Автопутешествия

Гигантский КАМАЗ и суперсовременный Cummins-КАМА

12 июля 2010
≈ 30 минут
472 просмотра

В Набережных Челнах Камазов больше чем, в Тольятти Жигулей, 90% всего имущества города принадлежит заводу – жилые дома, кинотеатры, базы отдыха, стадионы. КАМАЗ сам как город, например, на его территории множество автомобилей, которые никогда не выезжают за ворота. КАМАЗ – это монстр, с которым сравнивать другие машиностроительные предприятия России некорректно. Тут все дышит советской гигантоманией, проектная мощность – 80 тыс. автомобилей в год.

Сейчас, когда дым от кризиса все еще не рассеялся, здесь производят ежегодно 30 тыс. машин. И почти все узлы и агрегаты делаются тут же, за одним забором. Охрану предприятия можно назвать военной (хотя работают в ней главным образом женщины). Как нам рассказали, на выезде досматривают машины даже высшего руководства. Чтобы въехать на территорию нужно получить разрешения с самого верха, утвердить детальный маршрут и точно его придерживаться – шаг в сторону – расстрел. Это и понятно, значительная доля производимых здесь автомобилей поступает в ВС РФ. Журналисты здесь бывают крайне часто, и в пресс-службе компании есть специальные люди, в обязанности которых входит организация и проведение экскурсий по заводу. Нас сопровождали Валерий и Маша, но в каждом цеху передавали в руки местного начальника.

Конечно, весь завод посмотреть мы не смогли, это просто невозможно сделать в течение одного дня. Мы увидели только конвейер сборки кабин, главный конвейер автомобильного завода, завод по производству дизельных двигателей, а также СП «Cummins-КАМА».

http://img.autorambler.ru/images/journal/69c2cbb79cfdd1d4628c76783acfe272

На линии сборки кабин, что нас очень удивило, работают в основном женщины. Вообще на всех предприятиях КАМАЗа трудятся в настоящий момент 45 тыс. человек. На автомобильном заводе 9,8 тыс. человек, и женщин среди них почти половина. Это связано с тем, что заводу всегда не хватало людей, и женщин принимали на работу наравне с мужчинами, направляя на участки, где не требуется физическая сила, а таковых здесь очень много. Например, сборка кабин, участки топливной и тормозной аппаратуры, есть женщины на должностях «мастер участка», все погрузчики, дизельные и элетрокары, которые довольно быстро снуют по цехам, управляются только женщинами. В кризис завод ввел либеральную кадровую политику – был закрыт прием на работу, сокращены временные рабочие, работавшие по лизингу и договорам, так называемых «деревенские», всего сократил около 20 % персонала. Сокращали нелояльных работников и нарушителей дисциплины, а женщины работают более аккуратно и дисциплинированно, потому сейчас на заводе их так много. Забавно было наблюдать, как в этом железном царстве, среди грохота и сборочной лихорадки работницы делают макияж и шепчутся о своем о девичьем.

http://img.autorambler.ru/images/journal/41d8bd527111b340dd9772d12abf913e

Кризис во благо

Главный конвейер – это огромный цех площадью 6 га, в котором осуществляется полный сборочный цикл, последовательно на шасси навешиваются мосты и тормозная система, устанавливается двигатель, кабина, электрика. На финише машина заправляется всеми необходимыми жидкостями и выезжает на полигон. Одновременно работают две линии, на одной собираются самые массовые стандартные модели, а на второй различные модификации, производящиеся в меньшем количестве. На главном конвейере тоже много женщин. И еще одно наблюдение – большинство рабочих – молодые люди. Сопровождающий нас начальник отдела по работе с персоналом автомобильного завода ОАО «КАМАЗ» Ильшат Хамитов рассказал, что КАМАЗ вновь начал набирать людей, но ведет очень жесткий отбор претендентов, на каждое место конкурс составляет 3 человека. Каждый «абитуриент» проходит многочисленные тесты, потом обучается в специальном учебном классе, сдает экзамены, месяц работает на конвейере под присмотром наставника и только после этого принимается на работу.

