Автопутешествия

Дойти до пролива. Часть 2

11 ноября 2010
≈ 72 минуты
99 просмотров

30-31.12.09 Срд-Чтв
Эгвекинот (–10, то пасмурно, то ясно)

Машины в целом исправны, но требуют массы мелких доделок, поэтому с раннего утра и до полуночи мы возимся в гараже. Параллельно обсуждаем дальнейшую стратегию и тактику движения и выясняем у местных вездеходчиков обстановку с дорогами и проезжестью различных маршрутов.

Все в один голос говорят, что до Уэлена по суше никто не ездит. Потому что не надо. Но нам лучше двигаться по южному берегу Чукотки. Путь самый длинный, но на северном берегу практически нет жилья и придется преодолевать несколько больших заливов, где возможны разводья, а по центру полуострова — горные хребты со множеством перевалов. Южная часть оптимальна. Но все равно автомобильных дорог нет, только вездеходные, причем в этом сезоне путь еще не набивали. До Провидения заправок нет и надо брать бензина по максимуму. Один из вездеходчиков готов нас сопровождать на первой части маршрута и везти четыре бочки бензина. Разумеется, не бесплатно. Торгуемся.

http://img.autorambler.ru/images/journal/ab66e2604d4ec84b05d0c1f391b8779b
Фото: Евгений Константинов

Как быстро мы будем двигаться — никто не знает. Но, по слухам, первые 80 км дорога простая. Дальше, после Конергино, пойдем по тундре, выйдем на самый берег и дальше — вдоль кромки моря. В общем, примерный путь и ориентиры ясны. И то хорошо. А подробности будем выяснять по ходу движения у местных. В поселках окрестности должны знать лучше.

Помимо ремонтно-технических задач надо закупить еды, набрать в бочки запас бензина и встретить Новый год. Магазинов тут едва ли не больше, чем домов, но набор продуктов почти везде одинаковый.

http://img.autorambler.ru/images/journal/8537573efa7d0eb1554a2fbcc182f88a
Фото: Евгений Константинов
http://img.autorambler.ru/images/journal/102bb3ec7840eb748ca8ad62a642ddbf
Фото: Евгений Константинов

Цены в Эгвекиноте сопоставимы с московскими, ну может быть, совсем немного выше. Хотя сюда все завозят. Что-то в навигацию, что-то зимой самолетами и вездеходами из Анадыря. А вот бензин существенно дороже. 92-й — по 34 рубля за литр.

Выбирали не долго — он тут единственный. Народу полно, но обстановка, как ни странно, очень душевная и уютная. Буфетчицы, официантки и повариха тоже празднуют вместе со всеми, причем одеты не в профессиональную спецодежду, а по-праздничному. Диск с музыкой, правда, был один, поэтому периодически повторялся. Немцы довольны, несмотря на то, что пива в меню не было: закончилось еще в старом году. Поэтому заказали белого вина, которое оказалось аргентинским и вполне пристойным. А в начале первого начались салюты. В темном небе на фоне белых гор — очень красиво.

http://img.autorambler.ru/images/journal/675d89bec4db1f825075c634d60b1aa2
С новым годом! Фото: Евгений Константинов

01-02.01.10 Пт-Сбт
Эгвекинот (–10, ясно)

http://img.autorambler.ru/images/journal/5116e0baff4aec599bcfce9eac08248a
Фото: Евгений Константинов
Рудольф Андреас Дексль, водитель, 51 год, вдовец. Доцент в учебном заведении по профессиональному обучению строительному делу. С раннего детства восхищен машинами, грузовыми автомобилями и внедорожниками, владеет водительскими удостоверениями всех классов, а также удостоверением моторной лодки для рек, озер и побережья. Он ныряет, катается на лыжах, мотоциклах и любит моделестроение. Опытный путешественник, интересуется самыми отдаленными регионами мира.

