Новости

В Якутии 240 млн потратили на проект моста, который не будет построен

26 марта 2015
≈ 13 минут
73 просмотра

В Якутии около 240 миллионов рублей израсходовано на проектирование совмещенного автомобильно-железнодорожного моста через реку Лена. Между тем платить за строительство объекта в таком виде никто не собирается.

О дорогостоящем казусе стало известно, когда Счетная палата Якутии отчиталась в парламенте региона о результатах проверки Республиканской инвестиционной компании (ОАО «РИК»). Согласно представленному документу на разработку проектной документации компания направила 238,1 миллиона рублей. Запланированные работы профинансированы на 100 процентов. И хотя о реализации проекта речи не идет, ни аудиторы, ни депутаты не предъявили инвестору (и при всем желании не смогли бы предъявить) претензии за вложенные в пустоту миллионы.

Росавтодор показал место строительства Керченского моста.

В 2007 году у Якутии появились большие деньги. Росимущество и правительство региона после долгих споров заключили мировое соглашение, согласно которому республика получила 37,5 миллиарда рублей от продажи активов крупных угледобывающих предприятий, расположенных на ее территории. По условиям средства предназначались на строительство транспортной и промышленной инфраструктуры, а также социальных объектов. Для управления этой инвестиционной кубышкой власти региона создали ОАО «РИК».

Примерно в то же время руководство республики стало активно продвигать идею строительства совмещенного моста через Лену неподалеку от Якутска. И добилось своего. Минфин РФ включил проектирование объекта (только проектирование, поскольку строить предполагалось за счет федерального бюджета) в основные статьи расходования средств, полученных от продажи угольных активов.

Первоначально конструкция оценивалась всего в 15-16 миллиардов рублей. Но как только о проекте заговорили официально, его стоимость стала расти в арифметической прогрессии, причем с невероятной быстротой. При оценочной стоимости 50 миллиардов его включили в федеральную программу на 2010-2015 годы. Однако к 2013-му цена вопроса поднялась до 80 миллиардов рублей. В итоге федеральные власти приняли решение строить мост только для автомобильного транспорта. В прошлом году даже без рельсового пути его оценили почти в 64 миллиарда. Сейчас денег нет и на усеченный вариант, поэтому реализация проекта отложена на неопределенное время.

Видео: самая страшная дорога в мире.

Совмещенный мост продолжали проектировать даже когда стало ясно: денег нет и на автомобильный
А пока эксперты и власти искали более дешевый путь (вплоть до тоннеля под Леной), спорили и согласовывали, проектировщики продолжали отрабатывать заказ республики — создавали на бумаге автомобильно-железнодорожный мост. К этому их обязывал договор, который поистине оказался дороже денег.

— Изначально договор был подписан на проектирование именно совмещенного моста, — отмечает руководитель РИК Петр Алексеев. — Сегодня работы завершены. Проектная документация находится в службе единого государственного заказчика Федерального агентства железнодорожного транспорта.

По сути, проектную документацию стоимостью 238 миллионов рублей отправили в корзину. Ей предстоит пылиться в недрах ведомства, которое никакого отношения к мосту через Лену уже не имеет. Если объект когда-нибудь построят, то по другому проекту и по линии Росавтодора.

Надо отметить, в Якутии это не первый крупный объект, от строительства которого отказались после того, как на его проектирование были потрачены гигантские деньги. В начале 2000-х местные власти разработали генеральную схему развития производительных сил в регионе. На юге республики ключевым объектом считалась Канкунская ГЭС, энергией которой предполагалось питать новые производства, а излишки продавать на экспорт.

В 2008 году мегапроект утвердили на самом высоком уровне. Из Инвестиционного фонда РФ на проектирование гидростанции было выделено более трех миллиардов рублей. Еще 860 миллионов на это затратила компания «РусГидро». Однако в ходе исследований стало ясно, что и без новой ГЭС в регионе переизбыток энергии, а потому окупаемость станции не гарантирована.

Весной 2012-го проектно-изыскательские работы были завершены, и готовый проект сразу положили под сукно. В руководстве энергокомпании отметили, что строить потенциально убыточную станцию на свои средства не намерены — работы возможны только на условии прямого государственного финансирования. Между тем государство платить непосредственно за возведение ГЭС даже не планировало.

Разбираться с этими баснословными пустыми тратами никто не собирается. Виноватыми считаются обстоятельства.

Scriptio: Владимир Таюрский

Источник: Российская Газета
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
8 комментариев
ПДД онлайн Билет 37, вопрос 3
Разрешен ли Вам разворот в указанном месте?
Не разрешен.
Разрешен.
Ответить