Новости

Свежее предание: спорткар MARUSSIA

25 февраля 2009
≈ 40 минут
122 просмотра

Чертить Ferrari

Ровно два десятилетия назад всё ещё генеральный секретарь ЦК КПСС и уже почти первый президент СССР начал претворять в жизнь придуманную им политику перестройки и гласности.

И в одно прекрасное утро десятки тысяч советских людей (уже вполне зрелых, чтобы устать от «совка», однако ещё не настолько старых, чтобы потерять всякий интерес к жизни) проснулись с неведомым ранее чувством «голода».

Стремление к самостоятельности, жажда интересной работы и желание, наконец, достойно зарабатывать ещё никогда в таком массовом порядке не овладевали жителями Советского Союза. Кто мог – подался в предприниматели. Другие попытались реализовать себя в рамках своей специальности.

Среди первых, но особенно – в числе вторых, было немало представителей одной из самых распространённых в стране профессии – инженеров, в том числе и автомобильных.

И как раз в этот момент практически прекратили всякую деятельность такие «гиганты отрасли» как АЗЛК и ЗИЛ. К ним постепенно стали прибавляться многие предприятия ВПК.

Спрос иногда рождает предложение. И в Москве практически одновременно возникли сразу несколько частных компаний, занимающихся разработкой русских суперкаров.

http://img.autorambler.ru/images/journal/70b31a1a816ee96dd85a7f4c1a1ca794
Проект Marussia. Фото с сайта carclub.ru

Это потом, задним числом, участники подобных проектов будут долго удивляться двум вещам: во-первых, откуда в этих фирмах тут же появились чертежи многих узлов и деталей Ferrari , Lamborghini , Porsche , а во-вторых, за работу в них прилично платили.

Поначалу же всё казалось естественным. «Карандаши» рисовали суперкары и на вопросы своих знакомых о том, чем занимаешься, учась хранить вместо военной коммерческую тайну, коротко и гордо, с притворной небрежностью, отвечали: «Черчу Ferrari».

Словосочетание на какое-то время в определённом кругу просто стало сленговым.

Проявили интерес к подобной деятельности и вполне солидные с виду предприятия. К примеру, в космическом КБ имени Лавочкина (!) существовала группа, конструировавшая российский болид «Формулы-1» с русским же мотором.

Возникла и встречная волна, идущая с Запада. Это сейчас про фирму Prodrive знают почти все. Но представители компании уже в девяностые «сканировали» заводы по всей стране с целью размещения заказов на изготовление деталей для спортивных машин. И они в числе других выслушали немало легенд о фантастических технологических возможностях советского ВПК.

http://img.autorambler.ru/images/journal/1cb09b0b6d4f17d3dda0109e91fa224e
Проект Marussia. Фото с сайта carclub.ru

Интересно, что описанная выше деятельность очень быстро закончилась по всем трём упомянутым направлениям.

Сначала в маленьких частных компаниях стали задерживать зарплату. А потом их хозяева и боссы просто бесследно исчезли.

Представители «оборонки», узнав, что в производстве донышка для пивной банки требуется большая точность, чем при изготовлении корпуса баллистической ракеты, также быстро пришли к выводу о том, что взялись не за своё дело.

Западные же эмиссары наткнулись на такую жадность со стороны российских переговорщиков, что сразу сообразили: сэкономить тут не получится. К тому же, несмотря на то, что изготовить в России можно было действительно всё, никто не брался соблюдать жёсткие сроки, диктуемые европейской практикой производства деталей для спортивной и гоночной техники.

Почему так произошло? Были ли среди руководителей проектов люди, действительно заинтересованные в результатах, или всё замыкалось на пресловутое «отмывание денег»? Или же существовали какие-то другие причины неудач? Ответить на эти вопросы попросту невозможно. Однако косвенный ответ на поставленные вопросы даёт дорожный российский пейзаж.

http://img.autorambler.ru/images/journal/addad22dc78f597b99cdbc6a671ade88
Проект Marussia. Фото с сайта carclub.ru

Что же касается «рядовых участников» проектов того времени, то, разочарованные, они пошли устраиваться на работу в сервисы, автосалоны и автомобильные издания. Ведь больше было некуда. И лишь совсем немногим инженерам, буквально единицам, удалось сохранить «конструкторскую форму» с тех пор до дня сегодняшнего.