У всех праздник, а нам еще всякие гайки докручивать, дырки сверлить и доделки доделывать: бортировать колеса, проверять прицепы, налаживать навигацию, паковать вещи. Места в машинах мало, поэтому часть запасов привязываем сверху на понтоны.

http://img.autorambler.ru/images/journal/4e0f31ad6242940ccf687d7b6061e242
Фото: Евгений Константинов

03-04.01.10. Вск-Пнд
Эгвекинот — Конергино (–15-18, то ясно, то пасмурно, периодически сильно метет) 87км

Встали в полседьмого, но долго заправляли машины, цепляли прицепы, грузили вещи и все проверяли. Поэтому стартовали только в одиннадцать.

http://img.autorambler.ru/images/journal/e9132a4a1511abf27a85f2532c326bcb
Фото: Евгений Константинов

На льду снега почти нет — сдуло. Но так как машинки наши тяжело нагружены, ехать быстрее двадцати все равно не получается. Идущий с нами ГТС мчится намного быстрее. А мы прямо на старте включили понижайку. На ней и ехали всю дорогу. В тундре снега тоже мало, но там, где его намело, он очень тяжелый — под коркой наста песок из льдинок. Тут Jeep идут на грани пробуксовки. При этом у нас начала барахлить коробка: гремит и греется, а пятая (пониженная) выскакивает.

http://img.autorambler.ru/images/journal/bab2c75f4c310991e793a9a9f8ff846e
Фото: Евгений Константинов
То и дело пересекаем речки с каменистыми, но пологими берегами. В среднем едем со скоростью 5-6 км/ч.

Иногда попадаем в глубокие переметы и начинаем копать. Мы совершенно определенно находимся на дороге: по пути видно много полузаметенных следов вездеходов и снегоходов, но автомобильных среди них нет вообще. На одном из таких «треков» встретили трех лис и ворона. Они все вместе что-то ели. Подъехали ближе. То, что они ели, оказалось задней частью оленьей туши, очевидно, упавшей с саней.

Чуть не случился пожар — под капотом полыхнул брезент, подложенный под двигатель для утепления. На него накапало масла из гидроусилителя руля и, видимо, он прижался к выпуску. Затушили снегом, потому что огнетушитель был пуст.

Ночью, пока спали, поднялся ветер, становившийся все сильнее. Началась пурга. Получили по спутнику прогноз погоды — над Беринговым проливом циклон, который будет двигаться к нам. Чем дальше, тем больше приходится копать, хотя снега не много. Просто переметы очень жесткие, местами совсем заледеневшие.

http://img.autorambler.ru/images/journal/d64247c527a7dc4bfb5b8c8106138397
Фото: Евгений Константинов
http://img.autorambler.ru/images/journal/243ab09a8fed7726b1d3d03721ed2773
Фото: Евгений Константинов
Приходится долбить корку лопатой, если машина проваливается и буксует в нижнем слое снега-песка.

Навстречу из Конергино проехал «Буран» с чукотским семейством: муж, жена и белая лайка с розовым носом. На прицепе — пустая бочка. Едут в Эгвекинот за бензином и покупками. Говорят, дорога по заливу Свободному размечена и хорошо видна. И действительно — въезд на нее был обозначен большой бочкой и вмороженными вешками. У берега лед отошел немного, под снегом выступила вода. Стало быть, прилив. Из-за этого мы перебрались на твердое с трудом, потому что пошли след в след за вездеходом. Зато вторая машина прошла легко: Вольфганг взял по насту левее и не провалился. Снега на заливе больше чем на суше, поэтому наша скорость падает, а ГТС как будто его вообще не замечает.

http://img.autorambler.ru/images/journal/1933c7d82f79f6a7d6fa3ee17b92fc1b
Фото: Евгений Константинов

Когда выходим на сушу, уже пора заправляться. На две машины выливаем бочку с четвертью бензина, то есть 250 л. А проехали-то всего ничего. Чем ближе к Конергино, тем больше вокруг катается радостных и пьяных чукчей на снегоходах. Я думаю, к нашему приезду все село будет уже в курсе, тем более Саша-вездеходчик успел рассказать, что мы везем ракеты «земля-воздух» специально к ним в деревню. Почему? По международной конвенции. Зачем? Чтобы защищать чукчей.

