Новости

Вездеход Странник

11 мая 2010
≈ 17 минут
213 просмотров

Два колеса, между ними ролик. Странная штуковина, не правда ли? Потому и Странник...А еще потому, что на нем можно странствовать. Везде.

Болота, горы, реки-озера, густой трехметровый кустарник, кочкарник, да такой, что черт ногу сломит, торфяные болота с окнами, снег вперемежку с водой, сугробы, в которых тонут трудяги-Бураны... В +40 и в -40.

http://img.autorambler.ru/images/journal/db27a1bf7401b7641f0c906690353341
Автобан для Странника

Вы скажете, что такое уже есть - гусеничный вездеход называется. По проходимости - пожалуй, хотя в соревновании "кто не застрянет" мы бы поставили на Странника.

"Вездеход"... и тут же всплывают ассоциации: промасленные робы, любимая кувалда, слетевшая гусянка, пальцы, траки, болото, бревно (ставшее родным), месяц подготовки к выезду, два - ремонта после, механик, гараж (желательно с тельфером)... Знакомо?

Для тех, кому не знакомо, предлагаем прочитать статью "Техникопрозаический дневник". Там все предельно честно. Только не делайте поспешных выводов. Вездеходы ТТМ - современные машины и вполне заслуженно пользуются очень хорошей репутацией. Просто такова цена за передвижение по полному бездорожью на гусеничном движителе, в предельно жестких условиях.

А что, если без этого? Что, если как на легковушке - приспичило за пару-тройку сотен км (туда, где Макар телят не пас) - сел, да и поехал. А вернулся - захлопнул дверь и гордо пошел домой. До следующего выезда.

Так вот, если вам удалось представить себе вездеход, который требует обслуживания на уровне обычной нивы, уазика - поздравляем. Вы только что придумали Странник.

http://img.autorambler.ru/images/journal/626d96e5b93fbf4ccd3f3667cf2eee27

Ладно, оставим лирику, давайте ближе к железкам.

Итак, про ролик и колеса. Тут все просто. Ролик сидит на оси, ось выходит из обычного заднего моста, ролик крутится, передает момент на колесо (этакая внешняя шестеренка), машина едет. Обратите внимание на высоту (от земли) осей колес и оси ролика, что, выигрываем? Правильно, клиренс. Прибавка больше 20 см к уровню оси колес.

Дальше, что мы по весне в легковушках перебираем? Правильно, подвеску. Самый короткоживущий элемент конструкции, а убери ее, короткоживущим станет все остальное. Вплоть до водителя.

Ширина колеса 55 см. Оценили полуметровый ход амортизаторов подвески? Только не угадали. Нету там амортизаторов. Точнее так, амортизированная подвеска как функция - есть, а как капризный короткоживущий элемент - нет. А есть - балансиры, на которых закреплены оси колес. Вся конструкция образует треугольник с основанием-балансиром, на котором закреплены колеса. Балансир вращается вокруг вершины в центре которой ролик.

http://img.autorambler.ru/images/journal/2a971324b062f1876532e5ef881da96e
Метровое препятствие, но все 8 колес в контакте с дорогой.

В результате Странник не подскакивает на кочках (заметьте, насколько поднялось колесо, при неизменном положении центра тяжести машины), а старательно огибает их. Как хорошая гусеница (не железная, а из которой бабочки).

У Странника - два моста (оба ведущие, разумеется) и 8 ведущих колес. Теперь, внимание! Оба моста - задние. Угробить задний мост - это нужно очень постараться. В нашем случае - вдвойне, т.к. запредельные, ударные нагрузки - ставятся проскальзыванием ролика и сам мост разгружен по отношению к штатным нагрузкам втрое.

Что еще осталось? Ну конечно, а рулить-то как, если оба моста задние? А рулить с помощью ломающейся рамы.

