Новости

Власти не обеспокоены "Днем гнева" автомобилистов

19 октября 2009
≈ 13 минут
40 просмотров

Сегодня президиум правительства рассмотрит эффективность таможенно-тарифной политики, которая должна была поддержать конкурентоспособность российских предприятий в рамках антикризисной программы. Неприятных сюрпризов в докладе, с которым выступит глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, не ожидается. Правительство готово поставить себе оценку «удовлетворительно» за работу в этом направлении.

«Нам удалось не впасть в откровенный протекционизм. К злостным протекционистским мерам мы не прибегли», – заявил на закрытом брифинге журналистам высокопоставленный источник в правительстве. По словам источника, задача смещения акцентов таможенно-тарифной политики в сторону антикризисных мероприятий для защиты экономики была «достаточно эффективно реализована». С этой целью правительство осуществляло постоянный контроль рыночной доли импортных товаров на российских товарных рынках.

В общей сложности в январе–сентябре 2009 года было принято около 30 постановлений правительства, направленных на повышение ставок ввозных таможенных пошлин. При этом из 600 товарных позиций, по которым были изменены ставки ввозных пошлин в текущем году, на 350 позиций ставки были повышены. За счет этого стоимостный объем импорта, осуществленного за указанный период по новым ставкам ввозных таможенных пошлин, составил 7,4 млрд. долл. – 7,5% все российского импорта за три квартала года. Для сравнения: в январе–августе 2008 года доля данных товаров в общем объеме импорта составляла 9,2%, а стоимостный объем – 16,2 млрд. долл.

Среди отраслей экономики, в отношении которых были приняты меры таможенно-тарифной защиты в целях повышения конкурентоспособности, – автомобильная промышленность, сельхозмашиностроение, черная металлургия, станкостроение. В частности, в целях поддержки отечественных сельхозпроизводителей были повышены ввозные пошлины на рис, сыры, молочную продукцию, растительные масла и т.д. В то же время были обнулены пошлины на ввоз племенного молодняка, кур и яиц для инкубирования.

С меньшим энтузиазмом правительственные чиновники готовы оценивать эффективность мер таможенно-тарифного регулирования по защите автомобильного рынка страны. Как известно, с 12 января текущего года вступило в силу постановление правительства «О внесении изменений в Таможенный тариф в отношении некоторых моторных транспортных средств», согласно которому таможенные пошлины на легковые и грузовые иномарки были увеличены на 5% – с 25 до 30%. При этом возраст иномарок, попадающих в категорию подержанных, снизился с семи до пяти лет.

Это решение имело роковые последствия для тысяч россиян, проживающих прежде всего в Калининградской области и на Дальнем Востоке, которые выстроили свой бизнес именно на ввозе подержанных иномарок. Интересы и благосостояние этих людей были принесены в жертву спасению отечественного автопрома, прежде всего АвтоВАЗа. В структуре импорта автомобилей сегодня преобладают новые машины (96%), в то время как доля иномарок с пробегом снизилась с 18% за девять месяцев прошлого года до 3% за аналогичный период текущего года. Это подтверждается и данными аналитического агентства «Автостат». По мнению директора агентства Сергея Целикова, это является прямым следствием повышенных таможенных пошлин.

Помимо физического сокращения объемов импорта подержанных автомобилей произошло и резкое снижение доходов бюджета. Казна недосчиталась нескольких сотен миллионов рублей. «Многие антикризисные меры принимались осознанно, в ущерб федеральному бюджету. Мы на это шли сознательно. Есть вещи, которые необходимо делать», – пояснил «НГ» источник в Белом доме. Он согласен с тем, что все это не помогло Волжскому автозаводу, продукция которого так и не нашла спроса в Дальневосточном регионе. АвтоВАЗу системно, длительно мы не смогли помочь, но десять месяцев удерживали коллектив на плаву», – констатировал чиновник.

Заградительные пошлины на ввоз подержанных иномарок действовали в течение девяти месяцев – до 11 октября. Несмотря на очевидную неэффективность этой меры, решение уже пролонгировано. Премьер Владимир Путин 9 октября подписал новое постановление о продлении срока действия ставок ввозных таможенных пошлин в отношении некоторых моторных транспортных средств.

Известие об этом вновь грозит обострением социальной напряженности. На 24 октября, в День работников автомобильного транспорта, в Приморье и ряде других регионов запланирована всероссийская акция протеста в защиту прав автомобилистов. Одно из главных требований к руководству страны – пересмотреть решение о повышении ввозных таможенных пошлин на подержанные иномарки.

Предстоящий «день гнева» автомобилистов не очень заботит власти. В Минэкономразвития искренне убеждены в том, что «принятые в экстренном и оперативном режиме антикризисные меры по защите внутреннего рынка в целом дали положительные результаты». Единственно, с чем готовы согласиться чиновники, так это с тем, что выходом экономики на траекторию посткризисного развития потребуется переосмыслить подходы в части рациональной защиты внутренних рынков.

Текст: Игорь Наумов.

Источник: Независимая газета
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
4 комментария
ПДД онлайн Билет 35, вопрос 17
При остановке и стоянке на неосвещенных участках дорог в темное время суток Вы должны:
Включить габаритные огни.
Включить фары ближнего света.
Выставить знак аварийной остановки.
Ответить