http://img.autorambler.ru/images/journal/174e172a4b1f58da5bdb36ea36e09f2e
Фото: Евгений Константинов
http://img.autorambler.ru/images/journal/1870c9e3072764a633cd61ef066321f2
Фото: Евгений Константинов

За 6 км до жилья, когда вдалеке уже появились первые огни, на второй машине лопнул кронштейн тяги Панара. Вместе с ними лопнули надежды быстро пройти Конергино, не останавливаясь в селе. Подвязали мост ремнями, кое-как добрались и остановились на ночевку прямо в машинах у оленьего кораля. Вокруг лежали рога, шкуры и отрубленные головы. А сорок пять тонн мяса было надежно укрыто в сарае.

http://img.autorambler.ru/images/journal/4f0bda2d74c14c80bb1a5212f0690a8f
Фото: Евгений Константинов

05.01.10 Вт
Конергино (N65 54.275 W178 51.090) (–25, ясно, штиль)
День ремонта

Конергино — самое крупное из оленеводческих сел восточной Чукотки. Единственный в этих местах сохранившийся с советских времен племенной совхоз-гигант.

http://img.autorambler.ru/images/journal/4b7412fb8083755861eeee1820a55dc3
Фото: Евгений Константинов

Директор, Владимир Алексеевич, в своем кабинете с красными знаменами принял нас очень радушно. Настоящий директор совхоза в хорошем смысле этого слова. Сам родом с Кубани — из станицы на границе Краснодарского края и Ставрополья. Ветеринарный врач, почти всю жизнь лечащий оленей… Последние лет пять все собирается на пенсию и перебраться обратно на родину. Однажды он уже уезжал, но через год снова вернулся: потянуло назад в тундру.

http://img.autorambler.ru/images/journal/8c57fed1b4e759b5fcbdd0ed59418ef5
Фото: Евгений Константинов

В дирекции толпа возле бухгалтерии. То ли зарплату дают, то ли не дают. Сплошь чукчи. Кто с подбитым глазом, кто просто помят: праздники. Многие пришли специально на живых немцев поглазеть. Перед конторой собрались деревенские собаки.

http://img.autorambler.ru/images/journal/987e60bd46a734984d950103898110dc
Фото: Евгений Константинов
http://img.autorambler.ru/images/journal/e94f139cd791713ac1b6714467b5c1a8
Фото: Евгений Константинов

У них тоже праздник — сколько нового народу приехало, и все на них внимание обращают. Но ведут себя настороженно: мало ли что от этих чужаков ожидать. В основном тут собаки-оленегонки, но очень крупные, больше похожие на ездовых.

http://img.autorambler.ru/images/journal/c4b72ad7cb69014eefa8aa7fa27a7633
Фото: Евгений Константинов
http://img.autorambler.ru/images/journal/df6adb0af4dbe06b1e6179a16cbe9f0d
Фото: Евгений Константинов
Село состоит в основном из совсем маленьких одноэтажных домиков, занесенных снегом, но есть и два трехэтажных панельных дома с вполне городскими подъездами и типичными хрущевскими квартирами.

Дизельная электростанция с четырьмя новыми «Камминсами», построенная по губернаторской специальной программе, и котельная с горячим водопроводом стоят на отшибе. Пока все наши ходили в гараж варить подвеску, я пошел на электростанцию паять оборванные провода. У электриков оказалось очень чисто, тепло и по-домашнему уютно: свой горячий душ, комната отдыха и маленькая кухня. Работают сплошь русские. Чукчей до «камминсов» и высокого напряжения не допускают. Их техническая вотчина — гараж и водопровод.

