резко свернуть и проехать под ним... Сложность заключалась в том, что сцену нельзя было нормально отрепетировать. Снимать нужно было с первого и единственного дубля. А грузовик летит над землей всего 25 метров.

Это был мой первый опыт вождения формульного болида. Механики, готовившие машину, тоже очень сильно удивились. Но отступать я не привык. Это был Lotus, на котором выступал Кими Райкконен. Мне даже достался его комбинезон. Покатался немного для тренировки, затем сказал режиссеру, что готов.  Во время съемок труднее всего было ехать с той же скоростью, что и грузовик. Ведь Lotus разгоняется быстрее. На 120-ти км/ч тягач взлетел с трамплина, а проскочил под ним. Испугаться не успел – все произошло слишком быстро.

- Какие еще съемки оказались очень сложными в вашей карьере?

– Во время съемок последнего фильма Бондины – «Спектр» – почти месяц приходилось устраивать погони на римских улочках по ночам. В этот раз Марк Хиггинс был на “Астоне”, а мне достался концептуальный гибридный суперкар Jaguar CX-75. Улицы перекрывали, но все равно работать было очень тяжело.

Биологические часы отказывались перестраиваться, организм требовал сна, и постоянно приходилось себя пересиливать. Поблажек за ночной режим не делали – все те же стандартные 12-часовые смены. Получается, месяц живешь в режиме совы - не видишь солнца. Днем пытаешься заснуть в номере отеля с плотно закрытыми шторами, а всю ночь проводишь на съемочных площадках. На этом проекте все каскадеры сильно устали. А еще мне пришлось неожиданно менять машину.  Еще одну сцену фильма снимали в Австрии – по сюжету самолет преследует “Range Rover Sport” и два “Дефендера”. Сначала я должен был играть “главного бандита”, ехать именно в “Рейндже”, на нем тренировался, а на съемках меня вдруг распределили в другой автомобиль. Режиссер решил, что для главного злодея я не слишком брутально выгляжу. Мы на серпантине разгонялись до 160-ти, и было очень тяжело держаться на “Дефе” за “Рейджем”.

– Сколько дублей обычно требуется для съемки трюка?

– Количество зависит не от сложности, а от взгляда режиссера на результат. Финальную аварию в “Превосходстве Борна” снимали много раз. Разбили семь “Гелендвагенов”, которые приготовили заранее. И постановщик трюков каждый раз был недоволен результатом. Съемки проходили в Берлине, и продюсеры отправляли нас на местный авторынок, где мы чуть ли не оптом скупали оставшиеся “Гелики”.

- В бондиане по-прежнему стараются снимать сложные и необычные автомобильные трюки. В отличие от не столь масштабных проектов, где предпочитают компьютерную графику...

–Действительно стараются снимать экстрим максимально реалистично. Поэтому работать там особенно интересно. Несколько эпизодов “Кванта милосердия” снимали в старом мраморном карьере в Италии, где работа не останавливается в последние несколько тысяч лет. Из добытого там материала делали еще античные статуи. На съемках мы столкнулись с массой проблем. Когда несешься по гравию с мраморной крошкой на спорткаре, поднимаются огромные столбы пыли. На репетициях операторы стали возмущаться:  ничего не видно. Поэтому гравий решили поливать водой. В итоге покрытие превратилось в скользкую грязь. А я должен был не просто быстро ехать на 500-сильном заднеприводном Aston Martin, но и на пределе возможного проходить повороты и шпильки. На некоторых участках не было ограждений и, сделав единственную ошибку, легко можно было улететь в пропасть.

 - Приходилось ли выполнять трюки вместе  с голливудскими актерами?

– Обычно актеры понимают, что не выполнят трюк на уровне каскадера. Да и опасные сцены снимаются второй съемочной группой. А у нее - собственный график, отдельно от основной. Но бывают исключения. Вот однажды на съемках “Неудержимых-3” мне поручили дублировать Джейсона Стейтема. Отработать финал погони – по сюжету герой на грузовике поворачивает на морской причал и резко тормозит в нескольких метрах от воды. Несколько раз репетировали, я выполнял трюк, чтобы операторы поняли, как все будет смотреться в кадре. Вдруг Джейсон, который оказался на площадке, стал уговаривать постановщика трюков разрешить самому сниматься в сцене с грузовиком.

Вопреки здравому смыслу ему пошли навстречу. Он сел за руль, а я занял кресло справа. Он разогнался и там, где нужно было резко тормозить, замешкался. У актера началась паника. Грузовик полетел в воду. Стекла в машине были дырявыми – по сценарию пробитые пулями, поэтому кабина быстро заполнилась водой. Меня смыло волной в центр кабины. Двигаться было тяжело, мешали сапоги на ногах. В тот момент я начал бороться за жизнь. Про актера даже забыл. Интуитивно отыскал дверь и едва смог открыть ее. А Джейсона спасали уже другие каскадеры. Потом он упрямо повторял: причина происшествия – плохие тормоза. Но я же знаю: он просто не умеет водить грузовики... В тот раз я утопил два айфона, лежавших в карманах, мне их поменяли на новые. Такая вот получилась компенсация. На последних съемках “Спектра”, когда готовили погоню на набережной в Риме, учитывали возможность падения спорткаров в воду. Там дежурили дайверы на гидроциклах. А до этого мы с этими людьми в бассейне, выключив свет, отрабатывали “спасательные операции”. Кстати, в этом случае подготовились по полной программе – в машинах были маски и баллоны с воздухом. И мне было спокойнее.

 

Беседовал Дмитрий Баринов,

фото из архива Мартина Иванова.

Опрос
Нужно ли ввести штраф в размере 300 тысяч рублей для тех, кто не пропускает скорую помощь?
Да
Нет
18 комментариев
ПДД онлайн Билет 1, вопрос 18
При какой неисправности разрешается эксплуатация транспортного средства?
Не работает стеклоподъемник.
Не работают запоры горловин топливных баков.
Не работает устройство обогрева и обдува стекла.
Не работает механизм регулировки сиденья водителя.
Ответить