Новости

Все о подводных камнях в нововведениях к ОСАГО

2 марта 2009
≈ 11 минут
37 просмотров

С 1 марта в системе обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) начали действовать новые правила, которые, по замыслу законодателей, должны облегчить жизнь отечественным автолюбителям. Первое нововведение дает возможность пострадавшему от ДТП обращаться за выплатами не в страховую компанию виновника аварии, а в свою собственную. Но для этого по-прежнему нужен протокол «гаишника». Второе позволяет при определенных условиях оформлять происшествие без участия сотрудника ГИБДД, но тогда деньги нужно, как и сейчас, требовать у «чужой» компании. Впрочем, эксперты не советуют водителям без оглядки хвататься за новые возможности – поправки содержат столько подводных камней, что легче от них может стать не жизнь, а карман автолюбителя.

Суть нововведений в том, что одно фактически исключает другое. Первое новшество – система прямого возмещения убытков, которая дает потерпевшему право обратиться за деньгами в страховую компанию, с которой у него заключен договор ОСАГО, а не в страховую компанию виновника ДТП, как это было раньше. Преимуществом такого подхода, по мнению специалистов, станет более лояльное отношение страховых компаний к клиентам – все-таки «свои, а не чужие». В результате средняя выплата по ОСАГО для автовладельцев может подрасти.

Однако обращение в свою компанию возможно лишь при выполнении ряда условий: в аварии должны участвовать не более двух транспортных средств, вред нанесен только имуществу, никаких человеческих жертв. При этом непременно должен оформляться протокол, для чего нужно вызывать ГИБДД, а оба водителя должны иметь полисы ОСАГО. Последнее необходимо отметить особо. Дело в том, что вступившие в силу правила действуют только для тех, кто оформил «автогражданку» после 1 марта 2009 года. То есть в данный момент абсолютное большинство водителей новых прав не имеют и получат их только после того, как обновят свой страховой полис.

Вторая новинка – упрощенная процедура оформления ДТП (так называемый европротокол) – предполагает, что «гаишник» не нужен. Она также возможна только при выполнении всех вышеперечисленных условий, плюс к этому не должно быть разногласий по вопросу – кто виноват в аварии. Также обе стороны должны быть согласны с характером и перечнем повреждений автомобиля. Если все условия выполнены, можно не звонить в ГИБДД, а оформить ДТП самим и разъехаться. Однако здесь стоит учесть несколько важных обстоятельств – с упрощенным оформлением можно обратиться только в страховую компанию виновной стороны, а не в свою. Для «своей» все еще нужен протокол от ГИБДД. Кроме того, при упрощенной схеме страховая выплата потерпевшему не будет превышать 25 тыс. руб., поэтому если повреждения стоят дороже – лучше все оформить официально.

Вице-президент Движения автомобилистов России адвокат Леонид Ольшанский считает, что хорошие с виду поправки могут быть использованы против автовладельцев. «Теоретически лучше, чтобы эти правила были, но на первом этапе автолюбители окажутся в минусе, не зная всех минных полей, которые им наставили страховые компании, – заметил «НИ» эксперт. – Половина жалоб, получаемых нашей организацией, связаны с нежеланием компаний платить по страховке. Я ожидаю, что с введением новых правил количество таких случаев резко возрастет, и людям чаще придется обращаться в суды».

Сами страховщики уже предупреждают: у водителей могут возникнуть сложности с упрощенной схемой оформления ДТП – не все смогут сами правильно определить масштаб ущерба и, соответственно, размер страховой суммы. Если же автовладелец ошибся в оценке восстановительного ремонта машины и тот в реальности окажется дороже 25 тыс. руб., то все средства сверх этого лимита потерпевшему придется платить из своего кармана. «Страховщик при всем желании не сможет без справки ГИБДД с места ДТП заплатить клиенту сверх этой суммы. В противном случае он подпадает под санкции налоговиков», – пояснил президент Российского союза автостраховщиков Андрей Кигим.

Учитывая существующие проблемы, многие специалисты советуют не торопиться с использованием новых возможностей и продолжать по старинке вызывать милицию. «Я тоже советую вызывать сотрудника ГИБДД, – заявил Леонид Ольшанский. – Впрочем, каждый человек вправе выбирать – потерять время на лишнее ожидание иди деньги на ремонт». По словам эксперта, если дело дойдет до суда, упрощенная схема оформления ДТП может быть аргументом, но гораздо менее весомым, чем протокол, составленный сотрудником ГИБДД. «Представители страховых компаний могут заявить, что это просто сговор двух человек и никакого ДТП не было», – предупредил юрист.

Текст: Михаил Калмацкий.

Источник: Новые известия
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
2 комментария
ПДД онлайн Билет 30, вопрос 9
Разрешено ли водителю легкового автомобиля подъехать задним ходом к пассажиру, стоящему на тротуаре в тоннеле?
Да, если не будут созданы помехи другим участникам движения.
Нет.
Да.
Ответить