В России исполнители чаще всего не хотят нести свою часть ответственности за общий исход дела и даже игнорируют простую истину: солидный соискатель, устраиваясь на работу, должен интересоваться репутацией работодателя ничуть не меньше, чем тот задаёт вопросов по поводу профессиональных, деловых и личных качеств работника. Но эта мысль, скорее, message следующему поколению.

Следующий виток

Двадцать лет – срок как раз необходимый для того, чтобы в стране выросло новое, «не поротое» поколение. К тому же в России за это время появились люди, обладающие профессиональными навыками, ранее у нас практически неизвестными. Речь, конечно же, сначала идёт о дизайнерах, в первую очередь – автомобильных, а потом о маркетологах, PR-менеджерах, политтехнологах, представителях шоу-бизнеса.

На место угасшему «перестроечному» потенциалу пришёл пафос патриотический.

Моя Россия

Патриотизм стал не только основным фактором мотивации руководителей проекта «Marussia», о котором пойдёт речь дальше, но и психологической, моральной, социальной, политической базой для привлечения инвесторов, а также одним из аспектов, рождающих надежду на потребительский спрос. А именно так, как написано в подзаголовке, основатели проекта вольно трактуют перевод с английского на русский язык русского имени Marussia , написанного латиницей.

«Быть русским, покупая всё русское, и таким образом идентифицировать себя как русского человека», - примерно в таких терминах описывает свою концепцию «главный идеолог» проекта политтехнолог Ефим Островский. По собственному признанию господина Островского, он занимается продвижением в российском обществе этой идеи уже в течение четырнадцати лет.

Для Ефима Островского Marussia – это зонтичный бренд. И под этим «зонтиком» со временем должна разместиться группа престижных товаров российского производства. Если со временем в ней, к примеру, появится вертолёт, не нужно будет удивляться.

Но, помимо разработки глобальной концепции, у господина Островского в проекте есть ещё одна важная роль – судя по всему, именно он решает задачу по привлечению инвесторов.

«Марусина» семья

Однако первоначально идея проекта пришла в голову не Ефиму Островскому, а Николаю Фоменко – человеку, в представлении не нуждающемуся. Но ведущий, открывший 16 декабря прошлого года пресс-конференцию в «Новом Манеже», посвящённую презентации проекта Marussia , смог даже удивить. Выход Николая на сцену предварило краткое сообщение о нём как о «потомке талантливого инженера, начальника гаражей Его Императорского Величества, одного из создателей автомобиля «Руссо-Балт», решившего продолжить «родовое дело».

http://img.autorambler.ru/images/journal/f595802a2e40cea8b499fe25ab92192e
Проект Marussia. Фото с сайта carclub.ru

Как бы там ни было, Николай Фоменко, безусловно, является человеком, увлечённым автомобилями. Известно и понятно, что по расчёту автогонщиками не становятся.

Поэтому для Николая, естественно, наибольший интерес представляет первая фаза проекта Marussia – его автомобильная составляющая.

Но и у господина Фоменко планы почти наполеоновские. Поэтому он ведёт речь сразу о трёх автомобилях – спортивном, автомобиле с кузовом седан и кроссовере. Вдобавок ко всему машины предполагается оснащать как бензиновыми двигателями (Renault или Audi), так и электрическими. Такие же электромоторы «планируют устанавливать на три модели Chrysler в 2011-м году».

http://img.autorambler.ru/images/journal/4ca70dc3bf630296c156eef40ee0bafd
Проект Marussia. Фото с сайта carclub.ru

Всю предполагаемую модельную линейку объединяет общий конструктивный подход – сложный пространственный несущий каркас с навесными панелями из углепластика.

MARUSSIA GT

В том, что касается коммерческого или финансового аспекта своей деятельности, руководители проекта и его инвесторы делают основную ставку на будущие кроссовер и седан. За счёт прибыли, получаемой от их сбыта, планируется снижать цену на спортивную модель, чтобы поддерживать её продажи на приемлемом уровне.

Модель GT будет запущена в производство первой лишь потому, что её посчитали наиболее яркой визиткой карточкой проекта.

Например, Николай Фоменко рассчитывает на то, что в 2010 году на построенной в Подмосковье кольцевой трассе состоится этап мирового чемпионата по автогонкам FIA GT. Николай предполагает, что гоночная версия «Маруси» непременно примет в нём участие. И даже откатает целиком весь сезон 2010 года.

Шасси Marussia GT

Так что же представляет собою новый русский спортивный автомобиль – творение главного конструктора проекта Игоря Васильевича Ермилина – инженера, принадлежащего как раз к поколению «чертивших Ferrari», но в последствии сумевшего обогатить свой опыт, работая конструктором в российском и зарубежном автомобильном спорте?