Вопреки всей суровой обстановке народ живет в Конергино не бедно. Особенно по меркам севера. Почти у всех снегоходы, причем у многих японские и американские, компьютеры, новая фото и видеотехника. В совхозном гараже стоят «Треколы», гусеничные вездеходы, и даже амфибия на воздушной подушке. Некоторые умельцы сами строят вездеходы на дутиках. Впрочем, тут могли бы жить еще лучше, если бы лучше был налажен сбыт мяса. И была бы возможность продавать шкуры.

http://img.autorambler.ru/images/journal/849c2baa4972f9c2a74d5816200706fc
Фото: Евгений Константинов
http://img.autorambler.ru/images/journal/281f4a32bc5188ff5496c444fc897b0d
Фото: Евгений Константинов

Раньше на полуострове было несколько фабрик, занимавшихся выделкой оленьих кож и шитьем из них всяких полезных вещей. Но сейчас этим никто не занимается, поэтому шкуры просто выбрасывают. Также и рога.

Тем временем Саша с Витей, экипаж нашего вездехода сопровождения, загрузились мясом и засобирались домой. И перед нами встала задача найти себе новых попутчиков.

Директор снова принял нас со всем радушием и даже накрыл стол. На нем красовались строганина из спинной части молодого оленя, оленья печенка и вареный олень. В общем, простая чукотская еда. Но переговоры зашли в тупик, потому что в совхозе ГТС государственный, а у Саши был частный. Никакого формального повода ехать в сторону Уэлена у конергинского совхоза нет, а это значит, что с государственным вездеходом надо заключать официальный договор со всякими реквизитами и платить через банк по 1900 рублей в час согласно установленному тарифу. Но бюджет экспедиции весьма ограничен, для нас эта сумма совершенно неподъемна. В конце концов Матиас грустно заявил, что мы поедем так. Сами по себе. Ориентироваться будем по звездам, подаренную оленью тушу не возьмем, потому что ее не на чем везти, и питаться будем одними сникерсами, бочки тоже оставим, а топлива на сколько хватит, на столько и хватит. И все, что с нами случится по дороге, пусть останется на совести совхозной администрации. Все попытки объяснить, что без мяса и без бензина ездить зимой по тундре плохо, не возымели действия. Зато переговоры о вездеходе закипели с новой силой. И директор махнул рукой — ладно, езжайте, на три дня вездеход ваш. В общем, спасибо ему, доброму человеку.

http://img.autorambler.ru/images/journal/a97cb2a149e384d1eeea3c159c38184c
Фото: Евгений Константинов

06-07.01.10 Срд-Чтв
Конергино — ручей Катастрофный (N65 28.938 W176 17.617) (–20-25, более или менее ясно, очень сильный ветер, временами метель)
152 км

Из села выехали по очень накатанной дороге — она идет к пастбищам нескольких оленеводческих бригад, по ней ездят постоянно и круглый год. Дорога большая и хорошо размешанная сотнями вездеходов за долгие годы. По тундре параллельно друг другу тянутся многие колеи, так что общее направление хорошо видно с возвышенностей. Но близко, да особенно когда сильно метет, эти колеи становятся порой неразличимы. Так что все равно надо быть внимательным, чтобы не сбиться.

http://img.autorambler.ru/images/journal/60d96b91eaf6107bc895ab1931ddfc37
Фото: Евгений Константинов
Едем по холмистой тундре, то и дело огибая замерзшие озера.

Впереди на горизонте виднеется цепочка гор. Нам туда. Вездеходчик Володя предлагает идти сквозь них напрямую, а не в обход. Говорит, что снега в горах сейчас очень мало, а крюк на 35 км меньше. Это на шоссе такое расстояние ничего не значит, а в наших условиях мы можем выиграть ходовой день. Соглашаемся.

http://img.autorambler.ru/images/journal/4acdc905b45c0f7cb79db6497c7f2ea6
Фото: Евгений Константинов
http://img.autorambler.ru/images/journal/4968d46a58ef62aa9a95edf5233b522b
Фото: Евгений Константинов

Ближе к горам колеи стали более глубокими и жесткими, а снег пропал. Но стоило нам зайти в ущелье и начать подъем на низкий перевал, как обнаружилось, куда делся весь предгорный снег: его надуло сюда. Впереди был гигантский рыхлый перемет, а в спину нам немилосердно мело, временами полностью закрывая видимость. Ветер — нереальный. Мы метр за метром пробиваемся сквозь снег, а вездеход катается вокруг, как будто так и надо. В конце концов, перевал прошли и начали спуск к морю.