Средняя зарплата у рабочих около 16 тыс. рублей и постепенно она увеличивается. Ильшат с особым пиететом рассказал о новой производственной системе КАМАЗ, которая включает в себя большой комплекс изменений, позволивших до 2 раз увеличить эффективность производства. Если коротко – то это система оптимизации всех процессов. Например, замена полов позволила в несколько раз сократить производственный травматизм, люди стали меньше уставать и более точно работать. Внедрена новая производственная логистика, приведшая к значительному сокращению времени выполнения каждой операции на главном конвейере, если раньше определенный комплекс работ делали 20 человек, то теперь 10. И все это без значительных материальных затрат, на том же оборудовании, с теми же людьми. Многие нововведения на предприятиях КАМАЗ вводились в период кризиса. Он стал в некотором смысле благом для предприятия.

На скорости около 100 км/ч мы летим от одного корпуса к другому, туда, где расположилось совместное российско-американское предприятие Cummins-КАМА, которое производит знаменитые американские дизельные двигатели.

Генеральный директор ЗАО «Камминз-Кама» Дмитрий Якубовский ждал нас. Это тоже молодой менеджер новой формации (как много их теперь в машиностроении!), он приехал в Набережные Челны из Петербурга. Предприятие было организовано в 2006 году, тогда здесь осуществлялась отверточная сборка двигателей класса Евро 2. Одновременно начался монтаж оборудования. Новый завод был запущен в ноябре 2009 года. Кризис отложил запуск почти на год. В цехе, где осуществляется механическая обработка блока двигателя, мы испытали культурный шок. Больничная чистота и тишина, все рабочие (как они не похожи на рабочих КАМАЗа) в специальных элегантных очках, оборудование все сплошь немецкое и американское и очень дорогое. Один из показанных станков оснащен инфракрасными лучами, защищающими рабочую зону от проникновения посторонних предметов. Я рискнул рукой, чтобы убедиться в этом. Станок действительно остановился.

Всего в создание предприятия вложено 1,2 млрд долларов. Объем производства пока совсем небольшой – несколько десятков двигателей в месяц, в августе счет пойдет на сотни, в конце года – до 500 штук в месяц. Это подтвержденные КАМАЗом объемы, которые он будет закупать. Но сотрудничество двустороннее. На КАМАЗе будет локализовано производство головки, блока, маховика и коленвала. Компрессор, жгуты проводов, топливная аппаратура, генераторы и стартеры будут также закупаться в России. Проектная мощность завода – 25 тыс. моторов 20 спецификаций в год. Основными покупателями будут КАМАЗ и Cummins. Кроме того ведутся переговоры с Группой ГАЗ, «Промтрактор», «Россельмаш», «Комсельмаш» и другими машиностроительными предприятиями.

http://img.autorambler.ru/images/journal/cb0c94f06590a994ce64181d9d72f18b

КАМАЗ имеет собственное производство двигателей (о нем ниже), и поэтому мы спрашиваем Дмитрия Якубовского о конкуренции. Нет, оказывается, прямой конкуренции не будет, поскольку на СП производят моторы мощностью до 300 л.с., а КАМАЗ-Дизель в основном делает более мощные моторы. Были разговоры, что Cummins закроет КАМАЗ-Дизель, но сейчас все поняли, что кто-то таким образом сделал себе политические дивиденды.

Сегодня на заводе работает около 100 человек, но идет активный набор персонала. В будущем его число плавно увеличится до 250 человек (для производства 1000 моторов в месяц).

Компания Cummins уже предоставила СП лицензию на производство двигателей класса Евро 6. Соглашение об этом подписано в присутствии президентов США и России совсем недавно, во время визита Медведева в Америку. На вопрос чем отличаются моторы, сделанные в Набережных Челнах от американских Дмитрий Якубовский ответил лаконично - ничем! Испытательный стенд (тестовая ячейка), на котором тестируются здешние моторы (стоит 1,5 млн евро), имеет защищенную связь с Америкой, оттуда приходят тест-программы, туда поступает информация о результатах испытаний. Американцы очень довольны работой ЗАО «Камминз-Кама».

Обойдя совсем небольшую по масштабам сборочную линию, мы посмотрели на процесс сборки. Если весь конвейер заполнен, каждые 6 минут с него выходит один двигатель.

Для того, чтобы обеспечить это производство квалифицированным персоналом, пришлось вложить большие средства. На позиции технического директора и директора по производству были приглашены иностранцы, которые первые три года контролировали установку и наладку оборудования, готовили людей. Одновременно высшие и средние специалисты проходили обучение на Cummins, постоянно проводятся тренинги на сборочном конвейере. Дмитрий Якубовский сказал, что старается создать внутренний климат и условия труда, которые минимизируют текучесть кадров, поскольку обучать новых работников очень дорого. Мы почувствовали, что атмосфера здесь совершенно иная, нежели на КАМАЗе. И зарплаты на 20–30 % выше.

