Новости

Вынужденные каникулы отечественного автопрома

6 апреля 2009
≈ 14 минут
25 просмотров

Резкое падение спроса и ухудшение финансовых показателей заставляет автопроизводителей радикально сокращать производство. Вчера о возможности перейти на сокращенный режим работы в период с июня по октябрь заявили представители профсоюза завода Ford во Всеволожске, выпускающего самую продаваемую в России иномарку – Ford Focus. У их коллег, производящих менее популярные машины, ситуация еще хуже.

«В профком пришло извещение от администрации, – сообщил РИА Новости представитель профсоюзной организации завода Ford во Всеволожске, на котором занято около 2 тыс. работников. – В нем сообщалось о планируемом сокращении рабочей недели ввиду тяжелой финансовой ситуации. Сроки обозначены предположительно с июня по октябрь 2009 года».

На других предприятиях отрасли ситуация еще трагичнее. Автозаводы массово сокращают производство, увольняют рабочих, оставшихся переводят на сокращенный режим работы, отправляют на учебу и в вынужденные отпуска, продляют праздничные каникулы.

В частности, американский автоконцерн General Motors (GM), чей завод открылся под Санкт-Петербургом в ноябре 2008 года, с 30 марта по 13 апреля остановил конвейер, выпускающий модель Chevrolet Captiva. Двухнедельную остановку руководство завода объясняет сбоями в поставках комплектующих.

При этом начиная с конца декабря петербургское предприятие GM останавливалось уже дважды, а с середины февраля работает всего три дня в неделю.

О новых длительных праздниках – с 1 по 12 мая – объявил АвтоВАЗ, заводы которого и так не работали весь январь, а остальное время работали по сокращенному графику.

Из-за падения спроса на модели марки «Иж» и 40-процентного подорожания комплектующих для сборки моделей KIA под вопросом остается судьба автозавода ИжАвто. Более чем 40-процентного сокращения персонала ожидают на УАЗе, хотя эти цифры пока официально не подтверждаются. Компания Toyota остановила на неделю конвейер на своем заводе, расположенном в Санкт-Петербурге. Производство остановлено с 30 марта по 6 апреля, и на этот период сотрудникам завода сохранят две трети зарплаты.

В условиях всеобщего кризиса российские власти стараются поддержать автопроизводителей, выделяя на эти цели десятки миллиардов рублей, только достаются эти деньги не самым передовым предприятиям, а считающимся отсталыми старым советским брендам. В частности, АвтоВАЗу обещано выделить 25 млрд. рублей, к тому же поддержку получат и другие отечественные производители. В результате государство поддерживают нездоровую конкуренцию морально устаревших автомобилей с более успешными, но не получившими господдержки отечественными иномарками. В таких условиях кризис плохо оздоравливает автомобильную отрасль.

Независимые эксперты не склонны сгущать краски при рассмотрении ближайших перспектив отрасли, несмотря на алармистские заявления представителей власти.

Напомним, что 30 марта, на совещании по вопросам отрасли в Тольятти, глава Минпромторга Виктор Христенко заявил о том, что из-за финансового кризиса в этом году объемы продаж легковых автомобилей в России сократятся более чем в полтора раза. «Если в декабре на совещании в Набережных Челнах мы предполагали, что рынок легковых автомобилей, который в целом отражает состояние покупательной способности населения, упадет на 40%, то анализ динамики продаж автомобилей за январь–февраль 2009 года показал, что падение рынка может составить более глубокую величину – до 60%, – уточнил министр. – При этом мы считаем, что от дальнейшего падения рынок удержит только госзакупка».

«Прогнозы по снижению объемов давались разные – от 40% в начале года до 60%, о чем и сказал Христенко, – отмечает аналитик ИК «БрокерКредитСервис» Севастьян Козицын. – Но, по нашим данным, пока снижение продаж произошло на 38%, и, по моим предположениям, к концу года этот показатель составит 40–50%, не больше».

Аналогичную точку зрения разделяет и юрист Юридической группы «Яковлев и партнеры» Роберт Смирнов, который уверен, что прогноз Христенко чересчур пессимистичен. «Я думаю, что объем продаж снизится максимум до 50%, а скорее всего будет держаться на уровне 40%», – уточнил аналитик.

Впрочем, как считает эксперт департамента оценки компании «2К Аудит – Деловые консультации» Петр Клюев, кризис переживут далеко не все отечественные автопроизводители. «У ИжАвто уже начались проблемы, и завод объявил о полной остановке производства. Причиной стала девальвация рубля, в связи с чем увеличилась себестоимость сборки иномарок, производимых на заводе. В итоге завод начал работать в убыток, что и привело к остановке конвейера, – перечисляет аналитик. – Сложности могут возникнуть и у ТагАЗа, который также занимается сборкой иномарок. Продукция завода не попала в список, который получит поддержку правительства. В частности, государство готово взять на себя часть кредитных обязательств при покупке автомобилей, попавших в список. Также «льготные» авто получат скидку при транспортировке по железной дороге». По словам эксперта, ТагАЗ всеми этими преференциями воспользоваться не сможет, как и калининградский Автотор, продукция которого также не попала в заветный список.

Однако сравнивать совместные сборочные предприятия и отечественные автозаводы нельзя, считает Козицын. «Если СП – это сравнительно небольшие производства, то АвтоВАЗ – это целый город Тольятти, который работает на автозавод, – напоминает аналитик. – Важным успехом можно считать тот факт, что АвтоВАЗ успел заключить альянс с Renault еще до наступления кризиса, что снимает существенную часть проблем, особенно на фоне поддержки, которую недавно власти продекларировали на высшем уровне. Я думаю, что «Калина» – последняя марка АвтоВАЗа, после которой с конвейера будет сходить Renault и его производные. Этот шаг позволит снизить все расходы, и помощь государства будет как нельзя кстати. «Калина», как говорили многие участники рынка, обошлась в миллиард долларов за 15 лет, но с Renault такого не будет».

Источник: Независимая газета
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
4 комментария
ПДД онлайн Билет 28, вопрос 14
Намереваясь продолжить движение в прямом направлении, Вы должны:
Уступить дорогу грузовому автомобилю.
Проехать перекресток первым.
Ответить