Дороги

Москва погибнет в транспортном капкане

23 июля 2009
≈ 29 минут
80 просмотров

Двухнедельные общественные слушания по проекту актуализированного Генерального плана Москвы на период до 2025 года начинаются 23 июля, в четверг, в столице. Разработчики этого документа обещают не дать Москве погибнуть в транспортном капкане, разгрузить центр города, всерьез заняться старым жилищным фондом и прислушаться к мнению простых горожан. Однако многие эксперты, опрошенные РИА Новости, с большим скепсисом относятся к самому документу, считая его не до конца проработанным, и высказывают сомнения, что голос москвичей будет услышан властями.

Кольцевая Москва

Одним из первых своеобразных Генпланов Москвы, тогда еще по своей сути "большой деревни", стал разработанный по указу императрицы Анны Иоанновны "План императорского столичного города Москвы, сочиненный под смотрением архитектора Ивана Мичурина в 1739 году". В этом плане указывалось на необходимость обустройства улиц, которые в некоторых местах представляли собой практически болото, и упорядочивания строительства домов. В 1775 году Москва получила уже новую версию развития в рамках проекта "Прожектированный городу Москве план", утвержденного Екатериной II.

Уже тогда Москва формировалась как город-крепость, ограниченный по периметру валами, то есть по сути были заложены предпосылки к тому, что город впоследствии будет иметь кольцевую структуру. Позже, в 1812 году, Москва сильно пострадала от пожара, однако общие принципы планировки были сохранены.

После революции 1917 года Москва вернула себе статус политического и экономического центра, что спровоцировало резкий рост населения, а как следствие необходимость разработки новой планировки города. В 1935 году после проведения международного конкурса был утвержден проект группы под руководством Владимира Семенова и Сергея Чернышева.

Сталинский Генплан 1935 года подразумевал формирование города по радиально-центрическому типу: проспекты, берущие начало от транспортных колец, шли от центра к периферии. Кроме того, в городе прошла массовая "зачистка" от исторических зданий, на месте которых были построены новые улицы и дома. По словам координатора движения "Архнадзор" Константина Михайлова, фактически "этот генплан на 80 лет предопределил развитие Москвы и создал тот город, в котором мы сейчас живем".

Одним из лучших специалисты называют генплан 1971 года, в котором были отчетливо зафиксированы существующие и намечавшиеся проблемы города, а также предлагалось их решение.

"Генплан 1971 года при заявленном продолжении традиций 1935-го содержал важную новацию - разгрузку московского центра, создание восьми как бы "выносных" центровых комплексов в окраинных районах, где создавались новые центры притяжения - культурные, общественные и прочие комплексы", - указывает Михайлов.

Но, по его словам, если в 1970-е работа по векторам, обозначенным в Генплане еще велась, то в 1990-е она практически сошла на нет. Первый постсоветский генплан Москвы разрабатывался с начала 90-х и был принят в 1999 году (в 2005 году Генплан был закреплен в законе), однако в него были включены лишь небольшие корректировки. По мнению экспертов, эта версия Генплана, по которой Москва живет до сих пор, была максимально ориентирована на привлечение в город инвесторов.

Как сходятся во мнении эксперты, Москва, которая "закольцевала" сама себя и больше чем десятилетие развивалась хаотично да еще с учетом громадных денег, в начале нового тысячелетия была поставлена в тупик. Стало понятно, что по старому Генплану город развиваться дальше не может.

Столицу разделят на зоны

По словам депутата, председателя комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаила Москвина-Тарханова, актуализированный генплан Москвы до 2025 года построен по принципу максимального комфорта для жителей.

В частности, как поясняет Москвин-Тарханов, разработчики генплана разделили город на зоны развития и стабилизации. В зонах стабилизации будут проводить только капремонт и благоустройство территории, к примеру, в районе Строгино, а в зонах развития будет вестись реконструкция или снос, а также новое строительство (к примеру, в районе Мневники). Согласно документу, в центре будет проходить последовательная реконструкция жилой застройки, в том числе построенной до первого периода индустриального домостроения в объеме около 4,2 миллиона квадратных метров. Основное строительство нового жилья и другой инфраструктуры придется на земли, с которых выведут промпредприятия между третьим и четвертым транспортными кольцами. По плану до 2025 года всего в Москве будет построено не более 100 миллионов квадратных метров жилья.