– Пришлось ли адаптировать технологии Cummins для эксплуатации их в России?

– Да, под наш менталитет. Многие вещи не всегда могут в лобовую работать в России. Например, Cummins активно использует аутсорсинг. В России это невозможно. Также мы долго объясняли им, что такое наша таможня. Еще они хотят иметь на конвейере людей, которые говорят по-английски. Многие HR-технологии у нас работают не так, как в Америке. Это не значит, что наши люди хуже, они просто другие. Нужно объединять различные культуры и находить что-то общее. Для нас самое главное – соблюдение технологий и стандартов качества.

Переступив порог, мы оказываемся на территории другого завода, это КАМАЗ-Дизель, он находится под одной крышей с СП Cummins-КАМА, вернее наоборот. Кстати Дмитрий Якубовский отказался назвать площадь совместного предприятия, поскольку были какие-то трения относительно территории, которую КАМАЗ-Дизель выделил «американцам».

Здесь еще раз хочется отметить четкую организацию нашего визита. Только мы вошли на территорию КАМАЗ-Дизель как оказались в заботливых руках Евлампия Туманова, главного специалиста завода. Он отдал своему предприятию всю жизнь, работает здесь 37 лет. Мы подошли к самому началу главного конвейера сборки двигателей от 135 до 440 л.с. Вот он блок цилиндров блок цилиндров в первозданном виде, который вскоре станет двигателем класса Евро 4. Евлампий Туманов рассказывает об этом куске металла как о предмете одухотворенном.

Камазовский двигатель отличается от двигателей Cummins V-образным расположением цилиндров и съемными гильзами. При капитальном ремонте их можно снять и установить новые, и не нужно растачивать цилиндры. Но у американского двигателя свои преимущества...

Каждый третий мотор, производимый на КАМАЗ-Дизель, поступает военным. Продвигаемся по конвейеру и наблюдаем в последовательности все этапы сборки. Станочный парк в основном старый, но каждый двигатель имеет свой код, внедрена компьютерная система учета производственных процессов. Площадь, которую занимает только один сборочный цех, составляет 5 тыс. м2. А работает на КАМАЗ-Дизель 8 тыс. человек.

http://img.autorambler.ru/images/journal/27fa59d2b11713d2167d328aa2321b99

Знакомимся с Ильдаром Хайрутдиновым, главным специалистом по развитию производственной системы моторосборочного производства КАМАЗ-Дизель – одним из создателей системы оптимизации производства в этом цеху. Буквально вчера на одном из участков внедрена новая операция, простая, но очень полезная. Рассказывает Евлампий Туманов: «Здесь еще позавчера стояла шайба и гайка, а вчера мы начали собирать первые моторы, на которых шайбы нет. Сегодня мы ставим гайку, в состав которой входит шайба. Мы экономим металл и одну операцию. Люди, которые придумали и сделали это, обязательно получат премию». На всех предприятиях КАМАЗа есть программы по снижению затрат. По этой системе люди ежеквартально получают премии.

В час на этом конвейере собирается 40 двигателей, в смену 200. В лучшие времена эта цифра достигала 240 двигателей. Технологические возможности предприятия позволяют производить все 300. В каждом цеху всех предприятий КАМАЗа установлено огромное электронное табло, на котором отображается суточный и месячный план и ход его выполнения. Это оказывается, на наш взгляд, сильное дисциплинирующее влияние на людей.

http://img.autorambler.ru/images/journal/4c9845c204ff6317eb2e3a1878056c08

Спрашиваю – не возникает ли чувство зависти к Cummins, к его станочному парку? Евлампий Туманов: «Ну, во-первых, у нас есть чувство гордости за свой двигатель, все знают, что это хороший мотор. Конечно, у них отличное оборудование и технология, и мы анализируем их опыт. Но мы тоже имеем в цехе корпусных деталей 24 станка Mitsubisi, 4 современные линии обработки каленвала, головки блока, маховика. У Cummins техника конечно лучше, но мы в будущем, думаю, тоже подтянемся».

Источник: Construction Equipment
Опрос
Стоит ли ввести конфискацию автомобиля за агрессивную езду?
Да
Нет
6 комментариев
ПДД онлайн Билет 19, вопрос 16
Разрешен ли такой маневр?
Нет.
Да, если нет встречных транспортных средств.
Да, если между шлагбаумом и остановившимся грузовым автомобилем расстояние 6 м.
Ответить