Проходимость

Откуда высокая проходимость на довольно скромных (диаметр всего 86 см) колесах? Пожалуй стоит перечислить:

Восемь ведущих колес

Все колеса, всегда в контакте с грунтом. Кабина свободно вращается в продольной оси относительно кузова. Машину крайнее сложно вывесить.

http://img.autorambler.ru/images/journal/d85b2f488ecc6e42d6d24bf778cba16c
http://img.autorambler.ru/images/journal/beabb5989ce332a9653d8fcc1a01cc49

Балансирная подвеска, позволяющая огибать неровности, приспосабливаясь к практически любому рельефу. Тут еще следует отметить немаловажный факт. В отличии от традиционной подвески - давление на колеса распределяется равномерно. Аппарат с тремя мостами, на таком рельефе практически повисает на средней оси.

Большой клиренс, за счет того, что оси мостов на 20 см выше осей колес.

Надежность

Попробуем перечислить факторы, являющиеся залогом надежности вездехода:

Механизм ломающейся рамы, позволяющий избавиться от целого ряда проблем и поломок, связанных со сложным рулевым механизмом на больших колесах.

Подвеска с полуметровым ходом, легко глотающая тридцатисантиметровые препятствия и состоящая из одного подшипника.

Работающие в облегченном режиме (за счет тройной редукции ролик-колеса) - коробка от Нивы и два задних моста.

Диаметр ролика, почти втрое меньше диаметра нивовских колес (на работу с которыми мост рассчитан). Вес - ниже в четверо. Соответственно, момент инерции ролика в 16 раз ниже момента инерции штатного колеса, что приводит к практической невозможности возникновения запредельных ударных нагрузок. Вместо разрушения шестерен моста и подшипников крестовины - будет проворот ролика.

Плавучесть

Каждое колесо - 250 кг выталкивающей силы. Умножаем на 8 - две тонны, плавучесть только колес. На практике, при переправах дно лодки чуть касается поверхности воды.

http://img.autorambler.ru/images/journal/ec02d5e41af4f323977e1830cc785e01
http://img.autorambler.ru/images/journal/acf540512e3feebd028e19f08c3c08cc

Обитаемость

Кабина. Функционально, просторно, без особых изысков. Пол, слева от сиденья - вровень с подножкой. Удобно облокачиваться, если нужно посмотреть под колеса. Правая боковая форточка открывается вверх.
Приборная панель: спидометр, тахометр, амперметр, запас топлива, температура двигателя. Переключатели: свет, управление печкой, давлением в колесах. Под сиденьем небольшой "бардачок".

Задний салон. Компоновка - купе поезда (основная компоновка Странника). Две полки, в углу печка (два режима обогрева), На полу резина, под ней крышка закрывающая нижний багажник.

Просторный отапливаемый салон, люк. Четыре крупных мужика - едут свободно, шесть плотно. Если планируется ночлег, то для троих - дом, где остановился.

Эксплуатационные расходы

Простой, понятный жигулевский двигатель - ремонт в любой мастерской. Затраты на силовой установки достаточно очевидны, не отличаются от обычной "копейки". Часовой расход топлива - тоже понятен. Из производимых на заводе узлов и деталей - элементы сцепного устройства, балансиры с осями колес, колеса с дисками, ролик.

Самое главное...

Все вышеизложенное относится к модели Странник-06. Сегодня модель снята с производства, выпускается Странник-08, для которого в настоящее время готовится сайт завода.

http://img.autorambler.ru/images/journal/626ffe04a41b4dfa2676ebfc687fb809
http://img.autorambler.ru/images/journal/3fc3a54133b679f7a592146e59a1d689

Источник: stran06.narod.ru
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
3 комментария
ПДД онлайн Билет 23, вопрос 12
Разрешено ли Вам поставить автомобиль на стоянку в указанном месте?
Разрешено.
Запрещено.
Разрешено, если при этом не будут созданы помехи для движения маршрутных транспортных средств.
Ответить