Однако, как замечает член президиума экспертно-консультативного Совета при главном архитекторе Москвы Алексей Клименко, продумав зоны размещения нового жилья в условиях дефицита земельных ресурсов в городе, разработчики совсем забыли об одном очень важном моменте.

"В Генплане совсем не отражены данные медицинской статистики по Москве. Она у нас ведется, но в Генплане почему-то не учитывается, при том, что эта статистика показывает, где в принципе лучше не проживать, не то, что строить еще и новые дома. Это будет просто опасно для жизни и здоровья людей", - указывает он.

Власти столицы также собираются заняться старым жилищным фондом в целом по городу. Помимо пятиэтажек, в Генплане также значится реновация части территорий, которые занимают 9- и 12-этажные дома. В список жилья на снос в зависимости от района и состояния могут попасть панельные и блочные 9-этажные и 12-этажные серий 1605-АМ, II-49, II-57 в объеме около 5 миллионов квадратных метров.

При этом тенденцией до 2025 года станет возведение небоскребов в Москве (около сотни), которые сформируют высотный силуэт города "в зонах наилучших условий зрительного восприятия высотных акцентов".

Без пробок и с новым центром?

Без преувеличения можно сказать, что значительная часть Генплана посвящена транспортной составляющей развития города. К слову говоря, этот раздел вызывает наибольшие нарекания у экспертов-транспортников, которые предрекают городу по новому генплану транспортный коллапс.

По словам Москвина-Тарханова, для проектировщиков, которые актуализировали Генплан Москвы, встала проблема из-за того, что предшествующие советские генпланы столицы предполагали в три раза меньшее число автомобилей, чем реально получается в новой экономической ситуации, когда граждане даже с доходами ниже среднего могут позволить себе машину.

"Поэтому получилось, что приходится работать с тем, что уже есть. Главное решение - создать нормальную насыщенность транспортными развязками, магистралями, в том числе не только кольцевыми, но и выносными магистралями. В городе есть резервы для этого - железные дороги, над которыми можно построить пандусы: сверху будут двигаться автомобили, а внизу - поезд; земли, занятые ЛЭП, которые можно убрать под землю и также запроектировать хорды, дублеры и перехватывающие стоянки", - обобщил он.

Советник Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Стрельников, который выступал экспертом по транспортной составляющей в Генплане, отмечает, что на самом деле основная причина транспортной напряженности в Москве не в недостатке дорог, а в чрезмерной концентрации офисов и других объектов притяжения в центре. По его словам, возможность возникновения подобной проблемы была вскрыта еще в Генплане 1971 года, а сама ситуация стала усугубляться после начала бума автомобилизации.

"В настоящее время, согласно материалам Пенсионного фонда, где есть адреса места жительства и места работы людей, в центре (на 6,5% городских земель) сосредоточено почти 40% мест труда. Возможно, уже пора понять, что пришло время просто остановить строительство в центре, а может быть, и вообще провести санацию застройки со сменой функций зданий - вместо офисов, к примеру, гостиницы", - добавляет он. С ним соглашаются и другие эксперты. "Важно ведь понять, до каких пор все власти будут сидеть друг у друга на голове: тут и федеральная, и московская, и подмосковная власть, все в центре, нагрузка на который просто нереальная. А в Генплане, который почему-то называют актуализированным, проблема освобождения центра от административной нагрузки никак не решена", - утверждает Клименко. Кроме того, как подчеркивает Стрельников, слабая сторона Генплана Москвы в том, что развитие инфраструктуры столицы, в том числе и транспортной, никак не увязана с областью. "То, что за пределами Москвы живут люди, которые работают в столице, никак не учитывается. Из той же базы данных Пенсионного фонда следует, что более 1,25 миллиона подмосковных жителей ездят на работу в Москву каждый день, а с учетом семейного коэффициента, это может быть и 3 миллиона, а из Москвы в область - 250 тысяч. Это огромнейший поток. Москва и область должны, наконец, договориться между собой, а не ждать пока все это выльется в транспортный коллапс", - указывает он.

