Новости

Увидеть заправку и умереть

20 мая 2008
≈ 17 минут
36 просмотров

Как и предсказывал "ЭВ", в мае цены на автотопливо вслед за ценами на нефть вырвались на волю. По мнению экспертов, если не отменить запланированный на сентябрь переход на стандарт Евро-3, к концу года из-за неготовности большинства НПЗ к модернизации бензин подорожает минимум на 20%. Авиатопливо подорожает еще больше - порядка 30%.

Нынешняя ситуация устраивает государство, которое получает с каждого литра проданного топлива до 60% от его стоимости. И вряд ли ситуация изменится до тех пор, пока чиновники, принимающие решения, не перестанут сами передвигаться за казенный счет. Ну действительно, что начальнику какого-нибудь департамента или замминистра с того, что литр бензина с начала года вырос в цене к 12 мая почти на 9% (8,9%)? А дизельное топливо подорожало на тот же период уже практически на 12%, и скоро, если темпы роста сохранятся, если не АИ-95, то Аи-93 по цене догонит точно. Им как подавали персоналку утром для выезда на работу, заправленную за государственный счет, так и подают. А за голову пусть хватаются остальные.

Настораживает тот факт, что если в прошлом году топливо дорожало темпами меньшими, чем фиксировалась инфляция, то в нынешнем картина прямо противоположная. Стоимость бензина заложена в цену каждого товара, который надо произвести, а потом доставить до места продажи, а значит, и остальные цены, в том числе и на продовольствие, будут расти более быстро.

"ЭВ" неоднократно писал, что в нефтяной отрасли надо менять налогообложение, хотя бы в той части, которая касается НДПИ для нефти, идущей для переработки на внутренний рынок, для отечественных автомобилистов и транспортников. И буквально на днях новый премьер-министр пообещал нефтяникам налоговые послабления. Вот только они вступят в силу не ранее чем в 2009 году. Налоги на переправе, знаете ли, не меняют. Мы бы и согласны потерпеть, если бы власть не предпринимала других шагов, которые усугубят ситуацию настолько, что ближе к зиме впору будет приехать на заправку, достать пистолет и... попытаться из него застрелиться. Причиной тому - утвержденный правительством технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", который вступит в силу с 5 сентября 2008 года. С этого дня мы переходим на стандарт Евро-3. А с 2010 года - на Евро-4. Чисто технический документ, унифицирующий требования к нашему топливу с европейскими критериями, в конечном счете может привести к тому, что бензин подорожает к концу года еще на 20-25% (от нынешнего уровня). Ну а общий рост цен в стране тогда вряд ли уложится даже в 14-15%.

По мнению председателя подкомитета по моторному топливу комитета ТПП России по энергостратегии и развитию ТЭК Евгения Островского, причина грядущей катастрофы в том, что наша нефтеперерабатывающая промышленность в массе своей не готова к новым стандартам. Оборудование и наладка, например, только на одном НПЗ установки гидроочистки потребуют десятков миллионов долларов и трех лет работ. По всей стране на данный момент существует меньше десяти НПЗ, которые безболезненно смогут перейти на новые стандарты. О масштабности необходимых финансовых вливаний говорит и тот факт, что переоборудование к грядущему переходу, проведенное только одной крупной российской компанией, потянуло на $500 млн.

К тому же, по мнению Островского, в России до предела монополизирован рынок сбыта нефтепродуктов. Он считает процесс ценообразования на нем "волюнтаристским" и уверен, что никто не помешает компаниям установить цену на бензин, например, не в $1 за литр, а в три уже к концу 2008 года. Понятно, что это преувеличение. Глава компании ЛУКОЙЛ Вагит Алекперов неделю назад, по сообщениям Интерфакса, сказал, что цену в доллар за литр он считает адекватной для российского рынка. И впрямь цена на бензин у нас такая же, как в США. В отличие от тех же зарплат, которые в России гораздо меньше, чем в США.

Так что литр бензина по цене около 30 рублей к новогодним праздникам - это самый скромный, мини мальный подарок, который россияне получат от правительства к Новому году. А наложение нового регламента на растущую цену на нефть, которая уже начала подбираться к $130 за баррель, может дать синергетический, куммулятивный эффект. И никто не рискнет сейчас предсказывать или гадать, насколько тогда подорожает заправка бака.

- Несмотря на то, что некоторые НПЗ в рамках подготовки к переходу на стандарт Евро-3 провели или проводят модернизацию, в целом отрасль пока не готова полностью удовлетворить спрос, - говорит Михаил Фролов, аналитик нефтегазового рынка. - Поэтому в связи с возникновением дефицита предполагается рост цен на бензин до конца года в среднем на 20%. Спрос подогревается еще и тем, что количество продаваемых у нас иномарок существенно увеличилось. В сегменте авиатоплива цены могут подрасти еще больше - порядка 30%. Ситуация усугубляется существенным подорожанием "черного золота" на мировых рынках. А цены на авиатопливо растут в среднем на 10% в месяц. Поэтому, к сожалению, ждать прекращения этой тенденции не приходится. И если в ближайшее время не будут разработаны и профинансированы в должном объеме программы по реорганизации российской нефтяной отрасли, то ситуация может серьезно осложниться.

"В последнее время в России существенно растет спрос на нефтепродукты, что напрямую связано с увеличением объема перевозок", добавил эксперт нефтяного рынка Павел Строков. С его слов, на авиатранспорте они с начала 2008 года выросли более чем на 20%. Производители топлива увеличили поставки на внутренний рынок на 14%. "При таком усиленном потреблении и привязке цен к общемировым введение регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному топливу" приведет к тому, что осенью мы просто упремся в стену, когда будет создан дефицит горючего.

Из этой ситуации есть только один выход - отсрочить введение положений регламента и существенно его доработать с учетом реальных возможностей ТЭК России. Если этого не будет сделано, осенью нас ожидает рост цен, который даже трудно прогнозировать", соо бщил Строков.

Еще хуже в связи с новыми стандартами дела обстоят с авиатопливом. Наши авиаперевозчики должны будут перейти с отечественного топлива ТС-1 на JET A 1. По мнению специалистов, это будет означать крах всей нашей авиационной отрасли - начиная с двигателестроения, которое заточено под ТС-1, и заканчивая авиаперевозчиками. Их просто нечем будет заправлять. Цены на керосин, и без того выросшие за последние полгода более чем на 70%, взлетят до небес.

Самое обидное, что используемое в РФ авиатопливо ничуть не уступает западным аналогам. Более того, как убедительно доказали российские исследователи, превосходит их. Как они считают, переход на JET A 1 - чисто декларативный шаг.

Казалось бы, самое очевидное решение в таких условиях - отсрочить введение нового регламента, чтобы не усугублять и без того непростую ситуацию. Но как раз этого власти и не хотят делать. Не держать данное ранее слово они считают дурным тоном, даже если в результате их обещаний с народа снимут последние штаны. Впрочем, не с них же самих. И чего тогда бояться!

Ну а россиянам тогда только и останется, что в массовом порядке пересаживаться на гужевой транспорт, который работает на биотопливе, даже не переработанном.

Источник: Московский комсомолец
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
3 комментария
ПДД онлайн Билет 20, вопрос 18
Что Вам следует иметь в виду, увидев впереди пешехода, переходящего проезжую часть?
Что он может перейти дорогу, не меняя своего темпа движения, или ускориться.
Следует иметь в виду все перечисленное.
Что он может внезапно остановиться или отступить назад.
Ответить