Рассказ о Marussia GT лучше всего начинать с описания несущей конструкции этого автомобиля. Основой упомянутой структуры служит пространственный каркас, сваренный и собранный на болтах из стальных труб и полумонокок – короб, склёпанный из алюминиевых листов и заполненный пенопластом. Эту конструкцию просчитали на прочность инженеры или, точнее, студенты и аспиранты МГТУ им Баумана.

http://img.autorambler.ru/images/journal/a494a70a03332be405db20a393166db8
Проект Marussia. Фото с сайта carclub.ru

В проекте Marussia в целом было множество компьютерных расчётов: аэродинамики, компоновки, пассивной безопасности, ходовых характеристик.

К переднему и заднему подрамнику крепятся подвески – «гоночные», двухрычажные с горизонтально расположенными амортизаторами; к переднему – также, естественно, и рулевое управление с электрическим усилителем.

На заднем подрамнике спорткара поперечно установлен силовой агрегат, состоящий из бензинового V-образного 6-цилиндрового двигателя и пятиступенчатой автоматической коробки передач типа Tiptronic. И то, и другое – от автомобиля Renault Vel Satis . Двигатель Marussia GT в зависимости от степени форсировки развивает либо 240 л.с., либо 300 л.с. В первом случае автомобиль, имеющий массу 950 кг, должен разгоняться до 100 км/час за 4,2 сек.

Кузов Marussia GT

Всю выше описанную конструкцию прикрывают пластиковые кузовные панели.

Дизайн автомобиля Marussia был создан под руководством Глеба Александровича Визеля – выпускника и преподавателя МГХПУ им. С.Г. Строганова.

http://img.autorambler.ru/images/journal/56824a771dec6862d8dc538780f6f3e6
Проект Marussia. Фото с сайта carclub.ru

Сначала Глеб Визель определил стилистическую концепцию дизайна, должного, по его мнению, демонстрировать мощь и стремительность, при одновременном спокойствии и уверенности. После этого студент Строгановки, ученик господина Визеля, Максим Шершнёв нарисовал эскизы дорожной версии автомобиля Marussia GT.

Основу же художественного решения интерьера спортивного автомобиля нашёл другой ученик Глеба Александровича, Дмитрий Крылов.

А вот материал для обивки салона выбрал сам Николай Фоменко, отказавшийся от кожи и остановившийся на текстиле фирмы Pininfarina , ещё даже экспериментальном.

Интересен салон Marussia и своим «содержательным» наполнением. Машина будет продаваться с набором устройств, включающим магнитолу, три ЖК-экрана, беспроводной скоростной Интернет на основе самой современной технологии связи четвёртого поколения 4G от Yota, систему навигации, кондиционер, телефон, Bluetooth, три видеокамеры, в том числе постоянно работающую камеру для фиксации страховых случаев, и жёсткий диск ёмкостью 320 Гб.

При этом конструкция программно-аппаратного комплекса автомобиля не позволяет потребителю отказаться от чего-либо из перечисленного оборудования. Но Фоменко видит в этом скорее достоинство проекта, чем его недостаток, полагая, что машина, не оснащённая подобными системами, будет просто никому не нужна.

http://img.autorambler.ru/images/journal/85d3b8b28879d53dccfc15f1ca41704e
Проект Marussia. Фото с сайта carclub.ru

Настоящий полковник

Надо отдать должное господину Фоменко: ни в процессе своей получасовой речи во время презентации проекта Marussia , ни отвечая на вопросы журналистов, он ни разу не назвал майора генералом, т.е. не употребил по отношению к модели Marussia GT термин «суперкар». Да и во всех материалах для прессы компании «Е.М.М» (так называется фирма, которая разработала и будет собирать автомобили «Маруся») её первенец тоже скромно именуется «спортивным автомобилем». За создателей машины это сделали журналисты, растиражировав в СМИ словосочетание «русский суперкар».

Однако и Николай не обошёлся без преувеличений – рассказывая о своих замыслах, он время от времени косвенно сравнивал проект Marussia c Lamborghini или Aston Martin . Возможно, господин Фоменко просто лучше всего знаком с деятельностью упоминаемых им компаний. И всё же его «Маруся» будет собирать урожай скорее на поле Lotus или пока почти неизвестного в России родстера K1 Attack, но никак не на поляне Lamborghini .

