Новости

Выделенные полосы загнали водителей в камеры

24 октября 2012
≈ 24 минуты
126 просмотров

Начался первый поток жалоб на систему видеофиксации нарушений, контролирующую недавно оборудованные в Москве выделенные полосы для общественного транспорта. Так, на одной из таких полос автомобилистов постоянно «ловит» камера, потому что водители просто не успевают перестроиться на соседнюю полосу. В департаменте транспорта подтвердили, что среди автомобилистов есть много недовольных. Эксперты говорят, что при создании выделенных полос в Москве до сих пор не решены некоторые проблемы, а существующие в этой области стандарты и нормативные акты устарели.

Обустройство выделенных полос для общественного транспорта, вызвавшее ряд нареканий со стороны автомобилистов, зачастую провоцирует обычных водителей на нарушение правил дорожного движения, обратили внимание в обществе «синих ведерок». На сайте сообщества автомобилист Карина Черняева рассказала, что выезжает с Нагорного бульвара на Севастопольский проспект едва ли не ежедневно. Неделю назад ей пришло постановление из ГИБДД, согласно которому 2 октября она нарушила правила езды по выделенным полосам и теперь должна заплатить штраф 3000 рублей. После получения письма Черняева, и ранее замечавшая, что далеко не все водители вовремя успевают перестроиться с выделенной полосы, решила понаблюдать за этим участком повнимательнее.

«Как же на самом деле обстоят дела? — пишет в ЖЖ сообщества «синих ведерок» Черняева. — Выезжая с Нагорного бульвара на Севастопольский проспект, вы попадаете на полосу для маршрутных транспортных средств, где начинаете в прямом смысле потеть, пытаясь перестроиться на вторую полосу. Прерывистая полоса составляет всего 30 метров, то есть на разгон места у вас всего ничего.

Соответственно, повернув, вы должны замереть на месте и ждать появления свободного пространства для манёвра».

По её словам, почти все водители на этом участке не успевают выехать на соседнюю полосу через разрешающую разметку и таким образом попадают под камеру видеофиксации, установленную в районе дома 29 на Севастопольском проспекте, которая фиксирует нарушение правил. Один из немногих гарантированных способов избежать наказания в данном случае — остановиться на участке с прерывистой линией и дожидаться, пока поток машин на соседней полосе позволит вклиниться в него.

«Но так поступают немногие. В основном люди спешат и стараются перестроиться на ходу, — рассказала Черняева. — Видно, что они не хотят нарушать правила и ехать по выделенной, но в итоге штрафуют их именно за это. На этом же участке, кстати, есть автобусная остановка. Однажды я видела, как водитель пытался притормозить и перестроиться, а сзади по выделенной спешила «скорая».

Чтобы пропустить ее, он был вынужден проехать чуть вперед и заехать в карман остановки, а выехать оттуда без нарушения уже невозможно».

Формально длина прерывистой разметки на этом участке соответствует нормам. Согласно ГОСТу Р 52289-2004, ее размер не должен превышать 40 метров, а в этом месте она составляет 30 метров. Сейчас Ирина пытается оспорить штраф в ГИБДД. «Когда я пришла туда, то из пяти человек трое там были за такое же нарушение в том же самом месте», — отметила она. Примечательно, что на приложенной к письму из ГИБДД фотографии не виден сам факт нарушения: машина Черняевой едет не по выделенной полосе и никак ее не задевает. «Я сейчас пытаюсь понять, где была сделана эта фотография. Дата стоит 2 октября 14.11, но еще в два часа я была в поликлинике с ребенком. В любом случае я буду обращаться в суд», — говорит она.

По подсчетам Черняевой, в среднем на данном участке фиксируется одно нарушение в минуту.

«Далее простая арифметика: возьмём 12 часов (720 минут) и умножим на штраф в 3000 рублей — итого 2 160 000 рублей в день. Неплохо, не правда ли?», — пишет она в своем блоге.

«Аналогичных жалоб к нам поступает очень много, — заявил координатор движения «синие ведерки» Петр Шкуматов. — К примеру, такая же ситуация сложилась на Крестовском путепроводе, где людям приходится либо буквально с места вклиниваться в летящий по проспекту Мира поток машин, либо получить штраф в 3000 рублей за безопасный поворот. Такие места есть и на других участках. Люди, конечно, могут стоять и ждать, когда их пропустят, но это получается тонкое издевательство над водителями».

Активист отмечает, что сейчас водителям в таких ситуациях, по сути. некуда жаловаться. «Нет ни одного публично доступного единого окна, куда бы автомобилисты могли сообщить о неточностях в дорожной разметке или функционировании камер видеофиксации, — отмечает он. — Единственный вариант сейчас — это подавать в суд, но при этом непонятно, на кого — на ГИБДД, на дорожников или на правительство Москвы».

В департаменте транспорта Москвы с оценкой Шкуматова не согласились. «Если говорить о камерах видеофиксации, то есть «горячая линия» в Центре организации дорожного движения (ЦОДД), можно обратиться туда, — заявила «Газете.Ru» пресс-секретарь департамента Жанна Терехова. — К нам тоже приходит очень много обращений, у одного отдела бывает до 800 писем в день от граждан, правда, сколько из них посвящены жалобам на обустройство выделенных полос, я сказать не берусь. Что касается случая Карины Черняевой, то она может написать официально обращение и оно будет обязательно рассмотрено. Есть «горячая линия» департамента, есть специальная форма на сайте, можно написать письмо».

