Новости

СССР помешал Норвегии создать собственный автопром

28 декабря 2010
≈ 9 минут
373 просмотра

В конце 1950-х годов в Норвегии была предпринята попытка создать собственную автомобильную промышленность. На свет появился автомобиль с пластиковым кузовом, укомплектованный двухтактным мотором. Его задумывали в качестве народного автомобиля, своего рода норвежского «Фольксвагена».
Автомобиль получил название «Тролль». Однако мифологическое существо не смогло выжить в современной действительности и погубило своих создателей. До наших дней дожил лишь один экземпляр и лишь один из тех, кто работал над проектом.

Создание первого норвежского автомобиля проходило между 1954 и 1958 годами. В небольшом городке Лунде, что в двух часах езды от Осло, были созданы пять «Троллей». Внешность первенца норвежского автопрома не обещала ему легкой жизни даже по тем временам. Спортивное купе с кузовом из пластика имело 385 см длины и 129 см высоты. Масса четырехместного кузова составляла всего 75 кг, а вся машина весила около 700 кг. Большинство деталей были взяты от машин других марок: мотор и приборы от Gutbrod, колеса от Opel Rekord, стекла от Ford Taunus, руль от Goliath. Двухтактный 30-сильный двигатель мог разогнать машину до 130 км/ч. Обе пассажирские двери открываются в обратную сторону. Машина задумывалась как бюджетное транспортное средство, которое мог бы себе позволить каждый житель небогатой в те времена Норвегии. В качестве образца создатель машины по имени Пер Коль-Ларсен видел Volkswagen «Жук». Цена «Тролля» должна была составлять 12 тысяч крон, на 150 крон дешевле самого доступного «Жука».

В конце 1950-х годов были созданы пять экземпляров машины, из которых в рабочем состоянии остался только один. Столь печальная судьба норвежского автопрома была обусловлена несколькими факторами, в том числе партнерскими отношениями между Норвегией и Советским Союзом. В 50-х годах прошлого века весь импорт машин в скандинавскую страну осуществлялся из СССР. За автомобили норвежцы расплачивались рыбной мукой. Создание собственного автопрома могло испортить бартерный обмен со сверхдержавой, против чего возражало правительство северной страны. И все же создатель машины сумел убедить премьер-министра. Ему был выдан беспроцентный кредит и разрешение на производство двух тысяч автомобилей. Позже правительство Норвегии изменило свое решение, сократив объем выпуска всего до 15 машин и по сути отказавшись от собственной автомобильной промышленности.

Создателям удалось выпустить лишь пять машин. Работы над автомобилем оказались фатальны почти для всех, кто принимал в них участие. Сотрудники фирмы работали со стекловолокном для кузова без респираторов, и все они умерли от рака легких. В живых остался лишь дизайнер и механик проекта Оддвар Лунде, рабочее место которого располагалось в отдельной комнате. Он с ностальгией вспоминает о тех временах, когда создавался автомобиль: «Нас было всего пятеро, но были полны энтузиазма. Настроение в нашей команде было таким хорошим, что мы никогда не смотрели на часы во время работы», - рассказал он в интервью изданию Autobild. Из пяти машин три экземпляра находятся в музее города Лиллехамера в нерабочем состоянии, еще один «Тролль» бесследно исчез. Единственный ездящий «Тролль» может передвигаться только на второй передаче, однако владелец намерен починить коробку передач и довести до конца реставрацию уникального авто.

Текст: Федор Буцко

http://img.autorambler.ru/images/journal/e053efc15d35240314dbe0aad4f871ee
http://img.autorambler.ru/images/journal/5021a34327250b4614e19cc5b6f7306e
Источник: Autorambler
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
4 комментария
ПДД онлайн Билет 39, вопрос 13
Должен ли водитель легкового автомобиля при развороте уступить дорогу автобусу?
Нет.
Да.
Ответить