Новости

С недостатками заработало прямое урегулирование выплат по ОСАГО

10 декабря 2009
≈ 11 минут
37 просмотров

Если раньше для получения возмещения по ОСАГО был только один путь – обращаться в страховую компанию «обидчика», то нынче можно идти туда, где сам покупал полис. Но что с того?

Говорят, что статистика – самая наглая ложь, но здесь ей, наверное, можно поверить. Как утверждают компании-страховщики, число воспользовавшихся возможностью прямого урегулирования по ОСАГО сейчас растет непрерывно.

Напомним, что «прямое урегулирование», оно же «прямое возмещение убытков» - это, по определению ст. 1 «закона об ОСАГО», «возмещение вреда имуществу потерпевшего, осуществляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом страховщиком, заключившим с потерпевшим - владельцем транспортного средства договор обязательного страхования».

Рост числа желающих прийти за возмещением по ОСАГО не в «чужую», а в «свою» компанию связан, во первых, с арифметическим увеличением числа тех, кто получил эту возможность, продлевая полис после 1 марта. А с 1 ноября с.г., когда статистика уже вышла на «чистые» показатели, и возможность приходить «в свою» компанию получили все, по данным московских СК, рост воспользовавшихся прямым урегулированием составляет, в зависимости от компании, от 2,5% до 5%.

Тут важен и психологический момент: такой порядок действий, когда нужно приходить за деньгами туда, где покупал страховку, хорошо понятен и выглядит правильно с точки зрения потребителя.

Наиболее удобным и комфортным прямое урегулирование выглядит для тех, кто держит полисы ОСАГО и КАСКО в одной компании (а таких много), поскольку здесь автовладелец получает в чистом виде «принцип одного окна».

Также, как показывают исследования страхового рынка, при прямом урегулировании, автовладельцы рассчитывают на больший размер выплаты, поскольку обращаются «в свою» компанию, где с ними должны обойтись лучше, чем в «чужой».

Страховщики жалуются, что с введением прямого урегулирования их издержки ощутимо увеличились: страховые премии упали приблизительно на 8%, а выплаты выросли в среднем на 20%.

Напомним, что с точки зрения компаний схема прямого урегулирования работает так. Когда потерпевший обращается за выплатой по ОСАГО, «его» компания, где он покупал полис, направляет заявку на урегулирование убытка в компанию причинителя вреда. Она акцептует заявку, и после этого «своя» компания выплачивает возмещение. Для расчетов между страховыми компаниями в рамках системы прямого урегулирования создан специальный клиринговый центр «РСА-клиринг», к которому сейчас «подключены» порядка 170 страховщиков.

Впрочем, несмотря на все жалобы страховщиков о падении доходов, лишние действия и дополнительные расходы, система прямого урегулирования для них оказывается также выгодна, особенно для некрупных компаний. Нововведение позволяет лучше сохранить клиента, особенно ценного держателя полисов ОСАГО и КАСКО, который прийдя в «чужую» компанию, может быть переманен более ловкими менеджерами, и на следующий год купит КАСКО там.

Но с другой стороны, для автовладельца здесь также появляется возможность на каком-то более простом случае с выплатой по ОСАГО проверить, как работает его компания и стоит ли там продлевать на следующий год/оформлять КАСКО.

В любом случае можно уже констатировать: система прямого урегулирования по ОСАГО в России заработала и постепенно будет набирать обороты.

Кстати, в странах Западной Европы, откуда была адаптирована модель прямого возмещения, с подобной схемой дела обстоят по-разному.
Например, если во Франции схема прямого урегулирования действует с 1968 г., то в Германии она не прижилась, поскольку особенности правовой системы в стране таковы, что позволяют через суд взыскать со страховой компании виновника ДТП дополнительные компенсации за причинение морального вреда, упущенную выгоду от срыва переговоров и т.д.

Французам на отладку системы прямого урегулирования понадобилось около 10 лет, у нас же, где она работает меньше года, еще далеко не все гладко. Российская система прямого урегулирования кроме психологического удобства, никаких реальных гарантий и защиты автовладельцам не дает. Если компания «оппонента»-виновника ДТП лишилась лицензии, ушла с рынка или полис его оказался фальшивым, то никакого прямого урегулирования уже не будет, «свой» страховщик в выплате откажет, предоставив автовладельцу решать проблему самому.

Источник: Журнал "Колеса"
Опрос
Нужно ли ввести штраф в размере 300 тысяч рублей для тех, кто не пропускает скорую помощь?
Да
Нет
26 комментариев
ПДД онлайн Билет 40, вопрос 10
Кто из мотоциклистов занял правильное положение на полосе движения?
Только мотоциклист, занимающий правое положение на полосе движения.
Только мотоциклист, занимающий левое положение на полосе движения.
Оба мотоциклиста.
Ответить