Мужчины или женщины: кто водит хуже?

Согласитесь, многие связывают пол водителя с поведением на дороге. Мужчины восклицают что-то в духе про «обезьян с гранатой», женщины в ответ бросают пассажи про безумных лихачей. Что это – реальное положение вещей или всего лишь укоренившийся в обществе стереотип?

Чтобы разобраться в вопросе, можно, конечно, собрать гигантское количество разных точек зрения, даже аргументированных. И все равно не получить однозначного ответа. Поэтому мы решили довериться цифрам, которые не врут, и проанализировали данные об авариях по вине водителей-мужчин и женщин из разных источников.

В России подобную общую статистику практически никто не ведет. Только с января 2015 года ГИБДД обязали анализировать аварии по большему количеству параметров, в том числе по гендерному признаку. По данным из инспекции, за январь-сентябрь 2016 года в стране произошла 87031 авария по вине мужчин за рулем. И только 14398 инцидентов спровоцировали женщины. Но других деталей и более глубокого исследования нет, поэтому цифры, конечно, абсолютно не показательные. В целом по России мужской перевес на дорогах по-прежнему ярко выражен. И вполне логично, что ДТП с ними случаются больше.   

Страховые компании гаишную статистику подтверждают. Подавляющее большинство страхователей – мужчины. Поэтому любопытно изучить не количество, а характер аварий. Такие исследования обычно не делают. Только «АльфаСтрахование» приводила подробную аналитику на основе своих клиентов, оформивших полисы каско. По данным компании, женщины-водители попадают в ДТП на 28% чаще мужчин. Но стоит отметить, что большинство этих аварий легкие, с незначительными повреждениями и редко приводят к жертвам. Основная причина – несоблюдение правил перестроения и маневрирования. У мужчин же картина иная. Оказывается, они и вправду много лихачат. Чаще всего к авариям приводит превышение скорости. В таких случаях ДТП, как правило, заканчиваются плачевно. Отсюда и результат. Средние компенсации после аварий по вине мужчин на 10% выше, чем по вине женщин.

Это лишь данные одного страховщика, поэтому сложно назвать статистику показательной. По нашей просьбе ряд других компаний просчитал, как пол водителя влияет на аварийность. В «Согласии», которое также работает с телематикой, статистика получилась схожая. Что касается мелких ДТП, то в среднем ущерб примерно одинаковый. Но женщины в незначительные передряги – на парковках, при разъездах и т.д. – попадают чаще на 6%. Зато мужчины «портачат» по-крупному. Аварии, когда автомобиль не подлежит восстановлению, они устраивают на 25% больше.

Выходит, сложившееся мнение о том, что мужчины лихачат, а женщины непредсказуемо маневрируют, подкрепляется фактами. Однако в других компаниях подчеркивают, что пол не имеет особого влияния на аварийность и, соответственно, цену страховки. В группе «Ренессанс страхование» для Авторамблера проанализировали статистику по полисам каско за период с первого полугодия 2015 года по  первое полугодие 2016 года. «Стоимость полиса каско для молодой женщины (до 30 лет) дешевле примерно на 3%, чем для молодого мужчины. Однако мужчина старше 40 лет с опытом вождения получит скидку до 5% по сравнению с женщиной того же возраста и с тем же водительским стажем. Пол не является фактором, определяющим стоимость полиса, однако при пересечении с другими параметрами, такими как возраст, появляются различия в цене», - отметили в «Ренессансе».

В свою очередь, в компании «МАКС» подчеркнули, что по итогам 2015 года за страховым возмещением по каско обратились всего 2% женщин. Это объясняется лишь тем, что мужчины составляют основную часть клиентов.  «У большинства застрахованных автомобилей собственниками, а также лицами, допущенными к  управлению, являются именно мужчины  - 87%. При расчете стоимости страхового полиса по каско пол страхователя  мы не учитываем», - заметил начальник управления андеррайтинга по автострахованию компании «МАКС» Алексей Фомичёв.

За рубежом страховщики выдают цифры, похожие на российские. Так что пенять на национальные особенности не получится. Британская Diamond Car Insurance, проанализировавшая больше 400 000 аварий за пять лет, пришла к выводу, что мужчины в основном бьются на высоких скоростях. А вот женщины, напротив, страдают из-за невнимательности и отсутствия чувства габаритов. И неудивительно, что после «мужских» аварий страховщикам приходится платить компенсации на 15% выше. Поэтому в Великобритании мужчины до 40 лет выкладывают за страховку больше денег.

Та же картина – в США, где анализируют практически любой чих на федеральном уровне. По данным Страхового института дорожной безопасности (IIHS), c 1975 года на американских дорогах в среднем погибает в два раза больше мужчин. В 71% трагических случаев виноваты оказываются именно они. И хотя женщины тоже чаще притирают машины на парковках, страховка по понятным причинам для мужчин дороже.

Наконец, взгляните на сводки новостей о ДТП со звездами или другими известными людьми за последние годы. В авариях с серьезным ущербом чаще виноваты знаменитости мужского пола. Даже именитый гонщик Льюис Хэмилтон в прошлом году из-за своего лихачества разбил Pagani Zonda в Монако. А сколько спорткаров «угробил» знаменитый Мистер Бин? Наши «випы» не отстают – актеры Михаил Пореченков, Гоша Куценко, футболист Андрей Ещенко и многие другие разбивали дорогие мотоциклы и автомобили.  Так, что не восстановишь. Известные женщины же в основном фигурируют в новостях о мелких ДТП. Например, актриса Линдси Лохан и певица Алена Свиридова как раз начудили на парковках.

Разумеется, громкие примеры, ничего не доказывают, но тем не менее. Тенденция налицо – мужчины определенно водят опаснее, особенно это касается молодежи. По этой причине по всему миру для них дороже страховка. Зато женщины – от статистики никуда не денешься – хотя и ведут себя за рулем спокойнее, гораздо чаще ошибаются «по мелочи».

Алексей Дмитриев

 

 

 

 

 

Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
6 комментариев
ПДД онлайн Билет 28, вопрос 9
Разрешено ли водителю подъехать задним ходом к пассажиру на этом участке дороги?
Нет.
Да.
Ответить