Новости

Узкое горло городских магистралей должны устранить интеллектуальные транспортные системы

13 октября 2010
≈ 16 минут
38 просмотров

С момента принятия программы обеспечения безопасности дорожного движения удалось сохранить более 11 тысяч жизней. И это не смотря на колоссальный прирост автотранспорта, на безобразные дороги и не менее страшную организацию дорожного движения, сообщает "Российская Газета".

Уже это достойный результат, который был оценен на международном уровне. Однако дороги, их пропускная способность, отсутствие парковок и пешеходных переходов, нехватка предупреждающей информации - это наши реалии. И хочется все это изменить, но как - непонятно. Своими рецептами делится руководитель Дирекции Федеральной целевой программы "Повышения безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 г." Борис Циклис.

Российская газета: Борис Евгеньевич, интеллектуальные транспортные системы - что это такое и как они могут повлиять на то, что творится у нас на дорогах?

Борис Циклис: Давайте начнем с оценки сегодняшней ситуации. Перегруженная улично-дорожная сеть, все увеличивающиеся затраты времени на поездки массовым пассажирским транспортом при низком уровне комфорта, отсутствие необходимого количества машиномест для хранения и парковки - все эти факторы не позволяют сформировать в городах систему качественного транспортного обслуживания населения.

По имеющимся оценкам, убытки от транспортных заторов составляют 7-9 процентов от ВВП. Снижение скоростей движения ведет к увеличению себестоимости перевозок на 20-30 процентов, росту транспортной составляющей в конечной стоимости продукции и услуг, которая в конечной цене российской продукции достигает 15-20 процентов. Кстати, в США и Европе этот показатель не превышает 7-10 процентов.

РГ: Такой экономический эффект дают пробки?

Циклис: Конечно. При небольшом росте общей протяженности улично-дорожной сети и ее пропускной способности численность парка транспортных средств за последние 15 лет в Москве возросла в четыре раза. В результате удельный показатель протяженности улично-дорожной сети на 1000 автомобилей уменьшился в 3,5 раза. Если в 2000 году в среднем по городу были перегружены транспортными потоками чуть более 40 процентов магистралей, то в настоящее время их 74 процентов.

Затраты населения на передвижения по городу составляют в среднем 65 минут при рекомендованных 45-55. Интервалы движения наземного общественного пассажирского транспорта в часы "пик" из-за заторов превышают 15 мин на 65 процентах маршрутов.

РГ: О пробках и ущербе ими наносимыми говорится давно. Но никто не предлагает конкретных решений. Есть ли они?

Циклис: Сегодня необходимо внедрять интеллектуальные транспортные системы (ИТС). Именно на их базе можно реализовать накопленный зарубежными странами опыт и самые передовые технологии. Это позволит как минимум на десятилетие - купировать основные процессы транспортного кризиса и обеспечить нормальные условия жизни населения страны. Ведь цель создания ИТС - снижение транспортных потерь и транспортных издержек в сфере экономики, бизнеса и услуг, интенсификация экономических и социальных процессов, повышение безопасности дорожного движения, улучшение экологической обстановки.

РГ: Так что же это за зверь такой "Интеллектуальные транспортные системы"? Камеры на каждом столбе? Светофоры, самостоятельно реагирующие на плотность потока?

Циклис: И это тоже. Ключевые компоненты ИТС во всем мире одинаковы. Отличаются лишь механизмы реализации в зависимости от конкретных условий. В некоторых городах даже есть единые расписания и графики движения. Большое распространение получают специальные центры управления дорожным движением. Эдакие крупные межведомственные диспетчерские, которые в штатном режиме обмениваются информацией с различными службами и обеспечивают выполнение контрольно-надзорных функций за перевозками. Наращивание элементов ИТС идет, как правило, постепенно, с учетом требований условий дорожного движения и реальных экономических возможностей. Мы полагаем, что оптимальной является стратегия внедрения ИТС, основанная на поэтапном наращивании функциональных возможностей и зоны действия существующих систем. Видеонаблюдение, мониторинг и фотовидеофиксация нарушений правил - наиболее капиталоемкая составляющая любой Интеллектуальной транспортной системы.

РГ: Возможно ли транспортные проблемы решить только за счет электронного контроля? Может, правильнее строить дороги и развязки?

Циклис: Строительство новых и реконструкция существующих объектов дорожной инфраструктуры - наиболее очевидный и кардинальный способ решения проблемы перегруженности улично-дорожной сети любого города. Конечно, для уменьшения количества транспортных заторов объективно необходимы реконструкция наиболее загруженных участков автомагистралей, строительство обходов наиболее насыщенных городских зон в целях отвода из них транзитных потоков.

В то же время очевидно, что строительные решения обладают высокой капиталоемкостью и требуют значительных затрат времени. При этом надо учитывать, что при постоянном росте количества транспортных средств даже эти меры не позволяют полностью сократить разницу между пропускной способностью и уровнем спроса на автомобильные перевозки. Ввод какой-либо одной новой магистрали часто не дает желаемого эффекта, так как происходит резкий рост осуществляемых по ней перевозок, вызванный отложенным спросом. Конкретный пример - Третье транспортное кольцо в Москве.

РГ: Там много огрехов именно проектировочного характера. Плохо организованные съезды-выезды, развороты... Плюс к этому выезды на забитые транспортом магистрали.

Циклис: Да, эффективное управление должно обеспечивать загрузку транспортной сети на грани ее пропускной способности. Ее превышение всего на 20-30 процентов снижает реальную пропускную способность в 2-3 раза, вплоть до полной остановки транспортного потока.

РГ: Не последнюю роль в создании заторов играет и строительство. Парковок не хватает ни торговым комплексам, ни жилым домам.

Циклис: Конечно же, требуется исключить существующую практику необоснованного принятия частных решений по архитектуре. Внести соответствующие поправки в градостроительный кодекс.

Кстати

На всех автомобилях, используемых концерном "Шелл" и его совместными предприятиями, обязательно должны быть установлены бортовые системы мониторинга. В частности, на объектах компании "Салым Петролеум Девелопмент" действует специальная система контроля скорости машин. Группа мониторинга существует и в "Сахалин Энерджи" (один из акционеров - концерн "Шелл"): скорость передвижения машин компании постоянно фиксируется, а к нарушителям применяются дисциплинарные взыскания.

Владимир Баршев

http://img.autorambler.ru/images/journal/f97ccccf99b338b93eabc2b2370d3c27
Источник: Российская Газета
Опрос
Нужно ли ввести штраф в размере 300 тысяч рублей для тех, кто не пропускает скорую помощь?
Да
Нет
51 комментарий
ПДД онлайн Билет 8, вопрос 18
При возникновении какой неисправности Вам запрещено дальнейшее движение даже до места ремонта или стоянки?
Неисправна рабочая тормозная система.
Неисправна система выпуска отработавших газов.
Не работает стеклоомыватель.
Ответить