С заходом солнца ветер стал усиливаться. Он сдувает с ног, если выходишь из машины, а саму машину пытается положить на правый бок. Но так как весь снег уже выдуло, метели нет. Я такого ветра еще не видел: порывы до сорока метров в секунду. Дорога по холмам хорошо накатана вездеходами. Она каменистая и ровная. Чем-то напоминает Атласские горы. Только температура другая. Тем временем течь из шланга гидроусилителя резко усилилась, и на одной из щебенистых вершин мы встали на ремонт. На ветру и морозе спас рваный брезентовый тент от «Урала», прихваченный в Эгвекиноте. Его накинули на открытый капот, прижали к земле камнями — получилось подобие палатки, под которой можно было работать. Отрезали рваный шланг, натянули на штуцер, затянули хомутом… Через три километра сорвало. Все-таки сто три атмосферы — очень много даже для фирменного хомута. А у нас только китайские.

http://img.autorambler.ru/images/journal/85148eafde53709ff1684eafb4e5ea0a
Фото: Евгений Константинов
http://img.autorambler.ru/images/journal/14acabdc58062d7513f7537a752f5513
Фото: Евгений Константинов

Снова повторили всю работу, только еще посадили шланг на суперклей, три хомута и проволочку и подкачали передние колеса до 0,7, чтобы рулилось легче. Другого варианта все равно не было: в порыве борьбы с лишним весом запасные шланги Матиас выложил в Эгвекиноте…

Продолжаем ехать вдоль берега по щебенистой вездеходной дороге. Она тут одна и ведет к летней рыболовной стоянке в несколько домиков из чего попало. Здесь ловят кету, нерку и гольца, не говоря уже о горбуше. В большом дощатом сарае — гараж и электростанция.

http://img.autorambler.ru/images/journal/bc609503a2f80c9c0d6296d343ca10f2
Фото: Евгений Константинов

Домики теплые, но занесенные снегом, причем местами даже внутри. В одном из них наши сопровождающие затопили печку, поставили греться воду и бульон с оленем. Ветер не прекращается, привязанная проволочкой гидравлика еще держится, поэтому решили ехать дальше, насколько хватит. До следующего ремонта. Потому что не ехать — смысла нет. Эх, найти бы возможность доставить в тундру рубиконовские шланги!

Но не долго. До Каменной горы, где в море спускаются скалы, впадают речки и начинается сложный рельеф. Вездеходчики обычно идут и дальше вдоль моря, но у нас прицепы, на пересеченку с ними не сунешься. Уходим левее, вглубь материка — искать объезд обрыва над речкой, состоящей из множества потоков. Где-то в них лед, какие-то сухие. Снова похоже на замерзшую каменистую Сахару…

http://img.autorambler.ru/images/journal/0d385c6ba5d2d6b67b7052fb5f55aea2
Фото: Евгений Константинов
Мы южнее полярного круга, почти на уровне моря, но вокруг пустынная каменистая тундра.

В Якутии на той же широте вовсю растут деревья, хотя там и холоднее, по крайне мере, зимой. Может быть, дело в том, что тут не бывает полноценного лета, в отличие от той же Якутии?

Мы идем без всякого намека на дорогу, просто по азимуту в поисках более пологого проезда через реки. Где-то проезжаем по льду через озера с вмороженными в них камнями. Местами — просто через камни, хаотично разбросанные на земле. Через несколько часов завершаем длинную дугу по берегу, огибаем все крутые спуски-подъемы и опять выходим на прибрежную косу. Только на этой уже не разгонишься: полно обломков льда, топляка и другого мусора, принесенного морем. Судя по местности, мы сейчас едем там, где вообще мало кто ездит и даже вездеходы — большая редкость. Делать им тут нечего. Опять же — это граница районов, которая всегда на замке. Ветер временами превращается в сильную пургу и тогда ничего кроме летящего снега в свете фар не видно. Периодически идем по приборам вслепую. Получается. Карта в компьютере привязана не идеально, но довольно точно.

