Новости

Прогноз развития авторынка на 2009 год: цены будут расти

11 декабря 2008
≈ 15 минут
68 просмотров

Строить прогнозы, как в 2009 году будет развиваться автомобильный рынок, сейчас никто не берется. Ведь ситуация меняется каждый месяц и пока не в лучшую сторону. Эксперты могут предсказать с уверенностью только две тенденции, которые будут иметь место в 2009 г. в любом случае: рост цен на автомобили и недоступность автокредитов.

Темпы роста иномарок стали снижаться с августа, а по итогам ноября и вовсе упали - впервые за последние четыре года. Снижение в ноябре составило 15% против роста на 9% в октябре, согласно данным AEB. Такого крутого поворота мало кто ожидал. Уже ясно, что в этом году отметку в 3 млн проданных автомобилей вряд ли удастся покорить. Рынок вырастет максимум на 20-30% до 2-2,1 млн автомобилей.

Планы на 2009 г.

Директор практики по оказанию помощи компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers в России Андрей Комаров ожидает сезонного падения продаж на авторынке в январе 2009 г. И только в начале марта, по его мнению, станет понятна более точная картина развития рынка на год. Давать точные прогнозы сейчас очень сложно. Хотя сомнений в том, что рынок ждет если не падение, то как минимум замедление темпов роста, уже практически ни у кого не осталось. Насколько серьезное будет снижение темпов продаж, зависит от общей финансовой ситуации на рынке.

Существует как минимум два варианта выхода России из кризиса. Оптимистичный сценарий предполагает, что уже в середине следующего года произойдет смена тренда на мировых финансовых рынках и в России. По пессимистичному прогнозу, страна находится лишь в начальной стадии кризиса, который продлится еще как минимум два года.

Если кризис всерьез и надолго

Согласно пессимистичному прогнозу, российский автомобильный рынок ждет серьезный "откат" назад, считают эксперты агентства "Автостат". Продажи автомобилей могу упасть в 2009 г. на 20% и более. Годовой уровень продаж в 2009 г. скатиться до уровня 2006 г. - до 2,1 млн автомобилей с последующим инерционным снижением ниже 2 млн штук (прогноз "Автостата").

Шансы России стать первым рынком в Европе по объемам реализации машин уменьшаются. Автопроизводителям и дилерам придется больше думать не о продвижении продукции и технологических инновациях, а о том, как справиться с дефицитом ликвидности, ростом расходов, а также с падением продаж и скоплением машин на складах. Одним из путей выхода будет сокращение объемов местного производства. Ford, Renault, Volkswagen, Toyota, а также "АвтоВАЗ" и "GM-АвтоВАЗ" уже решились на это в конце-2008 г. и начале 2009 г. При дальнейшем падении продаж они вынуждены будут снова сокращать производство и отправлять сотрудников предприятий в вынужденные отпуска.

Те иностранные концерны - Mitsubishi, Peugeot-Citroen, - которые только планировали строительство автозаводов в России, отложат инвестпроекты на неопределенный срок. Ford уже перенес сроки организации массового производства второй модели на заводе во Всеволожске - Ford Mondeo - на весну 2009 г. "АвтоВАЗ" сдвинул начало сборки моделей Renault и Nissan на 2010-2011 гг. Российский авторынок перестанет восприниматься автопроизводителями как спасательный круг на фоне падения мировых рынков.

Импорт автомобилей также будет сокращаться, считают в "Автостате". Во-первых, производители сокращают производство по всему миру. А главное, что с 10-11 января в России вступит в силу постановление правительства, существенно увеличивающее импортные пошлины на автомобили. Постепенно объемы импорта будут замещаться иномарками российского производства, считают в "Автостате".

Если в 2009 г. сменится тренд: оптимистичный сценарий

Если к середине следующего года мировой финансовый кризис начнет утихать и экономика России начнет восстанавливаться быстрыми темпами, дышать станет легче. Продажи автомобилей резко не вырастут, но серьезного падения удастся избежать. Оптимистичные настроения на мировых финансовых рынках позволят реальному сектору, в том числе и автомобильному рынку, относительно безболезненно пережить осложнения. Годовой уровень продаж в 2009 г. ожидается на уровне 2,4 млн машин (прогноз "Автостат"). В краткосрочной перспективе возобновится рост и достижение рынком отметки в 3 млн автомобилей в 2010 г., а следующего рубежа в 4 млн шт. в начале 2012 г. (прогноз "Автостата").

Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов сомневается, что в 2009 году произойдет падение продаж, как иномарок, так и отечественных автомобилей. "Скорее можно говорить о снижении темпов роста нашего авторынка. Если по итогам 2008 года объём проданных машин превысит результаты 2007 года на 20%, то 2009 год может превысить 2008 год, лишь на 8-10%", - считает эксперт.

Местные производства иностранных автоконцернов увеличат свои объёмы, но это увеличение не будет столь большим как планировалось ранее – объёмы увеличатся на 6-8% по сравнению с 2009 годом, прогнозирует Дмитрий Баранов. Запущенные проекты будут реализованы, а всё что находится в стадии проектирования, будет заморожено, добавляет он. Импорт новых иномарок, по его мнению, не сократится, а покажет рост на 10-12%. А вот импорт подержанных иномарок может сократиться по сравнению с 2008 годом на 13-15%, прогнозирует эксперт. Главной причиной станет рост импортных пошлин на машины.

Вся маркетинговая политика компаний будет направлена на максимальное стимулирование продаж автомобилей, поэтому останутся и скидки, и акции, и прочие мероприятия, радует Баранов.

Однозначно

Что касается автокредитования, то при любом варианте в ближайший год не стоит ждать его восстановления. "Ставки будут очень высокие и невыгодные для потребителей. Ожидать восстановления автокредитования можно лишь в конце 2010 года", - считает Баранов.

Цены на автомобили вырастут также при любом раскладе - это уже неизбежно. Концерны постараются переложить на потребителей рост импортных пошлин на иномарки, а также ослабление рубля по отношении к доллару и другим валютам. "В среднесрочной перспективе рост курса доллара к рублю вызовёт повышение расходов автопроизводителей, которые будут вынуждены компенсировать их повышением рублёвых цен", - говорит RB.ru Дмитрий Баранов. По его прогнозу, за два года рост цен может составить 10-15% по сравнению с ценами 2008 года. Цены на автомобили Lada также будут расти, но не такими темпами. За два года подорожание цены может составить 6-8%, говорит Дмитрий Баранов.

Текст: Ольга Самофалова.

Источник: RB.ru
Опрос
Нужно ли ввести штраф в размере 300 тысяч рублей для тех, кто не пропускает скорую помощь?
Да
Нет
52 комментария
ПДД онлайн Билет 38, вопрос 18
При движении в плотном потоке Вы заметили сзади транспортное средство, движущееся на слишком малой дистанции. Как следует поступить, чтобы обеспечить безопасность движения?
Скорректировать скорость движения, ослабив нажатие на педаль газа, чтобы увеличить дистанцию до движущегося впереди транспортного средства.
Допускается любое из перечисленных действий.
Увеличить скорость движения, уменьшив дистанцию до движущегося впереди транспортного средства.
Предупредить следующего сзади водителя резким кратковременным торможением.
Ответить