Дороги

Найдены виновные в пробках на дорогах

22 апреля 2009
≈ 8 минут
38 просмотров

Если вас не раздражают пробки, значит вы живете не в городе. Во всяком случае, не в большом городе и уж точно не в мегаполисе. Иначе бы вы знали, на что водители Москвы тратят ежемесячно два дня своей жизни на стояние в пробках или куда деваются 600 000 машин в столице в час пик. Заторы на дорогах - бич всех больших городов. В разных странах постоянно проводятся исследования, целью которых является выявление причин возникновения пробок на дорогах, а также способов их предотвращения.

Многие водители склонны думать, что виной образования заторов являются: большое количество автомобилей, многочисленные светофоры, непредназначенные для больших транспортных потоков дороги, машины с "мигалками", грузовики и неопытные водители.

Безусловно, это так, однако эксперименты, проводимые исследователями, показывают, что пробки могут возникать даже на довольно свободных трассах и при условии, что все водители соблюдают правила дорожного движения. Наверняка вы и сами не раз попадали в затор и думали, что его спровоцировала авария, а достигнув места ее предполагаемого происшествия, с удивлением отмечали, что никакого ДТП не было.

Причина таких пробок - так называемые волновые процессы, возникающие в транспортных потоках. Когда один из участников относительно плотного движения объезжает какое-то препятствие или перестраивается, он либо притормаживает сам либо заставляет притормозить автомобиль перед которым он перестраивается. Из-за чего вынуждены притормаживать и следующие за ним водители. При этом каждый последующий автомобилист должен тормозить сильнее, чем предыдущий.

Таким образом, даже если первый участник движения сбрасывает скорость всего на 10 км/ч, через несколько километров позади него движение останавливается. Выходит, всего одна машина может повлиять на поведение всего транспортного потока. Некоторые эксперты называют это "эффектом бабочки".

http://img.autorambler.ru/images/journal/bddd7fbf8e8cd604b889c72a73664852
Иллюстрация с сайта autonews.ru

Год назад исследователи из нескольких японских университетов проводили эксперимент, в ходе которого 22 автомобиля должны были ездить по кругу диаметром 230 м со скоростью 30 км/ч. Сначала все машины двигались с одной скоростью, однако из-за разницы реакций и темперамента водителей вскоре скорость движения автомобилей стала варьироваться от 20 км/ч до 40 км/ч, в результате чего возникла пробка.

В ходе этого эксперимента ученые пришли к выводу, что главная причина образования заторов - человеческий фактор. Они уверены, что если бы в опыте участвовали роботы, то скорость движения была бы равна 30 км/ч и пробки не возникло.

К подобному выводу пришли и исследователи Колумбийского университета, пытавшиеся объяснить каким образом Боготе с населением в 7 млн человек удается избежать "мертвых" пробок. Ученые выяснили, что колумбийские водители гораздо быстрее разгоняются и резче тормозят, чем например автомобилисты Нью-Йорка или Лондона.

То есть, эксперты Колумбийского университета также, как и их японские коллеги, списали все на темперамент водителей. Однако с ними можно поспорить. Ведь чем резче тормозит первый участник движения, тем быстрее приходится реагировать каждому последующему водителю, что чревато увеличением риска ДТП, а соответственно, возникновения затора.

Текст: Валентина Ананьева.

Источник: AutoNews.ru
Опрос
Стоит ли ввести конфискацию автомобиля за агрессивную езду?
Да
Нет
6 комментариев
ПДД онлайн Билет 4, вопрос 2
Эти знаки предупреждают Вас:
О наличии через 500 м опасных поворотов.
О том, что сразу за знаком начнется участок протяженностью 500 м с опасными поворотами.
О том, что на расстоянии 150-300 м за дорожным знаком начнется участок дороги протяженностью 500 м с опасными поворотами.
Ответить