http://img.autorambler.ru/images/journal/b11c671b336f08980cb6e282ef0fffec
Фото: Евгений Константинов

08-10.01.10 Птн-Вск
Ручей Катастрофный — Энмелен (–20-25, ясно, очень сильный ветер)
97 км

Первое впечатление, когда открыл глаза — море. Вода темного сине-серого цвета с белыми полосами поземки по верху волн и розовой полосой неба. Купаться не располагает совсем.

http://img.autorambler.ru/images/journal/6acd71c3f1191516d43620a6af858512
Фото: Евгений Константинов

Спуститься здесь и переехать устье ручья Катастрофного — без шансов даже для вездехода. Возможно, тут и был какой-то спуск, но он уже обвалился. Похоже, что так и есть, потому что одна ржавая нога геодезического триангуляционного знака висит в воздухе над обрывом. Развернулись и поехали назад вдоль ручья искать спуск.

Как выяснилось, Матиас слепо верит местным проводникам, даже когда те никогда в этом конкретном месте не были. А у вездеходчиков есть свои четкие маршруты, в которых они ориентируются, а вне их — все, терра инкогнита. Володя здесь в первый раз и поэтому то и дело бегает поглядеть на GPS ко мне. Мы с ним совещаемся, как лучше выбирать путь, стартуем… и через пять минут Матиас отправляет меня в вездеход спросить, где мы находимся, правильно ли едем и какая нас впереди ожидает дорога. Так и движемся, периодически коллективно сбиваясь с пути и попадая в глубокие переметы. Тогда начинаем дружно копать или лебедимся за ГТС. А вот вытягивать машину вездеходом, оказывается, нельзя — неспортивно.

http://img.autorambler.ru/images/journal/5a9f583fc4998d1a9d9592026692fd0c
Фото: Евгений Константинов

Переезжая одну из больших рек, попали в верховую метель. Фары упирались в стену снега, поэтому на противоположный берег опять выходили по GPS. Через всяческие протоки и острова. Хорошо, что карта здесь совпадает с местностью! Утром пурга стихла, открылось небо и мы увидели, наконец, великую реку Ергывеем, которую переезжали накануне по приборам. Оказалось, что мы выбрали единственный удачный путь — в обход всех полей торошения и крутых уступов на берегу. И место для выхода на берег оказалось лучшим — в пологом устье небольшого притока реки.

http://img.autorambler.ru/images/journal/d4626284909ab64d3104e42098d136f7
Фото: Евгений Константинов

У вездехода заканчивается солярка и отведенное время. Поэтому мы прощаемся с Володей и Лешей и отправляемся в свободное плаванье по волнам заснеженной тундры через невысокие хребты, держа курс на вездеходную дорогу, обозначенную на картах.

http://img.autorambler.ru/images/journal/d9c7ef514fbaed5735b40d4d8ae3b665
Фото: Евгений Константинов
http://img.autorambler.ru/images/journal/e10c445a2af003a02ce2fb188b63cbff
Фото: Евгений Константинов

Но снова вынуждены встать на ремонт. Опять гидроусилитель. Строго говоря, наша техника к полевому обслуживанию и ремонту не сильно приспособлена.

http://img.autorambler.ru/images/journal/6e55c3cf922f62c920527182d8bf9203
Фото: Евгений Константинов
http://img.autorambler.ru/images/journal/31ca7246ee35f46824484a18cb425b7f
Фото: Евгений Константинов
Чтобы открыть капот, нужно два человека, чтобы заправиться — минимум три. Любое действие отнимает кучу времени и почти всегда требует что-то откуда-то достать и что-то куда-то переложить, а затем свернуть и убрать. А влажный мороз с ветром замедляют все рабочие процессы.

