Новости

Ситикар по-советски

13 декабря 2014
≈ 13 минут
145 просмотров

Если у вас когда-нибудь возникал вопрос: «Как мог бы выглядеть компакткар, разработанный в России?», а ответ «Ока» вас не устраивает, то вот альтернативный вариант — микролитражка «Спутник» с шифром СМЗ-НАМИ-086.

В 1961 году в рядах инженеров НАМИ зародилась инициатива создания прототипа компактного автомобиля с небольшим двигателем. О загруженных мегаполисах и стандарте ЕВРО-6 в те времена никто не слышал, поэтому автомобиль разрабатывался для передвижения инвалидов. А поскольку выражение «каждому по потребностям» всё еще было одной из основных идей в государстве, добро на проект было получено достаточно быстро.

http://img.autorambler.ru/images/journal/543a2b4c3e3840b563233554c9530b06

За реализацию проекта в виде готового прототипа взялись две инженерных группы: первая состояла из представителей НАМИ под руководством Б. М. Фиттермана (конструктор — В. А. Миронов, дизайнеры — Э. Р. Молчанов и В. Ростков), вторая же представляла Серпуховской мотоциклетный завод (Р. Немцов, А. Петрунин, В. Кутков, В. Котов и другие). Группа инженеров СМЗ была привлечена не случайно: «Спутник» имел очень большую степень унификации с производившимися тогда на СМЗ мотоколясками модели С3А. По большому счету, «Спутник» и есть С3А, но кузов из стеклопластика.

http://img.autorambler.ru/images/journal/8dcd3720a1f0aa37e8e7419e2d6a1f29

В 1962 году первый работоспособный прототип был переведен в фазу испытаний. Автомобильчик получился на редкость стильным и ладным: низкий (1,26 м в высоту) кузов типа «Купе» с посадочной формулой 2+2 выглядел очень свежо и смело, и даже сейчас не выглядит странным. Несмотря на компактные размеры, в салоне можно было вполне удобно разместиться на передних сидениях (задние сиденья могли принять только двоих детей). Добиться этого удалось благодаря двигателю, расположенному сзади, и очень компактной торсионной передней подвеске специальной конструкции — с двойными поперечными рычагами на двух продольных торсионных валах. Задняя же подвеска представляла собой поперечные торсионы с продольными рычагами.

Силовая установка не представляла собой чего-то выдающегося, но была разработана практически с нуля и имела в своём составе ряд новых решений. Трансмиссия, разработанная специально для «Спутника», имела электромагнитное сцепление. В нём мощность от двигателя передавалась за счёт магнитного притяжения частиц ферронаполнителя, расположенного между ведущим и ведомым дисками сцепления. Сам механизм был полностью автоматизирован, поэтому водителю необходимо было только переключаться между имеющимися четырьмя передачами. Такой механизм был разработан впервые в истории отечественного автопрома.

Двигатель тоже был передовым. За основу был взят V-образный двигатель от ЗАЗ-965; его «разрезали» пополам и на получившемся одноцилиндровом блоке собрали двигатель для прототипа. На выходе получился моторчик объёмом 500 кубических сантиметров, номинальной мощностью 15 л. с. Что примечательно — двигатель был четырехтактным; это не только выгодно отличало «Спутник» от уже производившихся на СМЗ мотоколясок, но, более того, «четырехтактностью» не могли похвастаться даже европейские малолитражки того времени.

Но, к сожалению, как это часто бывало в истории нашего автопрома, прототип СМЗ-НАМИ-086 так и не дошел до серийного производства. К тому моменту, как прототип был полностью готов перейти «в серию», на заводе в Серпухове уже было во всю развернуто производство более простого варианта средства передвижения для инвалидов — мотоколяски С3А (хорошо известной читателю по фильму «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»).

http://img.autorambler.ru/images/journal/a794f2b75a5ddebf1585f55beead1751

Проект по переналадке производства был признан слишком сложным и дорогостоящим. Так «Спутник» остался лишь проектом.

В конце 1970 года, когда 12-тилетний жизненный цикл «Моргуновки» подошел к концу, у «Спутника» был шанс всё-таки встать на конвейер, но к тому моменту уже подоспел другой проект — С3Д. Та самая неказистая, угловатая «Инвалидка», которую, наверное, видел каждый. Проект был признан более удачным с экономической точки зрения и занял место 086-го на конвейере на долгих 27 лет.

http://img.autorambler.ru/images/journal/12f14561e806c8ee3ae1f6777e713e84

Технические характеристики СМЗ-НАМИ-086 «Спутник»:

— Тип кузова/посадочная формула: Купе/2+2;

— Д х Ш х В: 3100×1400×1260 мм;

— Ширина колеи: 1150 мм;

— Колесная база: 2100 мм;

— Масса/ полная масса: 520/750 кг;

— Компоновка: заднемоторная;

— Двигатель (тип/мощность): одноцилиндровый, 15 л. с. при 4000 об/мин;

— Максимальная скорость: 75 км/ч;

— Расход топлива: 4,5 л /100 км;

— Объем топливного бака: 20 л.

Scriptio: Дмитрий Бобровских.

Источник: Autorambler
Опрос
Стоит ли досрочно пускать за руль лишенных прав водителей?
Да
Нет
8 комментариев
ПДД онлайн Билет 19, вопрос 14
Вы намерены повернуть направо. Ваши действия?
Уступите дорогу только легковому автомобилю.
Уступите дорогу легковому автомобилю и мотоциклу.
Проедете перекресток первым.
Ответить