Однако Москвин-Тарханов подчеркивает, что власти продвигаются в решении этой проблемы - важным шагом по Генплану для разгрузки центра является строительство "Москва-Сити" и "Сити-2", а также местных центров в разных округах, где будут также располагаться офисы. Кроме того, как добавляет он, на помощь в решении этой проблемы до 2025 года должен прийти общественный транспорт, на развитие которого делается основной упор. По Генплану, в Москве будет развиваться скоростной трамвай, создаваться выделенные полосы для автобусов, а также формироваться второе кольцо метрополитена.

Послушают ли москвичей

Эксперты и участники общественных движений, опрошенные РИА Новости, высказывают некоторые сомнения по поводу эффективности общественных слушаний по актуализированному Генплану до 2025 года, которые начнутся 23 июля.

По словам Клименко, общественные слушания по Генплану - это, скорее, формальная процедура, потому что "население, возможно, не получит конкретных ответов на свои вопросы, так как там будут только карты, на которых предусмотрено лишь функциональное использование территорий".

Москвин-Тарханов добавляет, что вместе с актуализированным Генпланом на слушания будет выноситься и проект "Правил землепользования и застройки в городе Москве", в котором жители конкретного дома уже и смогут посмотреть, что собираются строить рядом с ними. При этом, по словам депутата, если москвичи не проявят активность во время общественных слушаний, то потом пенять им будет не на кого. "После обсуждения все документы по генплану повезут в правительство, в сентябре будет дополнительное обсуждение гражданами, а в октябре правительство уже рассмотрит результаты всего этого. В ноябре все отдадут в Мосгордуму, куда, кстати, уже придут новые депутаты. Те граждане, которые не успели посмотреть генплан летом, могут высказать пожелания своим депутатам. В режиме думской работы депутаты также смогут доработать этот закон", - рассказывает он.

А вот, если граждане все "проспали", и после первого января 2010 года рядом с их домом инвестор начал строить, к примеру, какую-нибудь высотку, то доказать, что они не хотят этих работ, уже будет сложнее, говорит Москвин-Тарханов. "Инвестор в данном случае будет прав, так как предполагается, что жители должны были увидеть проект во время общественных слушаний, проявить активность в обсуждениях. Сейчас главное не упустить, с 1 января все будет намного сложнее, хотя и безнадежно, конечно, не будет, так как есть возможности вносить поправки ", - указывает он.

Вот только, по словам Михайлова из "Архнадзора", весьма странно, что оставлять пожелания и замечания могут в управе только жители конкретного района. "Это ведь называется официально общественными слушаниями по генплану Москвы, а не 125 собраниями по 125 генпланам кусочков города. В наиболее ценных с исторической точки зрения центральных районах населения меньше, чем в окраинных, есть места, где жилых домов вообще раз-два и обчелся. Эти районы оказываются, таким образом, фактически выключенными из процедуры общественных обсуждений", - заключает он.

В любом случае, по его мнению, кардинально на проект Генплана общественность, к сожалению, повлиять не может, но повлиять "точечно" - шансы вполне есть. "Нужно использовать любой шанс повлиять на развитие нашего города, по крайней мере, узнать о планах властей и инвесторов. Мы разделим районы между нашими активистами, постараемся собрать максимум информации, обобщить и проанализировать ее с участием признанных экспертов в области архитектуры, градостроительства, охраны наследия, транспортных проблем, экологии", - обещает он.

Источник: РИА Новости
Опрос
Стоит ли ввести конфискацию автомобиля за агрессивную езду?
Да
Нет
7 комментариев
ПДД онлайн Билет 1, вопрос 11
Может ли водитель легкового автомобиля в населенном пункте выполнить опережение грузовых автомобилей по такой траектории?
Нет.
Да.
Ответить