Искомая дорога оказалась слабой колеей через замерзшее болото. Начал отрываться прицеп, потому что разбило кольцо на дышле, и оно становится все тоньше. Подвязали стропой. Снова потянулись болота и щебенистые равнины, дорога становилась все накатаннее, выдавая приближение к жилью. Вскоре через болота мы шли как по вспаханному полю вдоль: сплошные колеи на несколько сотен метров по обе стороны тянулись параллельными курсами. Тут на болотах пасутся тысячи зайцев, а приглядывают за ними пушистые песцы. Но вторые показываются на глаза редко. То и дело пересекаем реки, и каждый раз это целая история с замерами льда и выбором траектории между замерзших наледей. Реки и наледи тут мелкие, но все равно перестраховываемся. В каком-то смысле это лучше и быстрее, чем вытаскивать перегруженный Rubicon из полыньи. Что удивительно, дорога на карте совпадает с реальностью идеально. В моей штурманской практике это большая редкость. Можно просто идти по карте, не глядя в окно. Но за окном красиво.

Так и доехали до Энмелена. Там нас уже давно ждали и даже выехали встречать на маленьком Suzuki Samurai. Ночуем в школе. Школа новая, фирменная и автономная. Построена канадцами. Тепло, хорошо, душ, столовая и т.п. У наших машинок ажиотаж. Все интересуются — куда, откуда, что везем, не миссионеры ли? Собаки уперли из машины рыбу и попытались запрыгнуть на понтоны, чтобы достать оленя.

http://img.autorambler.ru/images/journal/7f2d2ae5bddd52515f882b2cc740ef60
Фото: Евгений Константинов

11-12.01.10 Пнд-Вт
Энмелен (–20, ясно, ветер слабеет)
Два дня большого ремонта

На ремонт нас пустили в теплый гараж при ДЭС. Там уже шел консилиум, как запрессовать наш шланг.

http://img.autorambler.ru/images/journal/11acc6844a66bb39113dfdf9fcb43876
Фото: Евгений Константинов

Решили, что лучше всего накрутить канадских проволочек. Потому что все равно ничего другого нет. К решению остальных выявленных при осмотре машин проблем подошли примерно так же. Тем более что ни станков, ни сверл, ни газосварки в селе нет. Есть только один кривой сверлильный станок без тисков, «болгарка» и электросварка.

http://img.autorambler.ru/images/journal/bf239e6bb02964aa5d494e0d48b19f41
Фото: Евгений Константинов

Энмеленские мастера оказались очень настойчивыми и упорными. Шланг срывало, а они раз за разом продолжали заново его прикручивать и испытывать. На четвертой попытке стало немного держать, и достигнутый успех был отмечен. Закусывали сушеным китом.

Матиас возвратился с улицы с кислым лицом и заявил, что «джип — г…но». Проволочки сломались. Уже начали думать, что лучше — доставить шланг с Аляски или вернуться на снегоходе в Эгвекинот за оставленными запчастями, но все же решили сперва попробовать приварить крайслеровские штуцеры к наконечникам ураловского гидрошланга. Главной сложностью были тонкие стенки трубок. А так как ни газа, ни паяльной горелки в Энмелене нет, а есть только толстые электроды, очень велик шанс прожечь штуцеры и окончательно обездвижить машины до гипотетического прилета новых шлангов. Штатный сварщик, Валера, по поводу результата выразился неопределенно, но взялся делать. Леша, сварщик-любитель из котельной, уже сваривший нам новые кольца для дышел и сделавший это отлично, сказал, что сможет, но только вечером. И Матиас опрометчиво выбрал первый вариант.

http://img.autorambler.ru/images/journal/a2d20e6029c85fc44f39fbbdab5216d5
Фото: Евгений Константинов

Я же, пользуясь хорошей погодой, выкроил час погулять с фотоаппаратом по поселку. В отличие от оленеводческого Конергино, Энмелен традиционно населяют морские зверобои. В советские времена тут пытались развивать оленеводство, но дело это с развалом Союза быстро загнулось. А морзверобои, как и прежде, живут охотой на морзверя. Добывают согласно квоте от двух до пяти китов в год, в основном серых, маленьких, изредка одного большого гренландского. За китами ходят на деревянных моторных вельботах и бьют их ручными гарпунами.