По словам Тереховой, чиновники не только работают по обращениям, но стараются и сами по отзывам автомобилистов искать «проблемные» места на городских дорогах.

«Мы сейчас очень активно мониторим блогосферу и ищем информацию даже в транспортных блогах. Если, к примеру, человек пишет, что где-то не работает светофор или не хватает пешеходного перехода, то у нас было очень много случаев, когда потом все это решалось и исправлялось, — рассказала Терехова. — Глава департамента Максим Ликсутов очень щепетильно относится к таким вещам и часто держит на личном контроле».

В ЦОДД, которые эксплуатируют видеокамеры на выделенных полосах, прокомментировать ситуацию с проблемными участками не смогли. «Всей разметкой занимается ГИБДД, поэтому здесь вопрос даже не к нам и не к видеокамерам, а к ним. Мы, по сути, только технический оператор, а все, что связано с местом установки камер, решается в ГИБДД», — заявила пресс-секретарь ЦОДД Анастасия Калинина.

О не совсем удобном для автомобилистов устройстве выделенных полос говорят и эксперты. Занимающийся проблемами городского движения в Москве центр Probok.net подготовил исследование эффективности работы данных полос. Специалисты отметили немало проблем, связанных с их внедрением, и разработали свои рекомендации.

«Основная проблема в том, что строили их не всегда по уму, — заявил эксперт центра Александр Чекмарев. — Грубо говоря, взяли карту города, отметили основные магистрали и сказали: здесь у нас будут выделенные полосы. Далеко не всегда учитывалась реальная дорожная обстановка.

В 50—70% власти «угадали», но есть места, где ходит один автобус раз в полчаса, и ради него держать полосу, отнимая 30% дороги у остальных участников движения, не совсем правильно».

Также эксперт отметил, что сами полосы, как правило, недостаточно обустроены: при их введении не реконструированы магистрали, что повысило нагрузку на оставшиеся полосы движения, нет локальных уширений дороги, то есть лево- и правоповоротных карманов, которые бы позволили автомобилистам легче перестраиваться.

«Выделенную полосу нельзя использовать как одну большую полосу для разгона и торможения, иначе она просто потеряет свой смысл, — комментирует эксперт ситуацию с Кариной Черняевой. — Здесь, как и в других местах явно не хватает поворотного кармана, который позволил бы автомобилям замедляться не на самой выделенной полосе, а в нем. Такая же ситуация и с выездом на такую магистраль. Если бы был поворотный карман, то автомобилист смог бы быстрее разгоняться и вливаться в общий поток с более высокой скоростью — сделать это за 20—30 метров достаточно трудно. Тем более что начинающих водителей у нас много и стоять на выделенной полосе, пытаясь перестроиться, они могут долго».

Эксперт отмечает, что действующие нормы и правила не совсем адаптированы для общественных полос транспорта, которые появились в Москве не так давно. «Пока это новшество, и организационно-правовые вопросы с точки зрения СНИПов, ГОСТов и законодательства у нас еще не совсем проработаны.

Все эти нормы были созданы еще в основном во времена СССР, когда выделенных полос, по сути, не было, и сейчас в связи с этим постоянно возникают юридические и не только юридические казусы, когда с точки зрения закона все чисто и правильно, но на практике это применить очень сложно», — заявил Чекмарев.

Он привел в пример еще одну характерную проблему, когда парковка разрешена по краю проезжей части или на тротуаре на улицах с выделенной полосой. «У нас получается, что, даже если там висит знак парковки, ставить машину там, по сути, нельзя: штрафа в этом случае не избежать, ведь приходится пересекать сплошную линию разметки и заезжать на выделенную полосу», — сообщил он. В этой связи центр Probok.net уже подготовил ряд предложений по изменению действующих нормативных актов, разметки и дорожных знаков, которые бы позволили избежать подобных ситуаций. Эксперты в ближайшее время обещают направить свои предложения в департамент транспорта Москвы и другие заинтересованные организации.

«Большая скорость передвижения по выделенным полосам должна способствовать пересадке автомобилистов на общественный транспорт, — приходят к выводу авторы исследования. — Однако перехватывающие парковки не сделаны, удобные сквозные билеты на все виды транспорта также отсутствуют. Из всех необходимых мероприятий выполнено одно (самое простое) — нарисованы выделенные полосы. Увы, но это не привело к существенному улучшению работы всей системы наземного общественного транспорта в столице. Поэтому автомобилисты не пересели из своих машин на автобусы. Зато введение выделенных полос ухудшило и без того непростую дорожную ситуацию в Москве».

Текст: Анатолий Караваев

Источник: Газета.ru
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
2 комментария
ПДД онлайн Билет 4, вопрос 19
Что следует предпринять водителю для предотвращения опасных последствий заноса автомобиля при резком повороте рулевого колеса на скользкой дороге?
Быстро, но плавно повернуть рулевое колесо в сторону заноса, затем опережающим воздействием на рулевое колесо выровнять траекторию движения автомобиля.
Нажать на педаль тормоза.
Выключить сцепление.
Ответить