Но более всего поразила «теория всемирного заговора», которой придерживается Николай Фоменко: дескать, гиганты мировой автомобильной промышленности, отягощённые древними технологиями, сознательно тормозят мировой технологический прогресс.

И ещё удивило то обстоятельство, что руководители проекта Marussia с помощью технологий, предназначенных для производства автомобилей небольшими сериями, хотят сделать их дешевле по сравнению с машинами массового производства. Неужели они не понимают, что автомобили, сконструированные таким образом, как линейка Marussia , можно производить в количестве пяти тысяч штук в год, но никак не пятисот тысяч, и уже поэтому они не могут быть недорогими?

Также весьма сомнительно и то, что возможность смены «рубашек», то есть кузовов автомобиля, станет серьёзным конкурентным преимуществом.

Разве пример Lamborghini и тех же команд «Формулы-1», которые Николай Фоменко тоже очень любит поминать, не показывают наглядно, как у них постоянно увеличиваются затраты и растут цены? Может быть, стоит, помимо экономики производства автомобилей для спорта, лучше изучить и «обыкновенное» производство? Тогда сразу станет понятно и то, как китайскому кооперативу удалось сделать крыло для Aston Martin DBR9 за 250 долларов, в то время как British Aerospace требовал двадцать тысяч. Ведь, в отличие от британцев, китайцы этот кевлар не разрабатывали, а просто «позаимствовали», не говоря уже о низких зарплатах и жутких условиях труда и быта китайских рабочих.

Что же касается рассказа о том, что всё передовое создаётся в автоспорте, а потом нагло используется автомобильными концернами – устаревшая сказка для дилетантов, а на презентации присутствовали вроде бы профессиональные автомобильные журналисты.

Рисовать «Марусю»

Оптимизм вызывает тот факт, что показанный ходовой макет автомобиля Marussia GT, несмотря на кривые наружные панели с пузырями, плохо закрывающиеся двери, нарисованные на передней юбке воздухозаборники и интерьер, собранный на скорую руку, не вызывает серьёзных вопросов и замечаний.

Немного смущает двухцветная раскраска кузова – причём как сама концепция «в стиле Veyron» (не слишком ли высокий замах?), так и конкретное чёрно-оранжевое цветовое сочетание, выбранное для первого образца. Но это дело вкуса.

Что касается недоделок, то понятно, что работы здесь непочатый край. Скоре всего, понадобится подгонка деталей и потребуется решать вопросы с уплотнениями. Ничего не известно по поводу шумоизоляции. Совершенно очевидно, что потребуется очень серьезно поработать над интерьером.

Именно поэтому чрезвычайно настораживают объявленные сроки начала серийного производства: первая партия автомобилей Marussia GT должна быть передана клиентам уже в конце мая! Это притом, что Николай Фоменко честно признался в том, что автомобиль начнут учить ездить только весной.

http://img.autorambler.ru/images/journal/81ce569733286b72f0bfdd5f338d6eed
Проект Marussia. Фото с сайта carclub.ru

Ну, неужели многочисленные специалисты, участвовавшие в проекте, не объяснили своим боссам, что расчёты позволяют сократить объём испытаний, но никак не отказаться от них. А как же продувка в аэродинамической трубе? Прочностные испытания? Дорожные испытания, включая длительные, ресурсные? Краш-тесты, наконец?!

Наверное, не нужно никому объяснять, что весь этот комплекс работ проводится не только ради достижения нужных ходовых качеств, требуемого уровня надёжности, но также, даже в первую очередь, с целью улучшения безопасности – то есть для повышения степени вероятности сохранения жизни и здоровья всех участников движения. Законодательные процедуры (сертификация, омологация) – вообще дело десятое.

Может быть, не стоит опускаться до уровня китайского кооператива, а, напротив, попытаться подняться, например, до уровня Lotus Cars и Lotus Engineering?

В противном случае проект Marussia рискует остаться всего лишь в виде курсовой студенческой работы. И только новое сленговое сочетание - «Рисовать Марусю» придёт на замену словосочетанию прежнему - «Чертить Ferrari», а автомобильный пейзаж за окнами останется всё таким же.

Текст: Юрий Кладов.

Источник: Carclub.ru
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
5 комментариев
ПДД онлайн Билет 28, вопрос 1
Обязаны ли Вы предоставлять транспортное средство медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни?
Обязаны независимо от направления движения.
Обязаны только при движении в попутном направлении.
Не обязаны.
Ответить