http://img.autorambler.ru/images/journal/5fb1cda4ae3c3e3f7c1d68308fb2b991
Фото: Евгений Константинов

А кроме того стреляют моржей, тюленей, нерп и другую ластоногую живность. Добытых зверей разделывают прямо на берегу, почти в центре села. Тут же рядом промышленный морозильник, где мясо весь год и хранится. Но кроме того моржатину еще заготавливают здесь на зиму традиционным чукотским способом — в земляных ямах с водой. Мясо там слегка подгнивает, но главным образом заквашивается. Говорят, вкусно и полезно, только воняет сильно. Называется это блюдо — копальхен. Попробовать даже не предлагали. Наверное, потому что мало самим себе заготовили…

Мясные ямы тут же недалеко, в склоне сопки, над разделочной площадкой. У некоторых семей они имеются и в огороде. В смысле, вместо огорода. Потому что все равно ничего не растет. А чтобы собаки и вороны драгоценный продукт не сожрали, ямы закрывают плотно листами железа и заваливают камнями. Ниже ям, возле площадки, стоит сетчатый загончик под крышей с обрезками и запчастями от моржей и тюленей. Хвосты, шкуры, ласты, кишки — все это лежит в виде смерзшихся рулетов. От них, когда надо, откалывают куски, чтобы кормить собак. Или класть как приманку в капканы. Дальше по косе за гаражами и вертолетной площадкой — большая помойка и охотничьи угодья одновременно. Во внутренней лагуне за косой и по берегу навален всякий металлолом, главным образом бочки из-под топлива. Туда же уволакивают скелеты китов после разделки. Я насчитал 15 в разной степени бэушности. Два — совсем новых, их еще не успели подчистую объесть собаки с воронами.

http://img.autorambler.ru/images/journal/dfef2953d3583bb3a7498944359e25b8
Фото: Евгений Константинов
http://img.autorambler.ru/images/journal/7561a12cb9a4ae447bdba6037e4e8d5d
Фото: Евгений Константинов

А по гребню косы ближе к морю через равные промежутки стоят бочки, доски и всякий другой хлам, образующий почти правильные квадраты в плане. Оказалось, что эта береговая оборона — просто укрытия для охотников на тюленей. По осени тут вдоль берега тюлени постоянно каждый год куда-то плывут стаями. А охотники сидят за бочками и ждут. И так из года в год.

http://img.autorambler.ru/images/journal/9d76d3d517b050663129916afa493ec8
Фото: Евгений Константинов
http://img.autorambler.ru/images/journal/4eeed53f65dd7a9d359646bb9f802dd7
Фото: Евгений Константинов

Пока я ходил, в гараже кипели страсти. Матиас пилил то, что наварил Валера. А тот стоял рядом с виноватым видом… Трубки были изрядно попорчены толстым электродом и нетвердой рукой. К счастью, Леша из котельной все-таки смог виртуозно исправить почти безнадежные детали.

http://img.autorambler.ru/images/journal/a252abf21532faa604953b84dda47133
Фото: Евгений Константинов
http://img.autorambler.ru/images/journal/1d7fbf2cea7f47a88ac76221e1e40b97
Фото: Евгений Константинов
Ни один немец не сможет проехать по нашей стране без помощи простого русского сварщика!

После чего заявил, что поедет завтра с нами на мотоцикле, чтобы удостовериться, что все в порядке, а заодно повидать друзей в Нунлигране. И мы с ним стали обсуждать Дакаровский мотозачет.

Вечером немцы захотели выпить пива, но — увы. В Энмелен в эту навигацию пива не завезли.

http://img.autorambler.ru/images/journal/2268e696dec9e597f9ff8c098bfb290a
Фото: Евгений Константинов

Текст и фото: Евгений КОНСТАНТИНОВ

Источник: all-road
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
8 комментариев
ПДД онлайн Билет 2, вопрос 8
Двигаясь по левой полосе, Вы намерены перестроиться на правую. На каком из рисунков показана ситуация, в которой Вы обязаны уступить дорогу?
На левом.
На правом.
На обоих.
Ответить